24 мая — день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В этот день мы должны еще раз повторить, что православный мир не навязывает единообразия, не требует (в отличие от Запада) тотальной унификации.
Это проявляется и в церковном устроении: на Востоке сосуществует симфония Патриархий, на Западе — господствует Рим. Это проявляется и в культурном пространстве: на Востоке — разнообразие национальных письменностей, на Западе — засилье латиницы.
В границах Византийской цивилизационной ойкумены возникло несколько письменных традиций, родственных основной, греческой. Свои оригинальные виды письма, которыми пользуются до сих пор, создали армяне, грузины, эфиопы. Но самое широкое распространение и мировую известность получило, конечно, письмо славянское, Кириллица, творение школы просветителей Кирилла и Мефодия.
Кириллица создана специально для славян, она идеально приспособлена для передачи нашей фонетики. Даже со
седним, родственным с нами балтийским и германским языкам она подошла бы гораздо лучше, чем латинская письменность. Судите сами, как короче и проще записать: «ещё» или «jeshchjo», «дойч» или «deutsch»?
Вместе с тем, кириллица не просто самый удобный способ записи славянских слов. Это ещё и графический код нашей цивилизации, показатель её самостояния, самоценности.
К чему привёл отказ западных славян от кириллицы, подчинение правилам внешне более развитого, более древнего латинского мира? Не к прогрессу и равному процветанию с народами Запада, но к многовековому порабощению, утрате национальных государств, и,- если бы не Россия,- к перспективе полной ассимиляции.
Совсем недавний, произошедший в девятнадцатом веке, отказ от кириллицы румын, совпал для наших православных балканских братьев с полной подражательной зависимостью от западных держав, что, в конечном счёте, привело к участию в бесславном гитлеровском походе на Восток.
В наши дни борьба за кириллицу — это борьба за культурную независимость народов Российской цивилизации. Отказ от кириллицы и переход на латиницу, — где бы он ни замышлялся, на Балканах, Украине или в Средней Азии, — это всегда инструмент западной экспансии, утрата национальной самобытности и угроза культурной ассимиляции.
Кирилл и Мефодий не были воинами. Но своим тихим подвижническим трудом они сделали больше многих воинов для защиты славянской самобытности, для независимого развития Православного мира, для культурного упрочения Российской цивилизации.
Помните: на кириллице написаны не только статьи Менделеева и стихи Пушкина, — кириллицей маркирован самый первый корабль, преодолевший земное притяжение и вышедший в космос. Азбука Кирилла и Мефодия — не просто наше национальное богатство, но достояние всего человечества.