Художник Вадим Конев, родившийся и выросший на Русском севере, а затем переехавший в Крым, посвятил значительную часть своей жизни и творчества идее всеславянского единства. Преамбулой выставки являются слова философа Н. Я Данилевского: «Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгарина, — после Бога и Его святой Церкви, — идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага»...
Недаром экспозиция открывается портретом Николая Данилевского, а ее смысловым стержнем являются сюжеты Крыма, где знаменитый апологет панславянской историософии написал свой труд «Россия и Европа». Под Форосом, который мы неоднократно видим на полотнах экспозиции, располагалось родовое имение Данилевских, здесь же сегодня находится могила Николая Яковлевича, ценой больших усилий восстановленная в 1996 году при содействии художника Вадима Конева и его супруги Людмилы Шершневой.
«Данилевский похоронен в семистах метрах от нашего крымского дома, — рассказывает Людмила Шершнева. — Наши творческие судьбы неразрывно связаны с идеями этого великого ученого. Он нас позвал в дорогу, которая длится уже 12 лет».
Мысль об интроспекции славянской цивилизации, о ее духовных и материальных границах нашла свое отражение в портрете вологодского первооткрывателя Семена Дежнева, именем которого названа самая восточная точка евразийского материка. В сущности, выставка является диалогом двух портретов. И в этом несомненная удача организаторов. Тихий, вдумчивый образ «патриархального» Данилевского предлагает нам оглянуться в прошлое, а молодой и горячий взгляд Дежнева, с надеждой и счастьем брошенный вдаль, призывает нас не останавливаться, идти и дальше открывать для себя неизведанную Русь. Семен Иванович как будто остановился на берегу и сам не верит, что дошел до последнего моря.
Артем Сериков
Художник Вадим Конев: вологодский характер и панславянская идея
Художник Вадим Конев: вологодский характер и панславянская идея