Иерей Иоанн Новиков: «Христос, без сомнения, по-настоящему был рядом с нами в тот момент, когда такое чудо совершилось»
Так, иерей Иоанн Новиков, клирик московского храма священномученика Ермогена в Крылатском, поведал о том, как 19 августа, в праздник Преображения Господня, после Божественной литургии он отправился в реанимацию посетить больных ковидом. Чудо состояло в том, что в планах священника этого не было. Все предыдущие посещения происходили по договоренности с персоналом, и сестра милосердия заранее составляла маршрут с указанием пациентов, которые желают поговорить со священником и причаститься. Но на этот раз батюшке Иоанну, по его словам, во время службы «на сердце пришло желание посетить в этот день больных», «поздравить с праздником». Он взял Святые Дары и пошёл в реанимацию по наитию.
— Подхожу в епитрахили к первому попавшемуся больному, рассказывает отец Иоанн, — а он, увидев меня, начинает плакать, прямо слезы ручьем. Я немножко даже испугался, а он плачет, не может остановиться. Говорю: что случилось, я пришел с праздником поздравить. А он отвечает: батюшка, я священник, сегодня день моей хиротонии священнической, вот я и лежу, сокрушаюсь, плачу, что в такой день, в день моей Пятидесятницы, я без причастия остался, — а вдруг ко мне приходит Сам Господь! Таким образом, больной священник, печалясь о том, что в свой знаменательный день остаётся без причастия, удивился милости Господа, который услышал его мольбу и послал к нему отца Иоанна.
— Честно говоря, я и сам прослезился, — сказал отец Иоанн. — Батюшка причастился, и когда сказал слова, которые мы всегда говорим в алтаре, — «Христос посреди нас», — то Христос без сомнения, по-настоящему, был рядом с нами в тот момент, когда такое чудо совершилось.
Также отец Иоанн добавил, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу:
— И, как Вы сказали, действительно, там, где тяжело, всегда Господь рядом с людьми; очень часто Господь Сам направляет, к кому подойти, кого поддержать.
— Когда проходишь маршрут всегда берешь с собой запасные Дары, — продолжил отец Иоанн, — потому что причащаются и другие люди, увидев, что подошел батюшка. И я всегда захожу еще в реанимацию, если остаются Дары. И вот однажды я в реанимации подхожу к первому попавшемуся человеку, — а это бабушка из храма по соседству с тем, где я служу. Она столько ждала, молилась, просила Бога о том, чтобы ей причаститься, — и вот причастилась. Я не запомнил, где она лежит, но и через неделю у меня снова остались Святые Дары, и Господь вывел именно к ней. А еще через несколько дней она преставилась ко Господу, и настоятель ее храма мне звонил, благодарил за причастие и говорил, что эта бабушка была его главным помощником, с самого основания прихода. Слава Богу, что мы являемся свидетелями такой Божией помощи!
Святейший Патриарх Кирилл: «Нельзя нам, недостойным и грешным, восхищать те права, которые принадлежат только Господу»
Иерей Иоанн Новиков также говорил о том, что его сердце как священника часто сокрушается о том, что время исповеди, когда человек в тяжелом состоянии, часто ограничено, и покаяние может быть неполным. О чем самом главном нужно спросить в такой момент? — Спросил он у Предстоятеля Русской Церкви.— Хотел бы поблагодарить и Вас, отец Иоанн, за то, что Вы рассказали, — ответил Святейший Патриарх Кирилл. — Тоже трогательные истории. Замечательно, что у нас священники имеют сейчас возможность соприкоснуться с той стороной жизни, которая в нормальных условиях остается чаще всего за пределами нашего пастырского внимания. Кризис ввел нас в соприкосновение с этой тяжелой, очень скорбной стороной человеческой жизни.
— А о чем спросить на исповеди? Если перед вами человек мало воцерковленный, не имеющий опыта исповеди, то перечислять ему грехи по требнику — это самое неправильное дело. Многие и не понимают, что имеется в виду, спрашивают на исповеди: батюшка назвал такой-то грех, а что это означает? Никакого формального подхода, никакой опоры на заготовленные тексты в данном случае быть не может. Ставлю себя на Ваше место и задумываюсь: а что бы я спросил у больного? Я бы спросил: что было в Вашей жизни такого, о чем Вы сожалеете? А если у собеседника есть определенная способность анализировать свое внутреннее состояние, то вопрос мог бы звучать так: а что угрызает Вашу совесть? Вспомните, как Вы жили: может, в молодости кого-то обманули, нечестно поступили, когда-то взяли чужое, вольно или невольно, — поройтесь в своей совести! Такие наводящие вопросы могут привести человека к осознанию того, что тот или иной поступок, на который он и не обращал особо внимание, на самом деле является греховным. А если человек и на эти вопросы не сможет ответить, то надо просто предать его в руки Божии и, конечно, прочитать над ним разрешительную молитву. Не надо отвергать этого человека, ведь не мы грехи прощаем, а Господь, и мы не можем становиться преградой между Божественным милосердием и этим человеком. Мы не знаем всех перипетий его жизни, всего того, что творится в глубине его души, и потому ни в коем случае нельзя нам, недостойным и грешным, восхищать те права, которые принадлежат только Господу, — прощать и разрешать от грехов. Вот так бы я ответил.
Святейший Патриарх Кирилл: «Зло нежизнеспособно, при торжестве зла не может существовать человеческая цивилизация»
Иеромонах Агафангел (Шкуранков), настоятель Вознесенско-Благовещенского храма города Ярославля, руководитель социального отдела Ярославской епархии, в ковидной зоне бывает с осени прошлого года. В беседе с Предстоятелем Русской Церкви он рассказал о своих тревогах восприятия Церкви многими людьми, которые будто ищут Бога, но никак не найдут мостик:— Мы привыкли общаться с теми, кто к нам приходит, кто готов как минимум нас слушать, мы их видим в храме, видим, как они подходят задать вопрос к батюшке; даже в такси водитель часто обращается: «Батюшка, а можно у Вас спросить?» Но, обходя больных, мы увидели, как мало у нас миссионерского опыта, необходимого для общения с людьми, которые к Церкви равнодушны. Зачастую даже просто начать общение — целая проблема для священника. Многими Церковь воспринимается лишь как общественный институт. Сакральная жизнь Церкви, предназначение Церкви для соединения человека с благодатью Божией, преображающей наше естество, таинства Церкви — все это не ассоциируется с личным поиском Бога. Такое ощущение, будто между нами и этими людьми, зачастую ищущими Бога, нет мостика, или будто мы говорим на разных языках. Церковь редко сталкивается в своей миссии с атеистами, агностиками, но чаще мы видим непонимание людьми смысла служения Церкви и участия Церкви в их жизни. И вот, если позволите, мой вопрос такой: Ваше Святейшество, как Вы считаете, что необходимо сделать в рамках миссии всей Церкви, чтобы не допустить десакрализацию в сердцах людей, дать им ощущение необходимости Богообщения?
— Вот сейчас я слушал Вас, — ответил Святейший Патриарх Кирилл, — и почему-то в сознании возник образ апостола Павла. А ведь его и палками побивали, и камни в него бросали! Слава Богу, Вас не побивают палками и камни не бросают, — чего тогда грустить? Другими словами, все то, что Вы испытываете, Церковь испытывала всегда, с апостольских времен, и будет испытывать до последнего дня человеческой истории. Ведь слово Божие — словно обоюдоострый меч, рассекающий даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов (Евр. 4:12), как в Священном Писании по-славянски сказано. Поэтому, несомненно, проповедь о Христе всегда является вызовом, и на этот вызов каждый отвечает по-своему. Проповедь Церкви всегда встречала, встречает и будет встречать у части людей неприятие, — к этому мы должны быть готовы.
Почему же мы так болезненно это воспринимаем? А потому что Православие, несмотря даже на годы атеизма, — это органическая часть нашей народной культуры, нашей истории, и хотят того люди или не хотят, но они сформировались в этом культурном, историческом пространстве; если не сами, то их родители, дедушки, бабушки. Вот нам и обидно, когда нас гонят, нас не признают, а на самом деле мы должны привыкнуть к тому, что не всякое наше слово воспринимается с восторгом и не каждый священник встречает уважительное к себе отношение.
Думаю, по мере приближения к завершению истории все более озлобленным, нетерпимым будет отношение к тем, кто проповедует Христа. А иначе как антихрист придет, если все будут добрыми, хорошими, если идеалы добра, правды, веры будут жить в людях? Антихрист может прийти тогда, когда эти идеалы будут выброшены на обочину жизни, когда их будет принимать абсолютное меньшинство людей. Вот тогда антихрист и воцарится, а иначе как за такого зверя проголосует народ, да еще во вселенском масштабе?
Негативная реакция на нашу проповедь — это то, что всегда было и будет до скончания века. Поэтому мы должны себя готовить и духовно, и психологически к встрече с людьми, которые без всякого уважения относятся к нашей личности, к нашему служению, к нашим словам. В конце концов, «не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32) — это слова, которые обращены к Церкви воинствующей, Церкви, живущей в меньшинстве, к Церкви, которая встретится с антихристом лицом к лицу. Поэтому мы все, особенно священнослужители, должны быть абсолютно убежденными в правоте своего дела, способными проповедовать Спасителя в любых условиях. Настой во время и не во время (2 Тим. 4:2), как говорит апостол Павел.
А теперь вопрос: а вот наше духовенство, в абсолютном большинстве, к этому готово? У меня есть сомнения по этому поводу. Не надо ожидать, что каждый встретит нас благорасположенно. Такого не будет. Кроме того, и враг рода человеческого работает: смотрите, сколько всего неправедного, злого, клеветнического выплескивается сегодня на Церковь в соцсетях и в других средствах массовой информации! Мы не живем в условиях полного благоприятствования, многие силы продолжают формировать антицерковные, антирелигиозные убеждения в нашем народе, особенно среди молодежи. Поэтому наше слово всегда будет обоюдоострым, разделяющим человеческое общество — одни будут «за», другие «против», и нельзя исключать, что по мере движения человечества к завершению истории зла будет становиться больше, чем добра.
Что же такое конец мира? Когда он наступит? Только тогда, когда количество зла многократно превысит количество добра, когда зло приобретет глобальную власть. Зло нежизнеспособно, при торжестве зла не может существовать человеческая цивилизация, — вот тогда и придет конец. Но мы с благодарением Богу должны осознавать, что на сегодня количество и сила добра в человеческом обществе в масштабах всей земли превышает количество зла. Тогда возникает вопрос: а где мы, как Церковь, что мы сейчас должны делать? А мы должны работать в пользу добра на всех направлениях, на каких только возможно, — и нашим словом, и нашим делом, и нашим примером, и особенно нашей молитвой.
Вот почему Церкви абсолютно необходимо принимать сегодня участие во многих общественно значимых проектах, которые могут так или иначе отразиться на нравственном состоянии людей. Есть у нас такие «суперправославные», которые призывают уйти в гетто, в затвор, отгородиться от этого мира, который во зле лежит. Это сектантская психология, абсолютно антицерковная, и она работает на пришествие антихриста. Ведь на протяжении всей истории антихристианские силы и пытались загнать нас в гетто. Но нам нельзя отступать, и уступать место антихристу никак нельзя, нужно бороться за каждую человеческую душу и употреблять все допустимые усилия и способы, чтобы сохранить наше влияние, в первую очередь на нашу молодежь, которая в силу многих причин более всего расположена к некритическому восприятию разного рода идей. Вот почему работа с молодежью представляется мне особенно важной.
/конец цитаты/
По материалам Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Читать полностью: