Третий год подряд Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата открывает прием заявок на всероссийский конкурс «Защита семьи, материнства и детства». Фонд поддержки подобных инициатив составляет 15 млн рублей.
Набор решений, на которые предлагается потратить выделенные средства, вскрывает острейшую проблему российского общества. Это создание приютов для беременных, кабинетов предабортного консультирования, телефонов доверия, центров гуманитарной помощи, проектов по трудоустройству женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, поясняет пресс-служба Милосердия. Особенность конкурса в этом году в том, что приоритет будет отдаваться проектам, включающим в себя добровольческую службу.
Последнее замечание интересно в контексте диалога с западным христианством. Так в протестантской традиции помощь многодетным семьям, матерям-одиночкам, сиротам со стороны приходской общины является не просто развитой практикой, а обыденной нормой. Причем, этой помощью на добровольных или частично добровольных основаниях озадачиваются молодые, не обремененные заботами члены общины. Для раздробленного и больного потребительским эгоизмом российского сознания подобные коллективные нормы кажутся неестественными или оскорбительными. Феномен «добровольчества» в православной среде призван преодолеть этот кризис ближних.
«В большинстве действующих сейчас проектов число добровольцев в несколько раз больше, чем сотрудников, — акцентируют внимание сайт «Православие и мир». — Таким проектам необходимо финансирование на содержание приютов, оборудование рабочих мест и др.».
Благодаря конкурсу за последние три года число церковных приютов для матерей с детьми и беременных женщин многократно возросло. Если в 2011 году на всю страну был один такой приют, то сейчас в различных регионах России от Калининграда до Южно-Сахалинска действуют 14 таких учреждений.
Положительная статистика свидетельствует и о не положительных процессах. Институт семьи в России находится под угрозой в результате внедрения потребительского сознания в массы. Немало семей (в том числе православных) распадается. Этому способствует не только светская установка — взять от жизни максимум удовольствий, но и сама современная трактовка «развода» как не желательной, но объективной социальной тенденции, в которой нет ничего страшного. Факт распада семьи перестает расцениваться как катастрофа даже в христианской среде. Это влечет тяжелые последствия и для русской демографии, и для христианской веры. Человек, не желающий хранить верность, не сможет верить.
Одним из больных звеньев российского общества оказались мужчины. Этот момент не акцентируется и не дооценивается сторонниками крепкой семьи, что также негативно сказывается на ее перспективах. Именно мужчины сегодня оказались «слабым полом» в секулярном мире. Культ телесных удовольствий разрушает современные семьи, и в первую очередь он бьет по самому мужчине. Подавляющее число семей распадается из-за мужских измен. В религиозно — ориентированной среде этот факт почему-то замалчивается или воспринимается как потенциальная угроза патриархальному мировоззрению. Возникает дефицит мужества в постановке диагноза.
Женщина, оставшаяся одна (обыкновенно с детьми), перед лицом трудностей становится беззащитной. То, что Церковь призывает христиан обратить деятельное внимание именно на эту категорию граждан, имеет огромное значение для России. В сущности, предлагается сделать первые шаги к решению общенациональной проблемы безотцовщины. Огромную роль в этом процессе может сыграть самоорганизация и взаимовыручка. Христианская община заменит «блудных отцов».
По сообщению СМИ
Христианские общины заменят «блудных отцов»
Христианские общины заменят «блудных отцов»