Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • «Хайп» вокруг «Матильды»: общество — в проигрыше, бенефициары — в тени

        «Хайп» вокруг «Матильды»: общество — в проигрыше, бенефициары — в тени

        «Хайп» вокруг «Матильды»: общество — в проигрыше, бенефициары — в тени

        В течение текущего года в России были осуществлены две масштабные общественно-политические акции, ставшие своеобразным продолжением «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года. Мы имеем в виду столкновения различных групп общества и государства вокруг вопроса о передаче Исаакиевского собора весной с.г. и, спустя полгода — баталий по поводу деятельности режиссеров «Гоголь-центра» и фильма «Матильда».

        Оставим в стороне историю с «панк-молебном» и заметим в случае с последними тремя всероссийскими хэппенингами, что всякий раз поводом для столкновений между сторонами конфликта становилась инициатива чиновников, всякий раз в момент кульминации противостояния эти чиновники отходили в сторону. После чего «стрелка» общественного возмущения переводилась с обсуждения реальной проблемы на тему «религиозного мракобесия».

        В случае с Исаакием, РПЦ вела себя дипломатично и взвешенно, осознанно не идя на конфликт. Но обвинили в итоге в разжигании социальной розни Русскую Православную Церковь, в СМИ активно муссировались фейки о том, что Исаакий якобы силой хотят «отобрать у музея» и передать верующим.

        Конфликт удалось погасить, однако в сообществе антирелигиозных радикалов было решено праздновать победу. Что не могло не воодушевить их на продолжение борьбы с «религиозным мракобесием» уже потому, что любой успех в любой «революции» требует закрепления.

        Следующий эпизод развивался по схожему сценарию. Вопреки расхожим стереотипам, медийный «хайп» вокруг «Матильды» инициировала вовсе не Наталья Поклонская, а совсем другой политик — экс-сенатор Добрынин, выступивший в роли адвоката режиссера Алексея Учителя, а ранее прославившийся в Совете Федерации своими выступлениями в защиту граждан, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации, якобы страдающих от «дремучего и бородатого гееборчества». Вместо того, чтобы снизить накал полемики, экс-сенатор отмечался шумными пресс-конференциями в наступательном ключе.

        Такую тактику, конечно, можно объяснить чисто коммерческими соображениями. Однако дело тут не только в том, что чрезмерно затратный фильм требует окупаемости, а значит нуждается в масштабной и желательно бесплатной рекламе, а режиссер ждет международного признания, что возможно только в случае, если он будет выставлен жертвой гонений со стороны «дремучего и бородатого» морального большинства.

        Если ставить вопрос таким образом, то выбор адвоката в случае с «Матильдой» был удачным: PR-менеджеры добились «хайпа», и на Западе «Матильду» уже готовы встретить так, как не встречают, пожалуй, даже картины Звягинцева. «Я только что снялся в фильме „Матильда“ Алексея Учителя, у которого тоже сейчас огромные проблемы», — делится откровениями связанному со структурами экс-олигарха Ходорковского сайту «Медуза» немецкий актер и режиссер Томас Остермайер. По мнению Остермайера, российские художники достаточно пострадали в сталинские времена. «А теперь в вашей культуре наступило новое непростое время — путинское», — говорит немецкий участник проекта.

        Дело, однако, еще и в том, что, мягко говоря, «постмодернистская» интерпретация образа последнего русского царя (и, в особенности, почитаемой верующими царицы Александры Федоровны, олицетворяющей семейные ценности) — прекрасный повод для того, чтобы в очередной раз натравить красных на белых, а затем и тех, и других — на Русскую Православную церковь. Идеальный сценарий. Особенно в контексте 100-летия русской революции.

        А теперь посмотрим, что мы (общество, страна) имеем в результате реализации этого сценария. С одной стороны, благодаря ответственной позиции Церкви и высшего политического руководства страны (напомним, что ходе «Прямой линии» Президент РФ внятно дистанцировался от персонажей, сделавших ставку на продвижение «Матильды» любой ценой) остроту конфликта удалось несколько погасить. Важно, в частности, что четырехсерийную версию фильма не будут демонстрировать по федеральным телеканалам, как это ранее планировалось.

        Тем не менее, антирелигиозные «борцы с мракобесием», как и в случае с Исаакием, вновь ощущают себя победителями, поскольку стараниями медийного официоза создалось впечатление о том, что «поле битвы», якобы, осталось за ними. В который раз им удалось показать, кто хозяин в культурном пространстве России.

        При этом плодами искусственно созданного противостояния воспользовались силы, далекие от культуры (как бы ее не понимать).

        В частности, масштабную угрозу для духовной безопасности России представляет вброшенная в СМИ тема «православного экстремизма», связанная с фейковой организацией «Христианское государство — Святая Русь». Все, что известно об этой структуре, позволяет предполагать, что она создана далекими от религии людьми, связанными с антироссийскими и антиправославными кругами на Украине, а также со структурами экс-олигарха Михаила Ходорковского (напомним, что финансируемый ими сайт meduza.io сыграл ведущую роль в медийной раскрутке пресловутого ХГСР). Если учесть, что уже много лет радикальные антицерковные проекты раскручиваются в сети с использованием самых современных интернет-технологий (яркий пример — одиозный и лживый антипатриарший ресурс 3rm.info), ситуация требует повышенного внимания и быстрого реагирования.

        О необходимости системного изучения радикальных псевдоправославных течений уже давно говорит известный российский ученый-религиовед, руководитель Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев, однако усилий в этом направлении предпринимается явно недостаточно.

        Вмешательство олигархических кланов и недружественных России международных структур (в том числе базирующихся на территории сопредельных государств) в культурную и религиозную жизнь России должно быть решительно пресечено.

        Еще одним негативным последствием истории с продвижением «Матильды» стал тот факт, что эта история, если угодно, стала испытанием на прочность для «президентского большинства», консолидированного сегодня на патриотической и традиционалистской основе. Показателен в этом смысле опрос об отношении к показу «Матильды» на сайте интернет-издания «Взгляд», представляющем собой «сборный пункт» для наиболее мотивированных, активных и мыслящих сторонников российского лидера.

        Несмотря на то, что само издание не поддерживало критику «Матильды» , почти треть участников опроса высказали негативное отношение к показу фильма. Это, разумеется, не означает, что под влиянием одной лишь истории с «Матильдой» люди изменят свои политические предпочтения (тем более что сам президент РФ, как уже было упомянуто, дистанцировался от продвигающих «Матильду» чиновников). Однако осадок от этой истории, к сожалению, останется, что особенно неприятно на фоне предстоящих в следующем году президентских выборов.

        Пожалуй, единственный позитив в истории с «Матильдой» заключается в том, что на повестку дня встала действительно важная проблема: вопрос о производстве за ГОСУДАРСТВЕННЫЙ счет фильма, мягко говоря, не способствующего укреплению единства российского народа. И уже далеко не в первый раз. Нам возразят, что для православных верующих в данном случае важно соответствующее отношение (почитание) к Царской семье, в то время как российское государство носит многоконфессиональный характер. Очевидно, однако, что все ответственные граждане, независимо от их религиозной идентичности, заинтересованы в том, чтобы за бюджетные деньги производились фильмы высочайшего качества и с определенной позитивной, созидательной и объединительной начинкой.

        Хочешь поэкспериментировать, стравить одну социальную группу с другой, продемонстрировать какой ты оригинальный, развлечь публику клубничкой и т. п. — все это не возбраняется, пожалуйста, но — за счет частных инвесторов. Государство же как таковое (в данном случае — Министерство кино или же Фонд культуры с госучастием) вряд ли должно поощрять уничижение своих руководителей — как современных, так и тех, чьи имена принадлежат прошлому.

        Как, собственно, и в случае с Гоголь-центром. Возможно, на гендерные эксперименты Серебренникова никто бы не обратил внимания, не производись они с таким размахом за государственный счет.

        Ну так что, коррупция в культуре — это проблема или нет? Моральное разложение общества, поощряемое государством — не проблема? Искажение истории в сторону опошления государственных деятелей (про недостатки которых мы и так знаем) и унижения тем самым собственной страны, которая в данный конкретный момент времени пытается выбраться из этого униженного состояния сверхдорогой ценой — тоже не проблема?

        Все вышеперечисленное — не просто требует адекватного ответа на государственном уровне. От того, как власть ответит на эти вызовы, зависит судьба каждого из нас, ибо всё сегодня в России и в мире висит на волоске: и наше место в ООН, и санкции против нас, и операция российских ВКС в Сирии, и судьба русских на Донбассе, и будущее российского государства как таковое.

        Авторы: Владимир Тамак, Федор Крульков

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"