230-летие со дня рождения Надежды Андреевны Дуровой — первой русской женщины- офицера и талантливой писательницы XIX века отметят 25-27 сентября 2013 г. в Елабуге, в музее-усадьбе Надежды Дуровой, где состоится презентация новой книги «Избранные сочинения Надежды Дуровой», а также научно-практическая конференция «Надежда Дурова: воин, писатель, личность».
Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) — дочь гусарского ротмистра из дворян, Андрея Васильевича Дурова, и дочери полтавского помещика Надежды Ивановны Александровой. Детство Нади прошло в вечных скитаниях по гарнизонам, нянькой девочки стал денщик отца Астахов. Надя всегда была любимицей отца, который в 1788 вышел в отставку в чине секунд-майора, а в 1789 получил назначение городничим в Сарапул.
Идеал Нади — генералиссимус Александр Васильевич Суворов, любимые забавы — лошадь, оружие и полковая музыка. В 18 лет Надю выдали замуж за дворянского заседателя Сарапульского нижнего земского суда Василия Степановича Чернова и через год она родила сына Ивана. Времена были сложные. Французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, захватив многие страны Европы, подошла к границам Российской империи. 17 сентября 1806 г. Надежда тайно скрылась из дома, оставив на берегу реки свое женское платье и обрезанные косы, и, переодевшись в мужскую одежду, догнала на коне Алкиде казачий полк, который прошёл через город Сарапул. Надежда Дурова назвалась сыном вятского дворянина Александром Соколовым и под этим именем завербовалась «товарищем» (рядовым дворянского происхождения) в конный Польский полк, шедший в Гродно воевать с французами.
В первом крупном бою под Гутштадтом 24 мая 1807 г. «Александр Соколов» (Н. Дурова) спас жизнь раненого русского офицера. 29 мая 1807 года целый день продолжалось сражение у Гейльсберга. Русская кавалерия завязала схватку с французскими кавалеристами и остановила их. Сражение при Гейльсберге завершилось победой русской армии. Надежда Дурова во время этого сражения оказалась рядом со смертью: лейб-эскадрон попал под обстрел неприятельской артиллерии, и граната упала рядом с кавалерист-девицей. Её конь Алкид спас себя и свою хозяйку, мощным прыжком подавшись в сторону. Дурова чудом усидела в седле. Смерть была совсем рядом...
Переход армии от Гейльсберга к Фридланду был трудным — войска шли под проливным дождём. Конный Польский полк находился в составе арьергарда армии, командование которым было вверено генерал-лейтенанту князю Петру Ивановичу Багратиону. Сражение под Фридландом 2 июня 1807 года Н. Дурова опишет так: «Фридланд. В этом жестоком и неудачном сражении храброго полка нашего полегло более половины! Несколько раз ходили мы в атаку, несколько раз прогоняли неприятеля и в свою очередь не один раз были прогнаны! Нас осыпали картечами, мозжили ядрами, а пронзительный свист адских пуль совсем оглушил меня!» Ей казалось, что она попала в тот день в кромешный ад. Огненный смерч беспредельно властвовал в междуречье, в котором словно в мешке оказалась русская армия. Осыпаемая градом свинца, армия таяла на глазах. Под Фридландом русская армия потеряла убитыми, ранеными, пропавшими без вести до 15 тысяч человек, французская — до 14 тысяч. Героизм и мужество Дуровой не в силах были что-либо изменить. Война была проиграна. 7 июля 1807 года был заключён Тильзитский мир.
За смелость и героизм, проявленные во время Прусской кампании, Надежда Дурова была представлена к награде и произведена в унтер-офицеры. Для продвижения по службе нужны были документы, подтверждающие её дворянское происхождение. Надежда написала письмо родителю, сообщила о себе, просила благословения на продолжение военной службы. Андрей Васильевич Дуров узнав, что дочь жива и служит в русской армии, написал императору и потребовал вернуть дочь домой. Надежда Дурова была тайно вызвана в столицу, представлена императору Александру I. По рапорту генерала Фёдора Федоровача Буксгевдена, командовавшего пехотным корпусом в русско-прусско-французской войне 1806-1807 гг., царь понял, что речь идет об отчаянном воине и скрытном человеке, снискавшем уважение сослуживцев. Александр I наградил Надежду Дурову Знаком отличия военного ордена — серебряным Георгиевским крестом. В ответ на её просьбу о продолжении военной службы император разрешил ей остаться служить, приказал носить фамилию Александров, и потребовал сохранения тайны пола. По приказу императора Александра I Надежда Дурова была назначена корнетом в Мариупольский гусарский полк.
C 1808 по 1811 год Н. А. Дурова служила корнетом Мариупольского гусарского полка. В 1811 году корнет Александров был переведён в Литовский уланский полк подпоручиком. 12 (24) июня 1812 года войска Наполеона, форсировав Неман, вторглись в пределы Российской империи. В Отечественную войну Н. Дурова под именем подпоручика Литовского уланского полка Александрова командовала полуэскадроном. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырём, при Бородине защищала Семёновские флеши, где была контужена ядром в ногу. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Михаил Илларионовича Кутузова, знавшего, кто она. Вот как описывает Бородино Н. А. Дурова: «24 августа. На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул её нёсся, катился и переливался по всему пространству, занятому войском нашим.
...Ещё не совсем замолк гул пушечного выстрела, как всё уже было на ногах! Через четверть часа всё пришло в движение, всё готовится к бою! Французы идут к нам густыми колоннами. Всё поле почернело, закрывшись несметным их множеством. 26 августа. Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рёва обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и, как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!.. Эскадрон наш ходил несколько раз в атаку...».
Русская армия под командованием М. И. Кутузова разгромила армию Наполеона, которая в три раза превышала по численности русскую. Здесь был остановлен Наполеон, и разрушен миф о непобедимости наполеоновской армии. После завершения Бородинского сражения поручик Александров для поправления здоровья после контузии получил отпуск на лечение и уехал домой в Сарапул. В армию поручик Александров вернулся в мае 1813 года и продолжил службу в Литовском уланском полку. Во время заграничного похода русской армии он участвовал в осаде крепости Модлин в Польше, крепости Гамбург в Германии.
В отставку штабс-ротмистр Александров подал в 1816 году, после этого Надежда Андреевна Дурова жила то в Елабуге, то в Сарапуле, то в Санкт-Петербурге. Во время военной службы Н. А. Дурова вела дневники, в отставке занялась написанием мемуаров. В 1829 году Пушкин, отдыхая на Кавказе, познакомился с Василием Дуровым — братом кавалерист-девицы. В 1835 году Василий Андреевич предложил поэту стать издателем мемуаров своей сестры. Получив рукопись весной 1836 года, великий поэт писал Василию Дурову: «Сейчас прочёл переписанные Записки: прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен». Собрав свои рукописи, Надежда Дурова отправилась в Петербург и познакомилась с А. С. Пушкиным. Во втором номере журнала «Современник» за 1836 год были напечатаны отрывки из «Записок», озаглавленные «Записки Н. А. Дуровой, издаваемые Пушкиным» с предисловием. В предисловии А. С. Пушкин назвал настоящее имя автора «Записок». Так была раскрыта тайна кавалерист-девицы.
Полное издание записок под названием «Кавалерист-девица. Происшествие в России» вышло в свет в 1836 году. Её произведения выходили в свет отдельными изданиями и печатались в самых популярных журналах того времени. Были изданы повести и рассказы в 4-х томах, вошла она и в сборник «Сто русских литераторов» и т. д. Не издав всё, что задумала, Н. Дурова покинула Петербург и вернулась в Елабугу, где и жила до конца дней своих.
В мемориальном доме сейчас находится Музей-усадьба Н. А. Дуровой — единственный в России. Залы музея рассказывают о её необычном детстве, героических подвигах в сражениях наполеоновских войн, о литературной деятельности и жизни в Елабуге. Прожив более 30 лет в Елабуге, Н. А. Дурова умерла в 1866 году на 83-м году жизни. Похоронили её с военными почестями на Троицком кладбище. В 1901 году драгуны литовского полка — потомки однополчан Н. А. Дуровой установили ей могильный памятник из зеленого гранита. На памятнике надпись: «Надежда Андреевна Дурова, по повелению императора Александра — корнет Александров. Кавалер военного ордена. Движимая любовью к Родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783 г. Скончалась в 1866 г. Мир ее праху! Вечная память в назидание потомству ее доблестной душе!»
Утраченное в первые годы советской власти место захоронения было найдено, восстановлено было и надгробие. В 1997 году в Елабуге состоялось открытие мемориального комплекса Н. А. Дуровой. В него вошли конная скульптура, восстановленная ограда Троицкого кладбища с аркой входных ворот, могила с надгробным памятником и благоустроенная Троицкая площадь. Бюст Н. А. Дуровой, работы скульптора Г. А. Зяблицева, был установлен в Елабуге в 1962 году в городском парке — к 150-летию Бородинского сражения. Но накануне празднования 220-летия со дня рождения Н. А. Дуровой по согласованию с автором бюст был перенесен на территорию музея-усадьбы. Не отстает от Елабуги и г. Сарапул в Удмуртии. Первый памятник — стела с барельефом скульптора Юрия Петрова, в Сарапуле был открыт в 1962 году.18 мая 2013 года у Музея истории и культуры Среднего Прикамья открыт памятник Надежде Дуровой (скульптор Ринат Валиуллин). В музее действует постоянная выставка, посвященная городничему Андрею Васильевичу Дурову и его дочери Надежде. Третий памятник — конную скульптуру работы народного художника России Владимира Суровцева — открыли в день города Сарапула 20 июня 2013.
Алла Ерошкина
Кавалерист-девица Надежда Дурова — гусарская легенда
Кавалерист-девица Надежда Дурова — гусарская легенда