C призывом повышать привлекательность рабочего труда и предложением к молодёжи отказываться от высшего образования в пользу рабочих профессий выступил полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских, до назначения полпредом работавший начальником цеха Уралвагонзавода. Такое же мнение высказал 5 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с работниками железнодорожного транспорта в Омске. Глава правительства указал на необходимость достижения баланса между высшим и средним специальным образованием, необходимого для национальной экономики, а также подчеркнул важность популяризации труда рабочих людей, прямо обратившись к советскому опыту в этой области.
Чуть позже Игорь Холманских представил общественное движение «В защиту человека труда», первый съезд которого состоялся 20 августа в Тюмени. Помимо объявления о том, что движение из регионального быстро приобретает характер общенационального, было сделано предложение о восстановлении в России звания «Герой Труда», причём в значении, эквивалентном «Герою России». Инициативу сразу же поддержал губернатор Тюменской области Владимир Якушев, заявивший, что уже сейчас готов пересмотреть список региональных поощрений и учредить медали для тружеников, и пообещавший особенный надзор над шестью уже разработанными проектами в социально-трудовой области, — такими, как «Славим человека труда!», «Зал национальной трудовой славы», «Бережливое производство», «Трудовые династии», «Город профессий 360+», «Трудовая молодость Урала».
22 августа о своей поддержке возвращения звания «Герой Труда» сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Он предложил в первую очередь восстановить практику награждения трудовых коллективов ОПК, поскольку «не стоит недооценивать моральные стимулы и вопросы престижа и репутации в таком важном деле, как восстановление промышленности».
Через неделю, 31 августа, президент Российской Федерации Владимир Путин, проводя заседание Совбеза, посвящённое ОПК и вооружению, отметил, что создавать «отверточные производства», собирающие зарубежные аналоги вооружений и техники на основе импортных узлов, агрегатов и комплектующих, недопустимо. Глава государства призвал создать условия «для качественного прорыва в развитии оборонки, как в 30-е годы», в сжатые сроки обновить производственные фонды и провести технологическую модернизацию предприятий отрасли. Также президент сообщил, что считает принципиально важным иметь возможность планировать развитие научно-производственной базы и кадрового потенциала на один инновационный цикл вперед.
Таким образом, многократно было озвучено, что привлечение кадров в рабочие профессии, в первую очередь для модернизации и качественного скачка российского ОПК, становится задачей первоочередной важности. Не в последнюю очередь потому, что это диктуется внешними условиями, для противодействия которым необходим именно ОПК. Естественно, что такое привлечение кадров в свою очередь подразумевает предварительный рост престижа рабочих профессий. И аналогии с СССР, которыми оперируют первые лица государства, целиком оправданны, как в случае примера с производственным рывком 30-х годов, так и в области работы по, говоря современным языком, формированию положительного имиджа работы у станка. Тем более, что сама конференция движения «В защиту человека труда» вряд ли случайным образом состоялась в районе, который, вновь обращаясь к советскому опыту, имело бы смысл назвать «пролетарским», да вдобавок ассоциирующимся именно с ОПК.
Любопытным моментом является то, что движение «В защиту человека труда», при сохранении темпа и активности, со временем вполне сможет претендовать на трансформацию в полноценное политическое движение. Делегаты тюменского форума заявили о намерении выдвигать своих кандидатов на октябрьские выборы в Уральском федеральном округе, а впоследствии — и в других регионах страны.
Пока нет ясности, что именно подразумевается под званием «Герой Труда», предложение восстановить которое вызвало столь тёплый отклик у власти и у общества в целом. Звание «Герой Труда», действовавшее с 1928 по 1938 год, вручалось передовым рабочим с рабочим стажем не менее 35 лет, имеющим особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы. Как известно, в 1938 году званию на смену пришел «Герой Социалистического Труда». И этим званием награждались уже «лица, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъёму народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР».
Другими словами, если восстановить звание «Герой Труда» с полным переносом смысла его исторического аналога, то речь идёт о, фактически, некоем моральном отличии, подтверждающем трудовой стаж, с возможным материальным сопровождением, однако вполне гармоничном современной корпоративной культуре. Если же под обновлённым «Героем Труда» понимается его «социалистический» аналог, то тут существует явное тяготение к трудовому подвигу во имя государства в целом, а не конкретного предприятия или компании. И движение «В защиту человека труда», помимо защиты прав трудящихся, одновременно сможет претендовать на симпатии граждан, обычно именуемых «государственниками».
Президент Российской Федерации несколько раз говорил о том, что развитие российского оборонно-промышленного комплекса сможет стать своеобразным локомотивом, который позволит сделать экономику более сбалансированной, одновременно усилив нашу обороноспособность. Как показывает историческая практика, одними финансовыми вливаниями подобные задачи не решаются в сжатые сроки. Нужна внутренняя мотивация, и в определённом смысле, идейные люди. Презентации новых движений и проектов, под разными названиями решающих задачу, уже решавшуюся в 30-е годы XX века, а также действия по повышению значимости трудовых свершений вполне могут этому поспособствовать.
Андрей Полевой