29 сентября — 75 лет событию, названному величайшим позором в истории Чехословакии: в тот день 1938 года Великобритания и Франция фактически подарили нацистской Германии Чехию, не спрашивая самих чехов. На Западе и в бывших соцстранах же по понятным причинам предпочитают говорить о более позднем пакте Молотова-Риббентропа. Чтобы и СССР лишний раз пнуть, и поскорее вытравить из памяти неприятный «Мюнхен-1938».
29-30 сентября 1938 года в Мюнхене встретились главы правительств Германии, Италии, Великобритании и Франции. Невилл Чемберлен, Эдуар Даладье в присутствии Бенито Муссолини согласились уступить требованию Адольфа Гитлера о передаче Третьему рейху ряд районов Чехословакии (Чехии). Самих чехов в зал переговоров не пустили — им предъявили уже готовый результат. Учитывая дальнейший захват нацистами оставшейся части Чехии и скорое начало Второй мировой войны, тот день стал едва ли не самым чёрным в истории всей дипломатии и получил наименование «Мюнхенский сговор».
Национальная бомба под Чехословакией
Сегодняшняя Чехия является практически моноэтнической страной, да и в Словакии титульная нация составляет более 80% населения. С Чехословакией 1920-1930 гг. дело обстояло совсем иначе. Возникшая в 1918 году на руинах Австро-Венгрии страна получила «в наследство» огромное количество национальных меньшинств на своей территории. Не говоря уже о том, что и отношения чехов с также государствообразующими словаками и подкарпатскими русинами были далеки от идеала.
В южных районах Словакии и в Закарпатье проживали сотни тысяч венгров, желавших воссоединиться с Венгрией, а та только ждала момента, когда сие произойдёт. В идеале мадьярские политики грезили о присоединении всей Словакии и Подкарпатской Руси, но готовы были ограничиться и частью. На северо-восток современной Чехии (Тешинскую Силезию) имела виды соседняя Польша, также всячески разжигавшая у местного населения сепаратистские настроения.
Но главную угрозу существованию Чехословакии представляло немецкое население, составлявшее почти четверть населения страны, и почти 30% в Чехии и Моравии. В некоторых районах немцев и вовсе было большинство. По одному из них (Судетской области) чешских немцев впоследствии стали называть судетскими. Чёткой этнографической границы между немцами и чехами не было, что только усиливало напряжение. У немцев (да и у венгров с поляками) были свои партии, свои депутаты всех уровней — в том числе и общенационального. Они могли учиться на родном языке. Однако никакой национально-территориальной автономии у них не было, что подогревало у них сепаратистские настроения. В первые годы существования Чехословакии они больше смотрели на Австрию, но впоследствии переключились на нацистскую Германию.
Созданная в 1933 году Судетско-немецкая партия с течением времени превратилась в орудие политики Гитлера. Она всячески эксплуатировала у соплеменников чувство национального унижения. На выборах 1935 года она получила абсолютное большинство голосов среди немецких избирателей Чехословакии. А уже в 1937-м добровольно стала орудием агрессивных планов фюрера. Её лидер Конрад Генлейн написал в письме Гитлеру, что мечтает о присоединении к Германии населённых немцами районов.
Запад не поможет
Руководство Чехословакии понимало уязвимость положения своей страны. Потому в 1935 году по границе с Германией возвели мощные укрепления, похожие на «линию Мажино» во Франции и «линию Маннергейма» в Финляндии. 14-миллионная страна располагала достаточно сильной армией и мощным военно-промышленным комплексом, так что начнись широкомасштабные боевые действия — вермахту пришлось бы помучиться.
Страна нуждалось в надёжных союзниках. Основную ставку чехословацкие власти сделали на Францию, которая после 1918 года стояла у истоков создания в Восточной Европе «Малой Антанты» в составе Чехословакии, Румынии и Югославии. Второй в звене потенциальных защитников значилась Великобритания. Логика была понятна: обе они не были заинтересованы в возрождении военной мощи Германии, равно как и в возвращении к власти в Австрии или Венгрии Габсбургов.
Но уже в 1925 году прозвучал тревожный сигнал. Тогда в Локарно заключили пакт, гарантирующий неприкосновенность западных границ Германии. Однако немцы задолго до прихода к власти Гитлера отказались брать на себя обязательства относительно восточных границ. Итак, Франция и Бельгия получили какие-то гарантии, а вот Чехословакия (и Польша) — нет. А французы и англичане не очень-то настаивали, чтобы немцы зафиксировали свои восточные рубежи.
К середине 1930-х гг. «Малая Антанта» постепенно начала себя изживать. Зато полноправным участником международных дел стал Советский Союз. А вот к нему-то президент Чехословакии Эдвард Бенеш относился настороженно. Ещё свежи были в памяти столкновения красноармейцев с чехословацкими легионерами 1918-1920 гг. Да и большая белая эмиграция в Чехословакии была идеологическим препятствием для советско-чехословацкого сближения.
В 1935 году Чехословакия заключила договоры о взаимопомощи с Францией и Советским Союзом. Однако власти в Праге не хотели обременять себя «лишними связями» с СССР. Потому по их настоянию в документ включили пункт, согласно которому Красная армия могла прийти Чехословакии на помощь только в том случае, если то же самое сделает и Франция. Бенеш был уверен, что французы его не бросят, а если что — и англичане помогут. Однако и французы, и англичане вяло отреагировали на присоединение к Германии Саара и ремилитаризацию Рейнской области 1935-1936 гг. А в 1938 году настала очередь откровенного предательства своего чехословацкого союзника.
К «Мюнхенскому сговору»
В феврале 1938 года Гитлер открыто заявил о необходимости «обратить внимание на ужасающие условия жизни немецких собратьев в Чехословакии». Спустя месяц случился аншлюс Австрии, и теперь вермахт мог зайти к чехам с плохо укреплённых южных рубежей. Геополитическое положение Чехословакии резко ухудшилось, только вот Франция и Великобритания снова не предприняли никаких мер. сроонлайн заказ срочной выписки из егрюл у нас на сайте
В конце апреля 1938 года Судетско-немецкая партия приняла «Карлсбадскую программу», потребовав от властей Чехословакии создания широкой территориальной автономии с правом свободно выражать нацистские взгляды. Подстрекаемые Гитлером судетские немцы готовили путч, Германия стянула войска к границе. Только угроза войны заставила французов и англичан сделать решительное заявление, и фюрер временно отступил.
Роль главного миротворца взяла на себя Великобритания. Она выступила посредником на переговорах чехословацкого правительства и немцев, но никто не собирался уступать. К середине сентября 1938 года переговоры зашли в тупик. В Судетской области начались массовые выступления, власти Чехословакии отправили туда армию. В ответ главком люфтваффе Герман Геринг пообещал «стереть Прагу с лица земли». Германия показала решимость идти до конца, и англичане с французами уступили.
Стремясь предотвратить войну, 15 сентября 1938 года британский премьер Чемберлен прилетел к Гитлеру. Тот дал понять, что хочет всего лишь защитить соплеменников в Чехословакии, и обещал войну не развязывать. Так родилась сделка «Судеты в обмен на мир». Британия и Франция на неё согласились, а французский премьер Даладье потребовал от чехов согласиться с данными условиями, пригрозив лишить Чехословакию поддержки.
Печальный конец
29-30 сентября 1938 года случился сам «Мюнхенский сговор». Чехословакия передала Германии пограничные районы, где проживали не только немцы, но и сотни тысяч чехов. Спустя короткое время Венгрия оккупировала южные районы Словакии, а Польша — Тешинскую Силезию. Брошенная Западом Чехословакия лишилась военных укреплений, 40% промышленного потенциала, трети территории и населения. А единственной страной, осудившей случившееся в Мюнхене, стал... Советский Союз. Но он помочь уже не мог.
Ослабшие власти в Праге уступили давлению сепаратистов в Словакии и Подкарпатской Руси, получивших широкую автономию и контролируемых из-за рубежа. А «миролюбие» Гитлера кончилось 14-15 марта 1939 года. Нацисты заняли оставшуюся часть Чехии и Моравии, провозгласив там подчинённый Третьему рейху протекторат. Словакия же по указанию Гитлера объявила независимость, не желая стать «подарком» для Венгрии. Вскоре мадьяры оккупировали и Закарпатье. Впоследствии чешским оружием удалось вооружить 40 (!) дивизий вермахта. Франция и Великобритания продолжали ничего не предпринимать, а усилившийся Гитлер почуял «порох». После захвата Чехии он с помощью угроз и давления отнял у Литвы Клайпеду (Мемель), а в конце апреля 1939 года разорвал пакт о ненападении с Польшей. Умиротворить агрессора не получилось.
«Молотов-Риббентроп» не вытеснит «Мюнхен»
Советский Союз на протяжении нескольких месяцев после «Мюнхенского сговора» пытался договориться с Францией и Великобританией о совместных действиях, но те не спешили. И только, когда война стояла у порога, 23 августа 1939 года был заключён пресловутый пакт Молотова-Риббентропа. А заключили бы его, если бы Запад не сдал Чехословакию? Да просто потребности бы такой не было.
Сегодня Россию как правопреемницу СССР обожают попрекать пактом Молотова-Риббентропа все, кому не лень. Однако и страны Прибалтики, и Польша, и Румыния, да и Британия с Францией вели с Гитлером весьма предметные переговоры задолго до его подписания. Можно долго говорить о каждой подобной «сделке», но «Мюнхенский сговор» — самая яркая и самая бесстыдная из них. Кстати, о цитаделях демократии в лице англичан и французов. В 1938-1939 гг. они отдали Гитлеру на съедение единственную демократическую страну в Центральной и Восточной Европе. Отдали Чехословакию, где нашли пристанище десятки тысяч антифашистов, бежавших из Германии и Австрии. Решали за другого, даже не пригласив того на переговоры. О таком действительно неприятно вспоминать. Потому и кричат как можно громче о пакте Молотова-Риббентропа. сроонлайн заказ срочной выписки из егрюл у нас на сайте
Вадим Трухачёв
Как Запад подарил Чехию Гитлеру
Как Запад подарил Чехию Гитлеру