20 октября Президент РФ В. В. Путин подписал указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», согласно которому в администрации главы государства создано новое управление. Оно будет работать над укреплением патриотического воспитания и духовно-нравственных основ российского общества на основе проектов, поданных самим обществом, гражданскими организациями и объединениями. Руководителем новой структуры назначен заместитель главы Управления внутренней политики Президента (УВП) Павел Зенькович, курировавший в УВП информационную политику, взаимодействие с общественными организациями и гражданским обществом.
Штатная численность нового управления, по информации газеты «Коммерсант», будет небольшой — 30-35 человек. Однако в своей работе оно будет тесно связано с более многочисленным УВП, что позволит охватывать достаточно большую сферу задач. Тем более, что во многом текущие задачи УВП созвучны тем проблемам, над которыми предстоит предметно работать новому управлению. Некоторое время назад в УВП особо было выделено направление национальной политики и появилось подразделение по работе с кадрами государственных служб в субъектах РФ.
Можно только предполагать, насколько большую роль в принятии главой государства важного решения сыграл недавно прошедший XVI Всемирный Русский Народный Собор, участники которого продемонстрировали редкое единодушие относительно насущной необходимости государственного внимания к вопросам патриотического воспитания и в итоговой резолюции призвали к принятию полноценного закона о соответствующем воспитании будущих поколений. Однако создание нового управления является новостью, безусловно, радостной. Тем более, что как сообщает тот же «Коммерсант» с опорой на собственные источники, инициатором нового вектора был лично Президент Владимир Путин. Но пока что сложно представить, к какого масштаба переменам приведёт деятельность новой структуры.
Точнее, вариантов развития два: окажется ли управление по общественным проектам структурой формальной или будет выполнять свои задекларированные обязанности всерьёз. В первом случае перспективы каких-либо ощутимых изменений «в патриотизме» минимальны. Второй же вариант будет означать начало крайне разнообразных преобразований.
Ведь патриотизм — понятие комплексное. Нельзя, к примеру, насытить школьные программы «патриотическими» концепциями, оставив в прежнем состоянии телевидение. Формирование патриотизма состоит из множества действий, каждое из которых необходимо, но само по себе ещё недостаточно для результата.
Жаловаться на отсутствие общественных проектов, заслуживающих как пристального внимания, так и государственной поддержки, не приходится. Годы — будем называть вещи своими именами — деструктивной и антигосударственной пропаганды, доминирующей в информационной сфере, не только сформировали нынешний, полный противоречий и нестыковок идеологический пейзаж, но и вызвали гражданское, общественное противодействие такому положению вещей. Почему государство долгое время не уделяло должного внимания такой основополагающей идее, как патриотизм — вопрос сложный, и выходящий далеко за пределы данной статьи.
Тем не менее, без какой либо изначальной поддержки государства возникли объединения историков, которые взяли на себя роль противовеса русофобской парадигме, в соответствии с которой трактовалась история XX века. Александр Дюков, Алексей Исаев, Игорь Пыхалов, Артём Драбкин и многие другие историки и писатели, отстаивающие честь и достоинство нашего государства и свершения нашего народа, выступали в качестве явного оппонента государственному телевидению.
На телевидении же, снова придётся назвать вещи категорично, царила продукция, суть которой сводится к следующим положениям: народы СССР изначально ущербны; все победы, включая главную, получались либо случайно, либо преступным путём; доблесть и героизм солдат — плод страха перед жестокостью собственного государства, руководство которого воплотило в себе все человеческие пороки; традиционные ценности — архаизм и пережиток. Из такого мироощущения естественным образом проистекает констатация исконной неприспособленность России к управлению самой собой, то, что все наши природные ресурсы достались нам «несправедливо», и, во искупление многочисленных бед, которые наши предки нанесли всему миру, как минимум необходимо поделиться ими.
Может ли существовать патриотизм в таких условиях? Может, но это должен быть патриотизм на основе мазохизма в качестве стержня бытия. И общество наглядно демонстрирует отторжение такого подхода. Никому не нравится, когда его предков мажут грязью и пытаются извратить их дела. Потому-то кинокартины с солидными бюджетами, представляющие русских солдат группой вооружённых перепуганных оборванцев, регулярно проваливаются в прокатах, а псевдоисторики-антисоветчики на ток-шоу становятся именами нарицательными даже в среде тех, кто далёк от советской идеологии. Аналогично, многие законы, которые в полном мере можно считать патриотическими, — такие, как закон о регулировании деятельности иностранных агентов и прочие — начали формироваться патриотически настроенными гражданами в виде идеи в Сети. В то время как идеи дальнейшей либерализации России наталкиваются на неприятие большинства.
То есть, условия в самом обществе для деятельности нового управления идеальны. Ведь нам нет необходимости выдумывать подвиги и примеры для молодёжи. В российской истории, как давней, так и современной, более чем достаточно реальных свершений, как военных, так и трудовых. Примечательно, что по информации «Коммерсанта», будут проведены соответствующие социологические исследования и изучен зарубежный опыт, есть также намерение запросить патриотические программы США.
Правда, существует один важный нюанс. Патриотизм США потому так силён, что на его формирование нацелена ВСЯ государственная машина. Патриотизм давно стал даже не второй, а первой религией Америки. Дети, буквально с колыбели, регулярно клянутся в верности стране, правительству и государственным структурам. Представить себе фильм, выставляющий армию США в неблаговидном свете, просто невозможно. Положительный имидж страны поддерживают все супергерои комиксов. Любая попытка хоть как то усомниться в первенстве США в чём угодно сталкивается с немедленным противодействием, в лучшем случае — бойкотом.
Чтобы выстроить подобное, необходимы огромные деньги, время и отсутствие противодействия извне. Впрочем, в середине сентября в Краснодаре Владимир Путин указал, что может быть использован лучший опыт воспитания и просвещения в Российской империи и Советском Союзе, но «нельзя ничего идеализировать, ничего повторять в том виде, в котором было в прежние времена». Тогда Президент отверг «так называемый казенный патриотизм, охранительство» и идеи «расовой, национальной и религиозной исключительности».
В обществе запрос на патриотизм созрел давным-давно. Самопроизвольно появляются даже дружины по защите памятников архитектуры, культуры и духовности. Энтузиасты занимаются той самой патриотической работой, собирая достижения нашего государства, как руководство ресурса СделаноУНас.Ру. Историки, клубы реконструкторов, местные спортивные организации, казачьи структуры, общественные объединения, занимающиеся очисткой ДОТов Великой Отечественной от мусора, и многие другие просто нуждаются в структурировании и тесном взаимодействии с государством.
Но чтобы такой альянс заработал, необходимо сделать решительный шаг: начать говорить и отстаивать правду везде, не по отдельным направлениям. А ложь, напротив, не пропускать. Телевизор не должен противоречить учебнику. Равно, как и государственная информационная политика не может кардинально расходиться с тем, что спонтанно организуется на местах, тем более в момент истории, когда единство власти и народа важно, как никогда.
Александр Вишняков
Как обустроить в России патриотическое воспитание
Как обустроить в России патриотическое воспитание