В последние дни главной темой в России стало обсуждение ситуации на Матвеевском рынке Москвы и предшествующих событий. В этом конфликте мы имеем изнасилованную малолетнюю девочку и тяжело раненного сотрудника полиции, а также признательные показания насильника и видеозапись, на которой запечатлено нападение группы лиц на сотрудников полиции, находящихся при исполнении. Картина, как говорится, ясная, однако далеко не всем.
В Сети немедленно появились десятки статей о том, что само будирование этой темы разрушает Россию, что во всем виноваты менты, Собянин и «антинародный режим» в целом, а раненный капитан Кудряшов 12 лет назад вообще был футбольным фанатом и наверняка что-то там разжигал. Сразу выяснилось, что ранивший капитана Магомед Расулов — «адекватный нормальный патриот России и мужественный парень», как его охарактеризовал небезызвестный Гаджи Махачев. И межнациональный конфликт стал быстро разгораться.
Современные террористы, экстремисты и просто бандиты очень любят плодить сущности и объяснять свои преступления происками спецслужб, экономическим кризисом в Египте или «проклятым Сталиным». Подавляющее большинство родных и близких дает преступникам самые лестные характеристики, утверждая, что всю жизнь знали их как настоящих праведников, у которых даже курицу зарезать рука не поднималась. Такая модель поведения вполне традиционна и исторически присуща многим обществам, однако ни с правовым государством, ни с межнациональным миром она не совместима.
Бесконечное повторение комедийной репризы «Рафик ниучём не уиноват!» вызывает у широких слоев населения не смех, а бешенство, полностью аннигилируя все немалые усилия государства по борьбе с ксенофобией. А ведь выход есть: тот же Рамзан Кадыров, комментируя стычки с участием чеченцев, честно признает наличие проблемы и не выгораживает своих земляков, призывая их к нормальному поведению в инокультурной среде. И проблем в этом сегменте стало меньше — и православные, и мусульмане в регионах России рассказывали мне, что конфликтность с чеченцами (правда, только с прокадыровскими) резко понизилась.
Выступая на ток-шоу «Прямой эфир», я предложил главе администрации села Акнада сказать большое спасибо правоохранительных органам за то, что они изъяли из их сообщества насильника, бандита и истеричную хулиганку, перед всей страной позорящую дагестанских женщин. И начать всем селом сбор денег не семье Расуловых и насильнику Магомедову, а пострадавшей от них девочке и полицейскому, предварительно принеся тем самые искренние извинения за своих неадекватных односельчан. Вот в этом случае межнациональные страсти бы заметно поутихли, а у трезвомыслящих людей появилась бы возможность сказать: вот, видите, горцы проявили свое знаменитое благородство! Значит, большинство из них действительно честные и законопослушные люди! Утвердительного ответа я, правда, не получил и сомневаюсь, что моему совету последуют.
Несмотря на все уверения в обратном, мы пока повсеместно наблюдаем, что преступники имеют и национальность, и вероисповедание, и добрых земляков, которые помогают им избежать наказания при любых преступлениях. И до тех пор, пока такая ситуация будет сохраняться, ни о какой стабильности в сфере межнациональных отношений речи идти не может.
Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора — для «Интерфакс-Религия»
Как начинаются межнациональные конфликты
Как начинаются межнациональные конфликты