Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область (Мелитополь)
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Луганская Народная Республика
  • Москва
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тульская область
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
  • I Архангельский форум ВРНС
  • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • I Челябинский форум ВРНС
  • I Пермский форум ВРНС
  • IX Ставропольский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Запорожская область (Мелитополь)
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Луганская Народная Республика
    • Москва
    • Ненецкий автономный округ
    • Мурманская область
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Бурятия
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Севастополь
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тюменская область
    • Удмуртская Республика
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
    • I Архангельский форум ВРНС
    • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • I Челябинский форум ВРНС
    • I Пермский форум ВРНС
    • IX Ставропольский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Запорожская область (Мелитополь)
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Луганская Народная Республика
      • Москва
      • Ненецкий автономный округ
      • Мурманская область
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Бурятия
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Севастополь
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тульская область
      • Тверская область
      • Тюменская область
      • Удмуртская Республика
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
      • I Архангельский форум ВРНС
      • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • I Челябинский форум ВРНС
      • I Пермский форум ВРНС
      • IX Ставропольский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Запорожская область (Мелитополь)
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Луганская Народная Республика
          • Москва
          • Ненецкий автономный округ
          • Мурманская область
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Бурятия
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Севастополь
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тульская область
          • Тверская область
          • Тюменская область
          • Удмуртская Республика
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
          • I Архангельский форум ВРНС
          • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • I Челябинский форум ВРНС
          • I Пермский форум ВРНС
          • IX Ставропольский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Как московские купцы русский театр обновляли

        Как московские купцы русский театр обновляли

        Как московские купцы русский театр обновляли

        В январе 2013 года отмечалось 150-летие со дня рождения одного из крупнейших русских театральных режиссеров — К. С. Станиславского. Купец по происхождению, Станиславский ныне известен не только как основатель МХТ, но и как реформатор театра, создатель всемирно известной актерской системы, носящей его имя.

        Константин Сергеевич родился 5 января 1863 года в семье крупного московского промышленника С. В. Алексеева. Иными словами, был выходцем из той среды, которая с легкой руки художественного критика Н. А. Добролюбова получила прозвание «темного царства». Когда театр стал неотъемлемой частью его жизни, он взял себе сценический псевдоним — Станиславский. Но не странно ли думать, что представитель «темного царства» сумел достичь столь многого, не имея, как сказали бы сегодня, надежной стартовой площадки? Естественней предположить: среда, в которой воспитывался Алексеев-Станиславский, не являлась столь «темной», как принято считать. Элита московского, да и не только московского, купечества была весьма и весьма просвещенной. Многочисленная родня и друзья семейства Алексеевых — видные представители купеческого сословия — не только воспитали в молодом купце любовь к искусству, но и дали ему мощный творческий импульс, благодаря которому Константин Сергеевич создал Московский Художественный театр.

        Интерес московских купцов к театру обозначился к середине XIX века. С каждым десятилетием он возрастал — по мере того, как рос культурный уровень купеческих отпрысков. Поначалу интерес этот был пассивным: после трудового дня, проведенного в лавке, коммерсанты отправлялись не в трактир на гулянку, а в театр — приобщиться к искусству. Так молодой купец, будущий создатель крупнейшей галереи русской живописи Павел Михайлович Третьяков (1832-1898), унаследовал от «маменьки» А. Д. Третьяковой (урожденной Борисовой) страсть к драматическому и оперному театру. Уже в конце 1840-х годов Третьяков регулярно посещал московские Большой и Малый театры. А в 1852 году, впервые выбравшись в Санкт-Петербург, он с восторгом писал матери: «Что за театры здесь. Что за артистические таланты, музыка и пр. ...Ваша любимица Орлова очаровала меня! Она, кажется, усовершенствовалась еще более». Отправившись в столицу на две недели, купец посетил 14 постановок: по одной в день. Следуя купеческой привычке фиксировать на бумаге все самое важное, Третьяков записывал названия посещенных пьес и игравших в них артистов. Павел Михайлович в своем увлечении искусством не был одинок: его младший брат С. М. Третьяков, а также приятели, с которыми он общался в 1850-х — молодые купцы Т. Е. Жегин, братья Медынцевы и другие, разделяли его тягу к театру.

        Конечно, в 1850-х годах таких заядлых театралов, как Третьяков, в предпринимательской среде было немного. Они являлись скорее исключением из общего правила. Но уже очень скоро, в последней трети XIX столетия, увлечение театром среди купечества стало повальным. По словам В. П. Зилоти, старшей дочери П. М. Третьякова, «вся Москва в 60-х годах увлекалась «до безумия» итальянской оперой; русской оперы, хорошей, в Москве еще не было; все, кто мог себе позволить, были абонированы в Большом театре». Абонированы были и Третьяковы, и Мамонтовы, и Алексеевы, и многие другие — весь цвет тогдашнего купечества. Не меньшей популярностью пользовался Малый театр: он привлекал зрителя плеядой выдающихся актеров. Особые почитатели Мельпомены регулярно ездили в Петербург, чтобы присутствовать на выдающихся театральных постановках. Именно тогда, в 1860-х годах, страсть к театру из пассивной постепенно превращалась в активную. Молодые купцы пришли к мысли: мало смотреть на постановку, надо в ней участвовать! Так, один за другим, в купеческой среде стали возникать домашние любительские театры.

        Один из первых любительских театров появился на Мясницкой улице, в доме молодого чаеторговца Сергея Васильевича Перлова (около 1835-1911) — ныне в этом здании располагается магазин «Чай-кофе». На сцене перловского театра по праздникам выступали артисты-любители. Здесь же проводились музыкальные вечера и устраивались «живые картины» — игры, участники которых изображали известные картины или скульптурные произведения. Тогда же, в начале 1860-х, театральные постановки проводились в доме текстильного коммерсанта Алексея Ивановича Хлудова, который был лично знаком с С. В. Перловым. В отличие от Перлова, собственных декораций у Хлудова не было, но в случае необходимости он брал их взаймы. Когда именно был создан перловский театр, установить сложно, но можно с уверенностью утверждать: он появился до осени 1861 года. 13-летняя Варвара Алексеевна Хлудова (в замужестве — Морозова, крупная меценатка) писала в дневнике от 10 сентября 1861-го: «У нас был театр. Приехал Сергей Васил[ьевич] и привез прежние декорации. Он их начал устанавливать. Я взяла топор и начала петь и стучать, а он обернулся и рассмеялся, и я убежала. К вечеру начали наезжать гости... Нам велели играть увертюру, прошла она, немного погодя начали пьесу».

        На протяжении 1860-х годов возникали и другие купеческие театры, созданные «для своих» — зрителями являлись родственники и ближайшие знакомые. Большого влияния на культурную жизнь Москвы такие театры не оказывали. Как правило, их устроители не могли добиться сколько-нибудь серьезного уровня постановок — а, возможно, даже не ставили перед собой подобной задачи. Спектакли являлись лишь увлекательной игрой, призванной сплотить взрослых и детей, а также познакомить последних с лучшими произведениями русской и мировой литературы. Однако появившиеся в 1860-х годах домашние любительские театры стали первыми ласточками грядущего театрального бума, охватившего замкнутый купеческий мирок благодаря стараниям известного мецената, строителя сети железных дорог Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918).

        Первоначально любительский театр С. И. Мамонтова практически ничем не отличался от перловского или хлудовского. Разве что культурные запросы его владельца были очень высоки, да в состав «труппы», наряду с членами семьи, входили крупнейшие художники того времени — И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков и другие участники знаменитого Абрамцевского кружка. Но со временем именно мамонтовский театр сыграл решающую роль в модернизации русского театрального искусства. В своем развитии он прошел четыре этапа: начавшись в конце 1870-х с воскресных чтений для детей (когда та или иная книга читалась по ролям), он дорос сначала до «живых картин», а потом и до любительских спектаклей. Они обычно устраивались на Рождество, вернее, на Святки. Режиссером постановок, а зачастую и драматургом являлся сам Савва Иванович. Купеческая дочь В. П. Зилоти вспоминала: «За что только дядя Савва не брался сам! И пел, и сочинял стихи и музыку, и рисовал, и лепил, и актерствовал, все-то у него выходило талантливо». Декорации и эскизы к костюмам создавали В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, а также другие художники. Участниками спектаклей являлись все, кто находился в гостеприимном мамонтовском доме. По воспоминаниям современников, среди актеров-любителей был и юный К. С. Алексеев — он, в частности, играл молодого патриция в пьесе «Два мира» (поставлена 29 декабря 1879-го). Наконец, эти спектакли выросли в качественно новое явление, а именно — в Частную оперу, которую С. И. Мамонтов основал в Москве (1885).

        Сперва итальянская, а затем и русская (с 1896 года), мамонтовская опера была крупным культурным явлением московской и — шире — русской культурной жизни 1880-1890-х годов. Савва Иванович обладал настоящим чутьем на таланты. В Частной опере С. И. Мамонтова начался творческий путь И. Ф. Шаляпина, в основу постановок легла музыка великих русских композиторов, которыми пренебрегала императорская сцена, — Н. А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского. На протяжении одного сезона дирижером здесь был С. В. Рахманинов. Некоторые постановки мамонтовской оперы до сих пор считаются классическими. Но дело не только в певцах и композиторах, хотя, конечно, роль Мамонтова в деле популяризации русского искусства поистине колоссальна. В контексте данной статьи большую роль играет второе величайшее достижение мецената, проявившееся еще на стадии любительских спектаклей — обновление самых основ театрального искусства.

        Главным принципом мамонтовской оперы стал реализм в костюмах, реквизите, декорациях — в противоположность грубой условности постановок императорских театров. Декорации к спектаклям здесь создавали не ремесленники от искусства, как это было зачастую, а лучшие художники той эпохи — К. А. Коровин, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, И. И. Левитан. Кстати, современники восприняли появление мамонтовской оперы скептически. Кое-кто советовал даже наложить на Мамонтова опеку: крупный делец, а содержит предприятие себе в убыток. Притом какое предприятие — оперу! Иными словами, праздное развлечение, безделушку. По словам К. А. Коровина, о нем говорили: «Большой человек — не делом занимается, театром». Тем не менее, русская опера С. И. Мамонтова, так же как его любительские опыты, оказала колоссальное воздействие на театральную жизнь, в первую очередь — на будущий МХТ.

        Граф Д. А. Олсуфьев, хорошо знакомый с купеческой средой, в написанных за границей воспоминаниях утверждал: в последней четверти XIX столетия «Дом известного купца-мецената Саввы Мамонтова давал... тон московскому купечеству». Именно отсюда, как пожар по сухой траве, с конца 1870-х — начала 1880-х годов стали распространяться «литературно-театральные увлечения». Иначе говоря, благодаря усилиям Саввы Ивановича московское купечество охватила настоящая «театральная мода».

        Небольшие деревянные театры, построенные купцами для своих отпрысков, имелись в расположенном под Звенигородом имении купцов Якунчиковых Введенском, у Алексеевых в Любимовке (об этом — чуть ниже), в особняке Карзинкиных на Покровском бульваре и во многих других купеческих домах. Театральные здания строились для дачников в фешенебельных местах отдыха, например, в поселке Перловка, который принадлежал родственникам С. В. Перлова и был расположен близ Ярославской железной дороги. По словам коммерсанта С. А. Попова, «в 1882 году театр... представлял собою здание, с боков открытое, с деревянным полом и небольшой сценой. Дачники-любители ставили там спектакли и устраивали танцевальные вечера». Более того, импровизированные театральные представления устраивались даже там, где не было специально устроенной сцены и декораций. Так, по воспоминаниям купеческой дочери М. А. Крестовниковой (в замужестве Гарелиной), в московском доме старообрядцев Т. С. и М. Ф. Морозовых в начале 1879 года проводились репетиции спектакля «Назвался груздем — полезай в кузов». Актерами были Морозовы-младшие, в том числе 16-летний Савва Морозов, будущий покровитель МХТ, и их сверстники, в том числе Мария и Татьяна Крестовниковы. «Репетиции устраивались по субботам или накануне праздников... у Морозовых в зале». Кроме того, крупные коммерсанты «с образовательной целью» брали детей в театр, в оперу, на концерты в Московскую консерваторию и т. п.

        Итак, к началу 1880-х годов в Москве мудрено было отыскать купеческий дом, обитателей которого не коснулось бы модное театральное поветрие. Особую роль, наряду с мамонтовским, было суждено сыграть алексеевскому домашнему театру. Купцы Алексеевы устроили у себя не один, а целых два театра: в московском доме у Красных ворот и в подмосковной усадьбе Любимовке. К. С. Станиславский в одном из писем говорил: «Я с братом учредил домашний кружок из сестер, братьев, товарищей и знакомых. Пришлось начать с одноактных пьес и водевилей». В. П. Зилоти и ее сестра А. В. Боткина в воспоминаниях подчеркивали, что колоссальную роль в этом увлечении Алексеевых-младших сыграла позиция их родителей. По словам Веры Павловны, мать семейства, Е. В. Алексеева, «...хотела охранить своих детей от развлечений вне дома. Чувствуя склонность их к театру, выстроила постоянные театры, сначала в Любимовке, а позже и в своем доме у Красных ворот, который был роскошнее оборудован, чем первый. Она достигла своей цели: молодежь устраивала по нескольку спектаклей в год... Они этим не только развлекались, но и этим жили... Всего более осталось, из тех годов, в памяти моей исполнение, в один и тот же вечер: «Мадемуазель Нитуш» и «Маскотта»; в первой — Зина, во второй — Нюша и в обеих — Костя (К. С. Станиславский. — А. Ф.). И сейчас слышу в ушах, как он, в «Нитуш», в испуге бормотал: «Мать настоятельница, мать настоятельница».

        Разумеется, Алексеевский театр сыграл огромную роль в развитии уникального таланта К. С. Станиславского: здесь прошло его становление как актера и режиссера. Но, помимо этого, он испытал мощное влияние извне. Его оказали две уже упоминавшиеся титанические личности — С. И. Мамонтов и П. М. Третьяков. По словам второй дочери П. М. Третьякова, А. П. Боткиной, семейства Третьяковых и Алексеевых регулярно встречались на семейных праздниках и спектаклях в Любимовке, где Станиславский имел возможность вести с Третьяковым разговоры о живописном искусстве. «Константин Сергеевич..., говоря о том, что «артисту нужны... люди..., от которых он набирается творческим материалом», в первую очередь называет Павла Михайловича. Помимо встреч у них и у нас в доме, летом Павел Михайлович и Константин Сергеевич видались, разъезжая ежедневно между Москвой и Тарасовкой».

        Роль Мамонтова в становлении Станиславского как актера была настолько велика, что, по собственным словам Константина Сергеевича, все мало-мальски выдающееся надо было показать Савве Ивановичу. Историк театра, театральный критик В. А. Нелидов в мемуарах приводит эпизод из детских воспоминаний Станиславского. Тот говорил: «Мне принесли мой перекрашенный шкафчик с детскими игрушками. Небесный колер внутренности шкафа так меня, ребенка, восхитил, что я решил, что и это «надо показать Савве Ивановичу». Став взрослым, Константин Сергеевич по-прежнему относился к меценату с благодарностью: «Знакомство с художниками (В. Д. Поленов, Репин, Суриков, Серов, Коровин и пр.) и, главное, с самим С. И. Мамонтовым произвело на меня как артиста большое впечатление». По меньшей мере, дважды — в 1879 и 1890 годах, Станиславский играл на сцене Мамонтовского театра — и это отразилось на его дальнейшей жизни. Пройдя через горнило двух любительских кружков, Константин Сергеевич твердо решил посвятить себя сцене, страстно мечтая «создать идеальный драматический театр из любителей».

        Важно и другое: если Мамонтов первым порвал с теми штампами, которые господствовали на театральной сцене той поры, то Станиславский пошел по его стопам и достиг большего, чем его учитель. Именно Константин Сергеевич превратил в норму театральной жизни художественные принципы постановок — те самые, что провозгласил С. И. Мамонтов. Над созданием декораций в Московском Художественном театре трудились талантливые художники, театральные костюмы шились по музейным образцам, а в качестве реквизита использовались настоящие предметы быта: и костюмы, и реквизит должны были соответствовать той эпохе и стране, о которой шла речь в постановке.

        Помимо заимствований, в основу МХТ легли принципы, разработанные самим К. С. Станиславским. Так, он ввел принцип построения спектакля как художественной целостности. Он же волевым усилием отказался от случайных постановок, тщательно подбирая репертуар; для этого пришлось дисциплинировать публику, введя систему предупредительных звонков, после которых запрещалось входить в зрительный зал. Он воспитывал актера, прививая ему вкус к настоящему искусству и убеждая: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Благодаря Станиславскому Художественный театр дал зрителю то, чего уже не мог ему предоставить театр императорский — он говорил с ним о его проблемах и на его языке. Иными словами, Константин Сергеевич создал искусство, понятное широкой аудитории — понятное не за счет упрощения смыслов, а благодаря чуткому отклику на этические, эстетические, социальные запросы зрителя.

        Итак, Московский Художественный театр — плоть от плоти небольших любительских театров, создававшихся на протяжении последней трети XIX столетия солидными деловыми людьми, которые беззаветно любили искусство и пытались воплотить на сцене свои художественные предпочтения. Людей, которые смотрели на театральный мир свежим взглядом — и потому создали совершенно новое театральное здание, отвечавшее насущным потребностям эпохи. К. С. Станиславский — лишь вершина айсберга, самая заметная персона, во многом заслонившая других деятелей того же круга. Именно Перловы, Хлудовы, Якунчиковы, Карзинкины, не говоря уже о С. И. Мамонтове, заложили основы для развития более демократичного театрального искусства, понятного широкой аудитории. Именно они обновили здание русского театра, во главе которого встал вобравший в себя их опыт талантливый самородок — К. С. Станиславский.

        Анна Федорец

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"