Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область (Мелитополь)
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Луганская Народная Республика
  • Москва
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тульская область
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
  • I Архангельский форум ВРНС
  • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • I Челябинский форум ВРНС
  • I Пермский форум ВРНС
  • IX Ставропольский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Запорожская область (Мелитополь)
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Луганская Народная Республика
    • Москва
    • Ненецкий автономный округ
    • Мурманская область
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Бурятия
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Севастополь
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тюменская область
    • Удмуртская Республика
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
    • I Архангельский форум ВРНС
    • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • I Челябинский форум ВРНС
    • I Пермский форум ВРНС
    • IX Ставропольский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Запорожская область (Мелитополь)
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Луганская Народная Республика
      • Москва
      • Ненецкий автономный округ
      • Мурманская область
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Бурятия
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Севастополь
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тульская область
      • Тверская область
      • Тюменская область
      • Удмуртская Республика
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
      • I Архангельский форум ВРНС
      • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • I Челябинский форум ВРНС
      • I Пермский форум ВРНС
      • IX Ставропольский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Запорожская область (Мелитополь)
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Луганская Народная Республика
          • Москва
          • Ненецкий автономный округ
          • Мурманская область
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Бурятия
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Севастополь
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тульская область
          • Тверская область
          • Тюменская область
          • Удмуртская Республика
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
          • I Архангельский форум ВРНС
          • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • I Челябинский форум ВРНС
          • I Пермский форум ВРНС
          • IX Ставропольский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • К вопросу об идеале солидарного общества

        К вопросу об идеале солидарного общества

        К вопросу об идеале солидарного общества

        Понятие «солидарного общества» активно используется в последние годы в программных документах Всемирного Русского Народного Собора, обозначая социальный идеал, к достижению которого должны быть устремлены совместные усилия общества и власти.

        Необходимо подчеркнуть, что идеал «солидарного общества» не является идеологическим «конструктом», оторванным от идейной основы национальной и мировой социально-философской мысли. Прежде всего, идея солидарного общества восходит к русской религиозной философии общества, к именам и трудам выдающихся русских мыслителей XIX -XX века. Разработка идеи солидарного общества позволяет подняться над теоретическими и политическими разногласиями русских мыслителей прошлого, воспринять их наследие не в качестве «партийного маркера» и не в качестве предмета сугубо исторического интереса, а как актуальный массив идей, концепций, методов познания и преображения социальной реальности, активное использование которого и возможно, и необходимо в наши дни.

        Вместе с тем, актуализация интеллектуального наследия русской социально-философской мысли в контексте разработки идеала солидарного общества позволяет современному интеллектуальному слою России вести равноправный диалог с западными социально-философскими школами и традициями, не принимая роль учеников и эпигонов, а выступая в качестве равноправной стороны такового диалога. Более того, русская социальная философия содержит в себе идейный потенциал, способный снимать противоречия и опровергать заблуждения западной социальной философии.

        Русская социальная философия изначально, еще в трудах ранних славянофилов, отстраивается от теоретических предпосылок западной социальной мысли, вводя собственную аксиоматику, основывающуюся на историческом опыте русского народа и духовном опыте русской культуры. Так, всякая социальная философия базируется на определенной концепции человека, определенном понимании его природы, возможностей и ограничений. Западная социальная мысль Нового времени выдвинула две альтернативные точки зрения на изначальную природу человека.

        Так, с точки зрения Т. Гоббса в «естественном состоянии» человек зол, и синонимом естественного состояния человеческого сообщества оказывается «война всех против всех». Только государство и право, как внешние регуляторы, способны поддерживать благое состояние общества и человека. Таким образом, достижение социального идеала связывается в данной традиции с работой институтов. Позже, в трудах Адама Смита, а также его последователей в ХХ веке (прежде всего, Ф. Хайека), основным институтом, превращающим энергетику изначально злой и агрессивной природы человека в социально-приемлемые блага, был объявлен рынок.

        Другая традиция, связанная прежде всего с Ж.-Ж. Руссо, исходит из того, что в естественном состоянии человеческая природа блага. Однако работа «неправильно устроенных» институтов деформирует человеческую природу, что приводит к социальному злу. При этом, понимая, что возврат в естественное состояние невозможен, Руссо связывает терапию социального зла с социальной и политической инженерией, возлагает надежду на избавление от социального зла с конструированием «правильного» государственного устройства, «правильных» институтов.

        Обращает на себя внимание то обстоятельство, что западной социальной философии во всех ее версиях, — за исключением отдельно стоящего консервативно-романтического идейного комплекса XIX-XX века, — свойственно глубокое недоверие к «органике» жизни и упование на конструктивный потенциал искусственно конструируемых институтов (государства, права, рынка), с несущественными в данном контексте различиями, является ли конструирование институтов делом рационального расчета или результатом «эволюционного отбора».

        Русские мыслители, принимая христианскую антропологическую аксиоматику, формируют более широкий горизонт социального мышления, нежели тот, который открыт в контексте западной социальной философии, еще на старте Нового времени отказавшегося от целостной христианской концепции человека. Изначально постулируя двойственность человеческой природы в истории, как одновременно носительницы «образа и подобия Божиего» и как носительницы греховного начала, русская социальная философия выходит из ложного круга проблем, связанного с европейским конструктом «естественного состояния».

        Конститутивными для русской социальной философии оппозициями выступают различия онтологической «данности» и онтологической «заданности», как применительно к человеческому существу, так и к социальной реальности. Если «данность», историческая фактура, эмпирика социального бытия наполнена несовершенством, конкуренцией, раздором и конфликтами между человеческими существами, то «заданность» связана с отношениями любви и солидарности. При этом «заданность» является не «абстрактным» идеалом, не абстрактной системой ценностей, лишенных онтологического статуса.

        «Заданность» конкретна, обладает особым (и более высоким) онтологическим статусом и проявляется в реальном историческом времени и обществе, в реальных людях. Более того именно «заданность» является основой всякой социальной и человеческой реальности. Подобно тому, как в конкретном человеке соприсутствуют как начала блага, устремлённости к добру, истине и красоте, так и злые, разрушительные начала, так и в конкретном обществе сосуществуют и соприсутствуют явления и тенденции этих двух порядков.

        Можно сказать, что для русских социальных мыслителей социальный идеал находится не в прошлом и не в будущем, а в глубине настоящего, в благой стороне человеческого существа и в глубинных измерениях общественной жизни, связанных с раскрытием благой стороны человеческого существа. Онтологической основой социального идеала выступают любовь и солидарность как сущностные аспекты личностного бытия, они же выступают в качестве онтологических устоев общества.

        В связи с раскрытием содержания понятия «солидарное общество» необходимо отметить, что конститутивное для западной социальной мысли противопоставление «общество — община» (от романтиков до Маркса и до новейших теорий «модернизации») переносится в русской философии из диахронии в синхронию, «общество» и «община» рассматриваются не как этапы исторического пути общества, а как соприсутствие различных по своим духовным качествам сфер социального бытия. Инкриминируемая славянофилам идеализация крестьянской общины в целом была не свойственна русским мыслителям, и могла быть допущена ими только в качестве полемического приема, «фигуры речи».

        Подлинная мысль и славянофилов, и позднейших русских социальных философов состояла в том, что на всех исторических этапах жизни общества, — как на «аграрном», так и на «индустриальном», говоря современным языком, — человеческое общежитие представляет собой напряженное соотношение «соборности»/«солидарности» и «общественности» как внутреннего, основанного на любви и солидарности, устроения общественного бытия и внешнего, наполненного несовершенством или злонамеренностью обнаружения амбивалентной человеческой природы в социальном пространстве.

        Соответственно, для русской философии общества неприемлемо связывать достижение социального идеала с конструированием «благих» институтов. На институциональном уровне нет институтов или организаций, которые бы можно было однозначно и всецело отождествить с идеей солидарного общества.

        Однако существует определенная градация форм общения по степени проявленности в них начала солидарности (соборности):
        — Отдельные сообщества преимущественно связаны с идеей солидарности, как то: семья, народ, Церковь (религиозная община), государство. Однако в силу амбивалентности человеческой природы в истории ни одно из данных сообществ не является «эталонным», каждое из них в той или иной конкретно-исторической ситуации подвергается определенной эрозии, в той или иной степени проникается тенденциями раздора и отчуждения от онтологических начал общественного бытия;
        — Некоторые сообщества могут быть носителями начала солидарности, но чаще всего выступают носителями противоположных энергий. Прежде всего тут речь идет о коллективных акторах хозяйственной жизни общества (предприятиях). Во многом, вопрос доминирования того или иного начала в структуре актора хозяйственной жизни связан с характеристиками личности руководителя (собственника), корпоративной культуры и ценностных основ выстраивания отношений с внешним окружением. Не менее значима данная проблематика для акторов политической и общественной жизни (общественных организаций, движений, партий);
        — Некоторые сообщества не могут быть солидарными на принципиальном уровне. Прежде всего, тут речь идет о криминальных сообществах, деструктивных религиозных сообществах, экстремистских политических движениях.

        Таким образом, солидарное общество есть общество, живущее в согласии со своими онтологическими началами. Солидарное общество формируется путем раскрытия внутреннего потенциала личностей и организаций, а также предполагает ограждение общества от практик и организаций, исключающих (не реализующих) начало солидарности в своей деятельности.

        Солидарное общество не есть результат сугубо внешнего воздействия, тем более, работы технологий или организационного проектирования. Это состояние общественной жизни, достигаемое в результате свободного выбора, прежде всего — свободного выбора лиц, принимающих решение или контролирующих ресурсы в той или иной сфере общественного бытия.

        В заключение, необходимо сделать важное примечание. Солидарность, солидарное общество в русской социально-философской традиции не есть синоним коллективизма или социализма. Более того, солидарное общество выступает подлинным оппонентом и антиподом любого достигаемого принуждением («внешним образом») коллективизма. Так, И. А. Ильин противопоставлял социализм и социальность (в значении солидарности). Бердяев — коммунизм и «коммюнотарность» (также в значении солидарности). Русские мыслители указывали на то, что тоталитарный коллективизм зиждется на предварительной атомизации, разрушении «органики» социальной жизни, формирующейся исторически (что проявляется в разрушении традиционной семьи, религиозных общих, традиционной государственности). В этом смысле можно и нужно говорить о принципиальной несовместимости русского идеала солидарного общества и западных социальных утопий.

        Сергей Волобуев, старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, член Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"