Президент России В. В. Путин недавно коснулся вопроса преподавания истории в школе, подняв целый ряд острых вопросов. Он призвал избавиться от идеологического мусора в учебниках по истории, приведя пример с неадекватными оценками Великой Отечественной войны. Однако данная проблема актуальна не только в отношении истории ВОВ.
В ходе дискуссии было объявлено, что некоторые устойчивые названия исторических событий были пересмотрены — например, Великая Октябрьская социалистическая революция теперь именуется Великой русской революцией, а татаро-монгольское иго по просьбе ученых из Татарстана политкорректно переименовали в «систему зависимости русских земель от ордынских ханов». Действительно, Республика Татарстан демонстрирует особый взгляд на историю России, который отражен, в частности, в учебнике «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» Дании Сабировой и Якуба Шарапова. Эта книга носит ярко выраженный русофобский характер и пропагандирует сепаратизм, который, увы, типичен и для целого ряда других исторических исследований в республике.
Из учебника двух татарских профессоров учащиеся узнают, что «государственную границу Татарстана (!) пересекла русская армия», «Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность. Страна оказалась расколотой. Она теперь состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации» (с. 127), что «Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами» (с. 113).
Через весь учебник проходит мысль о том, что Татарстан — суверенное государство, оказавшееся под властью России. Для доказательства профессора Сабирова и Шарапов используют сюжеты из колониальной истории западноевропейских стран: «Ещё одна особенность русской колонизации Татарстана заключается в том, что у русского государства и татарского народа было разное понимание перспективы Татарстана. На Западе в данном случае обе стороны (колониальные державы и захваченные ими страны) понимали временность объединения, считали, что со временем их взаимоотношения обретут иной характер. Так подходил к факту русского завоевания сам Татарстан, считая, что в будущем непременно восстановит свою независимость» (с. 117-118).
Истоки противостояния России и Татарстана авторы уводят в X век н. э., пытаясь интерпретировать сложности взаимоотношений Киевской Руси и Волжской Булгарии как начало этого противостояния, — говорит Овчинников, приводя примеры: «Уже тогда эти две страны (Киевская Русь и Волжская Булгария) оказались в противоречивом взаимодействии. <...> В то же время Киев и Булгар, придерживаясь разных мировых религий и будучи потенциально на подъёме, оказались в состоянии противоборства в восточноевропейском наследии» (с. 53).
Казанское ханство и Россия того времени названы «национальными государствами» (с. 105), что весьма странно для эпохи Средневековья. По логике изложения материала, в этих «национальных государствах» проживали татары и русские, следовательно, взятие Казани в 1552 году — это не просто противостояние двух государств, но ещё и двух ныне проживающих в Татарстане этносов. Термины «Россия», «Москва», «русские» в большинстве случаев подаются в негативной плоскости, причём делается это таким образом, чтобы «помочь» студенту найти соответствие событиям прошлого в современной действительности. Ситуация с освещением истории в Татарстане неудовлетворительна и откровенно деструктивна для согласия между населяющими его народами. Антимосковские настроения, русо- и ортодоксофобия в учебниках, научных исследованиях, кинематографе и театральных постановках создают питательную среду для развития в республике агрессивного исламизма и национализма.
Правозащитный центр ВРНС поддерживает инициативу жителя Казани Романа Корнилова об изъятии учебника «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» из образовательного процесса и готов оказать ему необходимую поддержку. Очищение учебников истории от идеологического мусора нужно начинать именно с Татарстана, так как по количеству и разнообразию такого мусора они находятся вне всякой конкуренции.
Роман Силантьев, член Бюро Президиума ВРНС, исполнительный директор Правозащитного центра ВРНС
«История Татарстана с древнейших времен до наших дней»: учебник по русофобии?
«История Татарстана с древнейших времен до наших дней»: учебник по русофобии?