Сегодня уже много говорилось о тех исторических датах, которые наша страна будет праздновать в этом году, среди них есть особенно важные для истории нашей страны — 400 лет окончания Смутного времени и восстановления государства Российского, 400 лет мученической кончины Патриарха Гермогена и 400-летие прославления Казанской иконы Божией Матери.
Первого марта этого года исполнилось 400 лет со дня мученической кончины великого церковного иерарха, выдающегося государственного деятеля, патриота Русской земли, святейшего Патриарха Гермогена. На следующий год мы будем отмечать столетие со дня прославления Патриарха Гермогена в лике святых. Велико общенациональное значение Святого Гермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Именно он стал свидетелем чудеснейшего явления Казанской иконы Божией Матери.
Подвигом твердого стояния за Святую Русь и Веру Православную он воодушевил первое народное ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым и второе народное ополчение Минина и Пожарского, фактически остановив духовную и политическую гибель страны в Смуте начала XVII столетия.
Все попытки предыдущих поколений установить памятник Патриарху Гермогену, несмотря на вклад этого человека в историю России и православия, закончились ничем. В наше время инициативу взял на себя Региональный общественный Фонд по постановке памятника Патриарху Гермогену. Уже освящен закладной камень в основании будущего памятника в Александровском саду у стен Московского Кремля и объявлен соответствующий конкурс, а сам памятник планируется установить в 2013 году, к столетию со дня прославления Патриарха — священномученика.
Впервые с общественной инициативой установить памятник Патриарху- мученику Гермогену в 1803 году выступило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Памятник предполагал наличие трех исторических фигур — гражданина Минина, князя Пожарского и Патриарха Гермогена. В целом мемориал «Спасителям Отечества» символизировал единство народа, патриотичного служилого дворянства и духовного сословия. Но в силу неизвестных нам причин, когда памятник открыли в 1818 году (скульптор Иван Мартос), фигура Патриарха Гермогена там отсутствовала. На мой взгляд, это была историческая несправедливость, которую нужно исправить. К слову, этот памятник сначала предполагалось установить в Нижнем Новгороде, где собиралось народное ополчение, но по предложению Александра I он занял свое место на Красной площади.
Прошло сто лет, и в 1903 году известный священник-богослов отец Александр Кремлевский вновь выступил с идеей установки памятника Патриарху-мученику, которая, к сожалению, не получила должного отклика. Аналогичные общественные инициативы выдвигались так же в 1909-1913 годах и были поддержаны церковными кругами в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани и во многих других городах. Слишком велика и многогранна была роль личности Патриарха Гермогена, объединившего в себе несколько ипостасей: гражданина, патриота России, спасителя Отечества, государственного деятеля, Патриарха и духовного вдохновителя освободительного движения.
В 1910 году графиня Прасковья Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество (по его инициативе в Москве появились памятники Александру II, героям Плевны и генералу Скобелеву), обратилась с предложением об установке памятника Патриарху Гермогену в Святейший Синод. Благодаря Уваровой были собраны необходимые средства. В 1912 году проекты двух конкурсов были представлены на выставке в Историческом музее. Победителем стал скульптор Николай Андреев (автор памятника Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре и А. Н. Островскому у Малого театра).
Место для установки памятника выбрали там, где сейчас стоит мавзолей. Это не случайно, потому что напротив, у стен нынешнего ГУМа уже стоял памятник Минину и Пожарскому. Третьей вершиной своеобразного духовного треугольника был Казанский собор с находящимся там списком Казанской иконы Божией Матери, которая, кстати, тоже связана с личностью Патриарха Гермогена. Ведь он переносил образ Владычицы от места обретения иконы до Никольской церкви, где он служил. А потом составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Мало кто знает, что в 1912 году был объявлен еще один Всероссийский конкурс и так же на памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, на проекте которого была и фигура Патриарха Гермогена. В 1913 году макет этого памятника принимал Николай Второй и он царю понравился. Однако начало Первой мировой войны и последовавшая за ней революция перечеркнула эти планы.
И только два с половиной года назад в преддверии 400-летия кончины Патриарха-мученика и 100-летия его прославления общественное объединение «Народный Собор» и Женское патриотическое общество вновь выступили с инициативой поставить ему памятник. В 2009 году был создан Региональный общественный Фонд по постановке памятника Патриарху Гермогену. Нас поддержало Издательство Московской Патриархии и протоиерей Владимир Силовьев, который помог с изданием дореволюционного акафиста святителю Гермогену, где, в частности, поляки назывались поляками. 16 июля 2011 года Святейший Патриарх Кирилл после литургии в Успенском соборе Кремля совершил молебен у мощей святителя и освятил новонаписанную икону священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.
По благословению Святейшего Патриарха с этой иконой мы совершили два крестных хода по маршруту первого и второго ополчения. Эта икона присутствовала в день освящения закладного камня на месте постройки первого в Москве храма посвященного священномученику Ермогену, и при освящении закладного камня в основание будущего памятника Патриарху Гермогену в Александровском саду у Кремлевской стены. Как известно, место для памятника уже выбрано, рядом с Гротом в Александровском саду (памятник войны с Наполеоном, выложенный обломками зданий, сгоревших при пожаре 1812 года). Кстати, рядом с Гротом находится стела в честь 300-летия дома Романовых. А ведь именно Патриарх Гермоген первым указал на Михаила Федоровича Романова, как на наиболее достойного кандидата на Российский престол.
За два с половиной года наш Фонд проделал огромную просветительскую работу, направленную на популяризацию событий Смутного времени, рассказывая о роли в них святителя Гермогена, потому что, к сожалению, сейчас немногие знают и помнят о нем.
Развернута широкая издательская деятельность. Были выпущены репринтные издания (1912-1913 гг.) писателя Алексея Дмитриевского и историка Владимира Назаревского, сделан тираж книги «Патриарх Гермоген — великий печальник за Русь», которая раздавалась на крестных ходах. Проведено несколько конференций, посвященных Патриарху Гермогену, где мы популярно рассказываем о его вкладе в историю России.
Хотелось бы подчеркнуть, что в отношении имени Патриарха Гермогена существует некоторое разномыслие. Не редко его называют Ермогеном. Существует разные версии, как правильного называть Патриарха-мученика: Гермоген или Ермоген. По одной версии, Священный Синод принял при прославлении это имя, потому что святейший Патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген, а не Гермоген.
Вторая версия принадлежит американскому историку Грегори Фризу. Ученый считает, что основной причиной стала история, связанная с именем епископа саратовского Гермогена, который в начале XX века активно выступал против обер-прокурора Саблера и Григория Распутина. В конце-концов Гермоген был отправлен в маленький монастырь в Гродненской епархии. Чтобы не было путаницы и имя нового святого не ассоциировалось с именем опального архиерея, Синод и восстановил древнюю орфографию имени священномученика — «Ермоген».
Однако во всех дореволюционных изданиях до 1913 года он везде упоминается, как Гермоген. Это имя он получил после принятия монашеского пострига, и в Успенском соборе Московского Кремля был возведен на патриарший престол с именем Гермоген. Ермогеном его стали называть после прославления в 1913 году, так пожелал царь Николай Второй. Но мы считаем, что памятник должен быть поставлен именно Патриарху Гермогену.
«Возвращение» святителя Гермогена — памятником, иконами, народным почитанием может стать знаком духовного возрождения России. А то, что это происходит трудно — так ведь и Гермоген умирал в заточение мучительной голодной смертью! Значит, и наш путь не может быть легким.
Хотела бы внести конкретные предложения в преддверии празднования исторических юбилеев. Первое — обратиться в Софринские художественно-производственные мастерские с просьбой изготовить иконы священномученика Ермогена для широкой продажи в церковных лавках. Ко мне обращаются многие православные люди, которые молились и молятся за заступничество святителя Гермогена в Успенском Соборе Кремля, но мы знаем, что молиться сегодня можно только у шатра, зайти внутрь мы не можем. Там висит амбарный замок, который открывается очень редко, чтобы можно было зайти и поклониться мощам, хотя в свое время в 1912 году перед прославлением Гермогена именно от этих мощей были те святые деяния и чудотворения, многие люди получили исцеление именно там.
Шатер над ракой Гермогена был изготовлен в 1624 году. Первоначально там находилась Риза Господня, и в знак особого уважения в 1913 году шатер поставили над ракой Патриарха Гермогена. По словам музейных работников, шатер в настоящее время находится в аварийном состоянии.
Второе предложение: от имени высокого собрания обратиться к Министерству культуры и Государственному историко-культурному музею- заповеднику «Московский Кремль» с просьбой изыскать возможность реставрации этого шатра, что позволит всем поклониться и молиться у мощей Святителя Ермогена.
Третье предложение — в год 400-летия прославления Казанской иконы Божией матери просить Святейшего Патриарха Кирилла перенести икону Казанской Божией Матери, чудотворный список из Елоховского Собора в Казанский Собор на Красной площади, где она находилась до разрушения Собора.
Четвертое предложение — установить на Казанском Соборе мемориальную доску с именем Дмитрия Пожарского, того, на чьи деньги был устроен этот Собор. Сейчас на Казанском Соборе есть памятная доска только с именами Бориса Николаевича Ельцина и Юрия Михайловича Лужкова.
Пятое предложение — восстановить в Троице-Сергиевой лавре мемориальную доску на месте упокоения героев первого народного ополчения. В свое время на месте захоронения была мемориальная табличка «Прокопий Ляпунов да Иван Ржевский лежат здесь».
Шестое предложение — призываю всех Вас жертвовать на памятник Патриарху Гермогену, чтобы мы с гордостью могли сказать, что он поставлен на народные деньги, как и памятники Минину и Пожарскому и Тысячелетие России.
Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, за Вашу поддержку и личное участие в увековечивании памяти Патриарха Гермогена. Благодарю Всемирный Русский Народный Собор за организацию соборных слушаний, посвященных Патриарху Гермогену и за информационную поддержку деятельности Фонда. Я поблагодарю всех, кто оказал поддержку Фонду, чтобы наши деяния продвигались.
В заключении я хочу сказать, что Патриарх Гермоген оставил нам очень много заветов, но самый главный из них следующий: «Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веке и в будущем! Стойте за Веру Православную, а я за вас Бога молю!».
Будем же верными наследниками наших предшественников, которые не щадя жизни, не ища легкого пути, защищали свою Православную Веру и, немыслимую без этой Веры Святую Русь.
Галина Ананьина — председатель правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену
Исторические 400-летия
Исторические 400-летия