Путин и Лукашенко перезапустили Союзное государство
В Договоре о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь, подписанном 8 декабря 1999 года, есть ряд принципиально важных статей, отметил заместитель Главы ВРНС в своей авторской программе на телеканале "Спас". В частности, там провозглашается создание единой валюты, наднациональных структур управления (Союзного парламента и Совета министров), подчеркнул он. Однако, Союзное государство не было создано, потому что по своей правовой сущности был заключен международный договор – договор между двумя независимыми государствами.
«Завершением этой работы должен был стать Конституционный акт, который бы утверждал создание единого государства, – комментирует Щипков. – Этого не произошло. а Союзный договор – это был, скорее, протокол о намерениях. Политическая воля лидеров Белоруссии и России не совпадала, и поэтому они никак не могли продвинуться в этом направлении. Незадолго до этого Государственная дума России приняла очень любопытное постановление "О юридической силе для Российской Федерации результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу сохранения СССР". В этом постановлении подтверждалась юридическая сила референдума 17 марта 1991 года и заявлялось, что соглашение о создании СНГ не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению СССР. И разным комитетам Госдумы предлагалось разработать и предоставить на рассмотрение Совета Госдумы комплекса мер по устранению последствий развала СССР. Этого не было сделано, дальше дело не сдвинулось – но этот документ был принят, и, насколько я понимаю, его никто не отменял. Этот документ предшествовал развитию отношений между Россией и Белоруссией. В какой-то момент уже казалось, что создать единое Союзное государство попросту невозможно. Но вот наступил 2020 год, в Белоруссии произошла попытка оранжевой революции, после чего стало совершенно очевидным, что политика многовекторности, как её заявлял Александр Лукашенко, провалилась и практически невозможна для реализации, а интеграция с Россией, наоборот, гарантирует стабильность и безопасность для белорусского народа. 10 сентября 2021 года правительства обеих стран подписали союзные программы и документ под характерным названием "Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы". То есть фактически речь о реализации союзного договора 1999 года». /конец цитаты/
Интеграция России и Белоруссии: мифы и перспективы
Далее эксперт рассуждает о перспективах интеграции и понятных опасениях белорусской стороны: «Поскольку мы плохо знаем друг друга, есть такой миф, что в Белоруссии – как аграрной стране – всё очень хорошо с сельским хозяйством, а в России, наоборот, очень плохо. На самом деле это далеко не так, потому что даже если вы посмотрите на не черноземные регионы, то если лет пятнадцать назад Тульская или Калужская области были в запустении, то сейчас практически все поля обработаны. И в то же время, когда едешь по Белоруссии – вдоль трассы обработанные поля, но стоит отъехать несколько километров в сторону – появляются картины отнюдь не радужные. Но ничего страшного нет, потому что единая аграрная политика будет способствовать взаимному обогащению в этой сфере. Самая, наверное, важная новелла [из 28 союзных программ] – это формирование единой промышленной политики. Это очень важно, потому что здесь речь идёт уже об очень крупных промышленных проектах, об огромных деньгах, фактически о создании фундамента новой совместной экономики. Для того, чтобы развивались правильные промышленные цепочки, очень важно двигаться в этом направлении. В Белоруссии, как и в России, был длительный период деиндустриализации страны. Сейчас этот период заканчивается, и с помощью Российской Федерации получится поднять белорусские предприятия. В принципе наша промышленность довольно схожая по понятным причинам, потому что у нас единое советское прошлое, и у нас два выхода – или мы объединяемся и двигаемся вместе вперёд, или превращаемся в жёстких конкурентов. Второй вариант, естественно, проигрышный для Белоруссии и совершенно ей не выгодный, но и нам тоже выгодно взаимодействовать вместе. Часто пугают белорусов тем, что российские олигархи якобы скупят всё белорусское производство, все их земли, и Белоруссии ничего не останется. На самом деле это, конечно, полная ерунда, потому что нынешние соглашения предусматривают право белорусского бизнеса участвовать в российском госзаказе, то есть они смогут на равных с российским бизнесом получать российские государственные заказы. А это очень большие деньги, которые нужны Белоруссии для развития и промышленности, и бизнеса в целом» /конец цитаты/.
России и Белоруссии нужна гуманитарная интеграция
Александр Щипков уверен, что из процесса интеграции нельзя убирать мировоззренческую, идеологическую и смысловую часть, "иначе может произойти то, что произошло на Украине 10 лет назад".
«Со стороны России делалось невероятное количество шагов в экономическом разрезе навстречу Украине, попросту говоря, мы вложили туда невероятное количество средств – это касалось газа, промышленности, всего на свете. Потом к власти пришли люди с националистическими взглядами, ради которых они пожертвовали экономикой, ради борьбы с Россией они разрушили свою экономику. Всё, что было наработано у них самих, всё, что давала им Россия, они уничтожили мгновенно: одна революция, вторая, третья – и всё развалили. Поэтому когда мы говорим об интеграции России и Белоруссии, мы не можем делать вид, будто бы гуманитарной сферы не существует. Очень важно, какие ценности исповедуют те люди, которые будут реализовывать эти [экономические] проекты. Потому что так случается, что ценности побеждают цены – это может быть и в положительном смысле, но иногда и в отрицательном, как на Украине. Таким образом, мы не сможем уйти от главного вопроса: Белоруссия – это что? Белорусы – это младоевропейцы наподобие крошечной Чехии? Или колония Литвы? Или самостоятельное государство с огромной историей, которая теснейшим образом связана с Россией, потому что у нас единая русская история, у нас по сути единый народ. Мы не можем закрывать глаза на то, что в течение 20-30 лет в Белоруссии шла мягкая дерусификация. Когда я общаюсь с белорусской молодёжью, я вижу, что западная пропаганда, которая в мягких формах прокатилась по Белоруссии, имеет свои плоды. В развитие отношений между Россией и Белоруссией нужна отдельная гуманитарная программа, единая гуманитарная политика. Если мы создаём единое пространство, Союзное государство, у нас должен быть единый взгляд на свою историю. Это должен быть единый взгляд на образование. Учебники, которые коррелируют между собой, а не противоречат друг другу... Это касается и истории, и литературы, и обществознания. Это очень важные и серьёзные проблемы. К созданию единой гуманитарной политики нужно приступать прямо сегодня. Это быстро всё равно не получится сделать, на это уйдёт какое-то количество лет, но к этому нужно приступать прямо сегодня. Если мы к этому не приступим, все наши усилия по экономической интеграции будут впустую: мы потратим огромное количество денег и ресурсов – и они все пропадут, в конечном итоге уйдут в чужие руки... Стремясь создать Союзное государство в будущем, мы должны уже сегодня создавать научные центры по теоретическому обоснованию этого государства. Другого пути нет» /конец цитаты/.
Программа "Щипков". Выпуск 194-й полностью:
________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук