18 ноября 2015 года в Москве в рамках председательства России в БРИКС министры образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР подписали Московскую декларацию о сотрудничестве и «Меморандум о взаимопонимании». Эти документы стали основой для формирования Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС).
На данном направлении ведется системная работа, которая в перспективе развития охватит значительную долю молодых ученых и специалистов стран БРИКС.
Очевидно, что это направление крайне важно как для самого развития БРИКС в его социокультурном измерении, так и для успеха успеха отдельных проектов (в частности, Сетевого университета).
В настоящее время ключевым вопросом для подобного социокультурного измерения является вопрос о цивилизационной идентичности обществ тех стран, которые участвуют в БРИКС, а также способность и нацеленность их представителей на участие в решении глобальных проблем мирового развития в качестве субъектов собственной культуры, носителей собственных ценностей.
Однако обрести способность к реализации подобные установки смогут лишь в том случае, если найдут опору в самосознании молодежи, молодого поколения. Под которым, очевидно, сегодня понимается не только самосознание отдельных выдающихся представителей, но и массовое сознание.
Для формирования мотиваций и ценностных ориентиров представителей молодежи необходимо, чтобы массовое сознание, среда их жизни, общения и деятельности соответствовали тем идеям и ценностям, которые составляют ядро их цивилизационной идентичности.
Именно в данной связи становится актуальной такая организация дополнительного образования и досуга молодых поколений, которая обеспечивала бы становление и развитие человека в качестве субъекта своей культуры, своей цивилизации, активно осваивающего собственное культурное наследие. Отсюда логично вытекает и миссия дополнительного образования как сферы, где получают развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту как видам деятельности, где могут и должны получать свое преломление различные аспекты цивилизационной и культурной идентичности.
Таким образом, дополнительное образование становится сферой, обеспечивающей ценностную и мотивационную конкурентоспособность личности,общества и государства. Как мы видим, именно здесь создаются возможности для обретения идентичности человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Следует особо отметить стратегическую роль государства в данной сфере. Отказ государства от решения задачи укрепления цивилизационной культурной идентичности может привести к деидентификации граждан, имеющей ярко выраженные негативные последствия.
Идентичности, о которых мы говорим, будут в такоим случае формироваться заново в культурно чужеродных и маргинальных пластах. Это, в свою очередь, несет прямую угрозу национальной безопасности стран БРИКС, открывает дорогу тоталитарным сектам, экстремистским настроениям, «цветным революциям».
По сути дела, деидентификация превратилась в инструмент современной «гибридной войны». Средством упреждения данных рисков выступает проектирование сферы дополнительного образования и досуга молодежи как ценностно-насыщенного коммуникативного пространства формирования идентичности.
Настало время концептуально осмыслить вопрос о соответствии образовательных стратегий тем стандартам и смыслам, которые составляют социокультурный код наших цивилизаций.
В качестве практической меры, актуальной для развития стран БРИКС на современном этапе, было бы полезно поставить задачу формирования единого банка данных, современной интерактивной карты о наиболее успешных и перспективных практиках в области дополнительного образования и досуга молодежи в странах БРИКС.
Критерием отбора подобных практик должно стать их влияние на формирование и развитие цивилизационной идентичности новых поколений, а также позитивное воздействие на развитие диалога между представителями различных цивилизаций и культур.
О.А.Костин, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора