Всемирный Русский Народный Собор
Задать вопрос
Заказать звонок
vrns@vrns.ru

Москва, Даниловский вал д. 22
Всемирный Русский Народный Собор
Международная общественная организация
Заказать звонок
Всемирный Русский Народный Собор
Всемирный Русский Народный Собор
Всемирный Русский Народный Собор
vrns@vrns.ru

Москва, Даниловский вал д. 22
  • Главная
  • Новости
  • Инфраструктура дополнительного образования как фактор формирования цивилизационной идентичности стран БРИКС

Инфраструктура дополнительного образования как фактор формирования цивилизационной идентичности стран БРИКС

Инфраструктура дополнительного образования как фактор формирования цивилизационной идентичности стран БРИКС

18 ноября 2015 года в Москве в рамках председательства России в БРИКС министры образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР подписали Московскую декларацию о сотрудничестве и «Меморандум о взаимопонимании». Эти документы стали основой для формирования Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС).

На данном направлении ведется системная  работа, которая в перспективе развития охватит значительную долю молодых ученых и специалистов стран БРИКС.

Очевидно, что это направление крайне важно как для самого развития БРИКС в его социокультурном измерении, так и для успеха успеха отдельных проектов (в частности, Сетевого университета).

В настоящее время ключевым вопросом для подобного социокультурного измерения является вопрос о цивилизационной идентичности обществ тех стран, которые участвуют в БРИКС, а также способность и нацеленность их представителей на участие в решении глобальных проблем мирового развития в качестве субъектов собственной культуры, носителей собственных ценностей.

Однако обрести способность к реализации подобные установки смогут лишь в том случае, если найдут опору в самосознании молодежи, молодого поколения. Под которым, очевидно, сегодня понимается не только самосознание отдельных выдающихся представителей, но и массовое сознание. 

Для формирования мотиваций и ценностных ориентиров представителей молодежи необходимо, чтобы массовое сознание, среда их жизни, общения и деятельности соответствовали тем идеям и ценностям, которые составляют ядро их цивилизационной идентичности.

Именно в данной связи становится актуальной такая организация дополнительного образования и досуга молодых поколений, которая обеспечивала бы становление и развитие человека в качестве субъекта своей культуры, своей цивилизации, активно осваивающего собственное культурное наследие. Отсюда логично вытекает и миссия дополнительного образования как сферы, где получают развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту как видам деятельности, где могут и должны получать свое преломление различные аспекты цивилизационной и культурной идентичности.

Таким образом, дополнительное образование становится сферой, обеспечивающей ценностную и мотивационную конкурентоспособность личности,общества и государства. Как мы видим, именно здесь создаются возможности для обретения идентичности человека, поиска и обретения человеком самого себя.

Следует особо отметить стратегическую роль государства в данной сфере. Отказ государства от решения задачи укрепления цивилизационной культурной идентичности может привести к деидентификации граждан, имеющей ярко выраженные негативные последствия. 

Идентичности, о которых мы говорим, будут в такоим случае формироваться заново в культурно чужеродных и маргинальных пластах. Это, в свою очередь, несет прямую угрозу национальной безопасности стран БРИКС, открывает дорогу тоталитарным сектам, экстремистским настроениям, «цветным революциям». 

По сути дела, деидентификация превратилась в инструмент современной «гибридной войны». Средством упреждения данных рисков выступает проектирование сферы дополнительного образования и досуга молодежи как ценностно-насыщенного коммуникативного пространства формирования  идентичности.

Настало время концептуально осмыслить вопрос о соответствии образовательных стратегий тем стандартам и смыслам, которые составляют социокультурный код наших цивилизаций. 

В качестве практической меры, актуальной для развития стран БРИКС на современном этапе, было бы полезно поставить задачу формирования единого банка данных, современной интерактивной карты о наиболее успешных и перспективных практиках в области дополнительного образования и досуга молодежи в странах БРИКС. 

Критерием отбора подобных практик должно стать их влияние на  формирование и развитие цивилизационной идентичности новых поколений, а также позитивное воздействие на развитие диалога между представителями различных цивилизаций и культур. 

О.А.Костин, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора

Диакония.ru/Патриархия.ru
Задать вопрос
Поделиться
Назад к списку
Подписка на рассылку
© 2025 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
vrns@vrns.ru

Москва, Даниловский вал д. 22
Версия для печати
© 2025 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"