Выступление Александра Рудакова, координатора Дискуссионного клуба ВРНС, на пресс-конференции «Солидарное общество, гражданский союз: путь от заблуждений ХХ века к настоящей России» в информационном агентстве «Интерфакс».
Если для девятнадцатого века и первой половины двадцатого был важен вопрос: каким должно быть государство и каковы должны быть инструменты, чтобы обрести политическую власть и это государство изменить, то сейчас, в двадцать первом веке, мы живем в иной реальности. Главный акцент сегодня не столько на государстве, сколько на качестве общества, где протекает наша повседневная жизнь.
В то время, как для западной политической традиции характерна концепция «войны всех против всех», изложенная Гоббсом, наше традиционное русское общество — соборное общество в дореволюционной России и даже советское общество в СССР, — жило по принципиально другим социальным закономерностям. Можно сказать, что наше традиционное общество — это «общество-семья», для которого, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, солидарность является главным социальным идеалом.
Надо сказать, что сегодня мы от идеала весьма далеки. Мы расколоты и разобщены по множеству признаков, во многих сферах. Разобщены между собой отдельные люди — многие живут по принципу «каждый сам за себя», и в этой жизни нет места родителям, друзьям, даже собственным детям. В больших городах мы часто не знаем, кто живет рядом с нами в одном подъезде, на одной лестничной клетке. Разобщены поколения — у пожилых людей и молодежи во многом различные взгляды на жизнь, разные ценности и социокультурные установки.
Разобщены социальные группы — богатые и бедные живут у нас как бы на различных социальных планетах, между их уровнями потребления — дистанция космического масштаба. Разобщены и замкнуты профессиональные сообщества и отрасли — газовики и нефтяники живут в одном измерении, работники ВПК — в другом, академическая наука зачастую оторвана от производства. Разобщены регионы — одна жизнь в столицах, другая — в глубинке, из которой даже добраться в Москву стоит огромных денег.
Этот список можно продолжать и дальше. Эта разобщенность ощущается даже внутри нас самих — люди часто перестают чувствовать себя целостными личностями, утрачивают чувство собственного «я». И в результате перестают нести ответственность за себя, за свои поступки.
Для каждой проблемы есть свои решения. Однако причина у них общая. Мы стали жертвами идеологического и социально-психологического гипноза, жертвами воздействия «мягкой силы» со стороны другой, конкурирующей с нами цивилизации. Мы отошли от социальных установок, которые заложены в нашей традиции, в нашем национальном характере.
Это состояние для нас не органично. Более того, оно опасно, оно несет катастрофические риски. Оно чревато не только распадом страны и общества, но и утратой нашей идентичности. Полтора века тому назад великий русский мыслитель Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» сформулировал представление о России, как уникальной самодостаточной цивилизации. Эта концепция должна быть переосмыслена с учетом реалий ХХI века, проблематики многополярного мира. Однако нельзя забывать, что теория Данилевского ценна для нас не только с точки зрения подходов к изучению истории и внешнеполитического позиционирования.
Мы считаем, что Россия — уникальная страна-цивилизация, объединяющая русских и православных, но выходящая за рамки нашего этнического и религиозного поля. В эту цивилизацию органично вписываются и традиционные религиозные общины России, и те народы, которые связаны с нами единством исторической судьбы.
Поэтому еще одна идея, которая связана с понятием солидарного общества — это идея солидарности народов, живущих в России. Напомним, что ВРНС не только общественный форум, но и крупнейшая общественная организация, представляющая интересы русских. Мы считаем, что политическая стабильность в России может быть обеспечена с помощью межнационального диалога — не конфликтного, а построенного на базе общих ценностей.
Концепции солидарного общества и гражданского союза — это наш ответ на современные идеологические вызовы, на попытки снова заимствовать концепции общественного развития, сформулированные не для России, за пределами России, вне границ нашего социокультурного пространства.
Идея солидарности лежит в основе общественно-политического мировоззрения Всемирного Русского Народного Собора. Напомню, что в 2011 году ВРНС сформулировал концепцию базисных ценностей, общих для всех традиционных религиозных общин нашей страны — не только для православных христиан, но и для мусульман, буддистов и иудеев.
Важно также, что ВРНС еще в 2009 году поддержал выдвинутую фондом «Русский предприниматель» инициативу «Декалог-XXI», которая содержала социально-философскую интерпретацию десяти заповедей. Идеи солидарного общества занимают в ней значительное место. Практика показала, что эти идеи разделяют не только верующие, но и неверующие люди, которые видят в десяти заповедях фундамент универсальной этики. И это не просто слова — я знаю конкретных людей, которые, оставаясь далекими от религии, поддержали и одобрили «Декалог-XXI».
Сегодня наши оппоненты предлагают нам сделать ставку на социальные модели, разрушающие страну, атомизирующие общество, деформирующие личность. Нас хотят заставить согласиться с тем, что единственным источником социальных энергий, дающим импульс к развитию и модернизации, может быть исключительно культ личного успеха — в ущерб успеху другого, в ущерб успеху страны.
Мы с этим категорически не согласны. Мы считаем, что для России, как уникальной страны-цивилизации, есть свои пути к успеху, позволяющие сделать ее современной, привлекательной для жизни, и в то же время — сохраняющей свои идеалы, свои ценности, свою идентичность. Идея солидарного общества, на наш взгляд, поможет нам двигаться в правильном направлении.
Идея солидарного общества органична для России
Идея солидарного общества органична для России