Крылечное мастерство — одна из интереснейших и почти утраченных тем в истории строительства. Это типичная древнерусская идея, без которой в допетровское время не обходилась ни одна мало-мальски уважающая себя стройка. Крыльцо в русской архитектуре является самодостаточной частью здания. Спустя годы крыльцо превратилось в чисто функциональный элемент, однако в древнерусском подходе есть своя неоспоримая логика. Ведь, по большому счету, в средневековой России крыльцо объединяло всю «наружную» архитектуру, включая веранды, галереи, навесы. Для современного строительства это настоящая находка, при помощи которой здание может обрести абсолютно новый облик, даже будучи бездарной прямоугольной коробкой.
Жизнь внутри стены
В традиционном строительстве крылечному делу отводилась столь почетная роль, что некоторые здания буквально опоясаны целой системой переходов, лесенок, смотровых площадок. Особенно богата этим наша церковная архитектура. И в дереве, и в камне мы видим воплощение одной и той же «опоясывающей» мысли.
Белокаменная Воздвиженская церковь в Коломенском или деревянная Успенская церковь в славном городе Кондопоге, средневековые палаты Романовых в московском Зарядье, архитектурные чудеса Ростова Великого — везде к основной части здания достраивается легкое, прозрачное, резное, столбчатое дополнение. Оно ложится на дом, как оклад на икону. Воплощением этой мысли является Собор Василия Блаженного, имеющий вокруг стен целый лабиринт потаенных переходов. Подобные «двойные» стены, между которыми змеятся лестницы, можно встретить почти в каждом древнерусском монастыре. Такое вот «окладное» мировоззрение, похоже, является неотъемлемой частью русского материального мира. Взгляните на наши старые города и поразитесь тому, что и крепостные стены подобны окладам. Сейчас по стенам и башням наших кремлей можно бродить часами. Многие из этих стен — настоящие архитектурные шедевры, поражающие своей внутренней инфраструктурой. В стенах Ростова сохранились древние фрески. Не удивительно, что русский человек стремился надеть подобный оклад и на свой дом. В отличие от города, для дома этот оклад делался более легким.
Объятья севера
Источником этой уникальной архитектурной темы можно считать северное деревянное зодчество. Интересная особенность северного дома — гульбище: галерея, опоясывающая постройку на уровне второго этажа или первого, в доме на высоком подклете. Сбоку гульбище ограждается перилами, над ним часто устраивается навес, который нередко служит продолжением ската крыши и поддерживается резными колонками. Чаще всего гульбище встречается на больших двухэтажных домах Карелии и Обонежья. Образцом в этом плане можно считать галерею на доме Ошевнева, что находится сейчас в музее-заповеднике Кижи. Конструкция гульбища проста. Оно опирается на концы балок перекрытия, выпущенные в свое время при строительстве. Длина их может быть метр и более. Снизу они подперты подкосами.
В современной архитектуре гульбище с успехом может выполнять роль веранды, смотровой площадки, галереи, балкона, зимнего сада... На него можно завязать систему лестниц и переходов. Все это предоставляет вам гигантское поле для дизайна, так как при этом абсолютно меняется домашнее пространство, которое из прямоугольного превращается в кольцевое. Но даже не опоясывающее крыльцо может радикально изменить дом, если будет выполнено в качестве самостоятельной постройки, из которой можно попасть на разные этажи. Особенно богатой и живой может стать эта идея в образе углового крыльца.
Подвесные тротуары Древнего Рима
Подобное архитектурное мышление широко применялось в Древнем Риме. Правда, это касалось не частного строительства, как на Руси, а древнеримских многоэтажек — «инсула». В инсулах отсутствуют подъезды и внутренние лестницы. Все перемещение по этажам осуществлялось исключительно по наружным верандам. Проще говоря, «гульбище» в Древнем Риме представляло из себя улицу для квартир одного этажа. На этих улицах галерейного типа кипела своя жизнь. Первые два этажа в инсулах частенько отдавались под лавочки и магазины. Если бы римский проект многоэтажного строительства был воплощен в современном мире, наша жизнь была бы совсем иной, и мы бы знали не соседей по подъезду, а соседей по ярусу.
Все на гульбище!
Неплохо воплощена идея гульбища и в таком небезызвестном месте, как ГУМ. Торговые галереи встречаются почти в каждом старом городе. Обычно они опоясывают первый этаж, но если продолжить этот замысел выше, можно преобразить городское пространство. Нет более удачного метода «исправить» страшное здание. Для частного строительства это особенно актуально. Если не достает средств на архитектурные изыски, можно строить и стандартную квадратную коробку с учетом дальнейшей опоясывающей застройки, которая, в конце концов, может оказаться деревянной. Не далек тот час, кода на русский строительный рынок придут компании с крылечно-галерейной спецификой. Всякий дом может когда-то превратиться в терем. Это хорошо забытое правило русского архитектурного мышления!
Артем Сериков
Гульбище русского дома
Гульбище русского дома