«Греческий проект» императрицы Екатерины II в свете традиционных российских духовно-политических ценностей
Автор – С.В. Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.В мае 1781 г. путем обмена личными письмами между австрийским императором Иосифом II и российской императрицей Екатериной II был заключен русско-австрийский союз. Российская императрица гарантировала территориальную целостность Австрии и права на наследственные владения Габсбургов в разных частях Центральной Европы и в Италии.
В свою очередь, австрийский император признавал за собой и своими наследниками территориальные приобретения России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. и в случае объявления Османской империей войны России обязывался действовать в союзе с ней против турок. Не останавливаясь на достигнутом, осенью 1782 г. Екатерина II и Иосиф II, согласовывая дальнейшие русско-австрийские планы по вытеснению турок из Европы и разделу Балканского полуострова, обменялись новыми письмами, которые и вошли в историю под названием «Греческого проекта».
В письме австрийскому императору 10 сентября 1782 г. Екатерина Алексеевна предложила своему союзнику создать на территориях Молдавии, Валахии и Бессарабии между Российской, Османской и Австрийской империями буферное христианское государство Дакию. Но, если в результате новой войны Османская империя погибнет, то на ее «развалинах», по мнению российской государыни, следовало бы восстановить еще и «древнюю Греческую монархию», на престол которой Екатерина Алексеевна хотела возвести своего второго внука — Константина Павловича. Небывалое в династии Романовых, но распространенное среди византийских императоров имя Константин Екатерина дала ему за несколько лет до разработки «Греческого проекта», уже тогда предполагая для внука столь великое будущее. При этом в письме русской императрицы было специально подчеркнуто: Россия не претендует ни на владение Дакией, ни на владение Греческой империей. Более того, ежели проект удастся осуществить, то великий князь Константин откажется от наследования российской короны, а великие князья Павел Петрович и его сын Александр никогда не будут претендовать на константинопольский престол. Однако, как указала Екатерина II, Россия не отказывается вовсе от территориальных приобретений и желает присоединить крепость Очаков на Днестровском лимане и полосу земли между реками Буг и Днестр.
Как показали современные исследования, детали «Греческого проекта» разработали личный секретарь императрицы Алексей Александрович Безбородко и князь Григорий Александрович Потемкин. Именно Безбородко предложил рассматривать проект состоящим из двух частей, так сказать, «плана-минимум» и «плана-максимум». В «план-минимум» он включил задачу присоединения к территории России крепости Очаков и полосы земли между реками Буг и Днестр; «план-максимум» подразумевал создание двух новых православных государств, союзных России и вытеснение Порты из Европы. В свою очередь, Г. А. Потемкин дополнил «Греческий проект» предложением присоединения Крыма, а немного позднее — проектом освоения Новороссии1.
Как известно, «Греческий проект» в полном его варианте исполнить не удалось. Османская империя вовсе не собиралась «разваливаться» в ближайшее время. Да и европейские монархи, в том числе и Иосиф II, вовсе не собирались способствовать столь огромному росту влияния Российской империи. Зато «план-минимум» был исполнен: в 1783 г. в состав России мирным путем вошел Крым, а по Ясскому миру, завершившему русско-турецкую войну 1788–1791 гг., Россия получила крепость Очаков и земли между реками Буг и Днестр.
Однако «Греческий проект» не стоит рассматривать лишь как геополитические планы второй половины XVIII столетия, изложенные в письмах Екатерины II, А. А. Безбородко и Г. А. Потемкина, ведь он имел и давнюю предысторию, и вполне зримое продолжение.
С момента Крещения Руси, т. е. с конца X в. важнейшей российской духовно-политической ценностью становится православная вера, а сохранение православной веры, Православной Церкви и защита православного народа понимается как главная задача русских правителей. Особенно важно это стало в годы ордынского владычества (сер. XIII — XV вв.), когда сохранение православной веры рассматривалось как главное условие спасения русского народа, а православное миропонимание стало важнейшей частью национального самосознания2. Но в конце XV в., когда Русское государство с центром в Москве обрело национальную независимость, необходимость защиты православной веры приобрело новое звучание — международное.
После падения в 1453 г. Византийской империи, а вслед тому и других православных государств на Балканах и в Крыму, православное население бывшего «Греческого царства», оказавшееся под османским владычеством, начинает обращать свой взор на все более возрастающую мощь Русского государства. Православные народы Востока и Балкан верили, что Россия, оставшись единственным в мире независимым православным государством, сможет и даже должно (!) их освободить3. Правда, изначально предполагалось, что Российское государство, исполнив эту задачу, воссоздаст греческую империю во главе с греческим монархом. Например, одним из сторонников этой идеи был крупнейший русский и греческий православный мыслитель первой половины XVI в. преподобный Максим Грек, который, находясь в России, всячески пытался побудить русского великого князя Василия III Ивановича к тому, чтобы вернуть Византии былое могущество, убеждая его освободить земли «новаго Рима, тяжце волнуема от безбожных агарян»4. Вполне понятно, что в тот период Российское государство не обладало достаточными ресурсами для исполнения такой задачи, да и с православными патриархатами у Русской Церкви в тот период были очень непростые отношения. Однако гораздо более важным становится другое: во многом благодаря обращениям с православного Востока, российская политическая, духовная и интеллектуальная элита стали воспринимать свою страну как единственную в мире, способную защитить истинную православную веру, а значит, и православных верующих. Так, с конца XV — начала XVI в. одной из важнейших российских духовно-политических задач становится не только защита православной веры и русского православного народа, но и защита других православных народов5.
Поэтому, не имея возможности освободить народы православного Востока, российские государи, начиная с XVI столетия, стали оказывать постоянную материальная помощь православным патриархатам, расположенным на территории Османской империи. Эта практика продолжилась и в XVII столетии, уже в царствование государей из новой династии Романовых. В этот период, стремясь улучшить бедственное положение своих патриархатов, греческие патриархи сами часто приезжают в Россию. Именно они оказали самое большое влияние на развитие идеи о России, как главной защитнице православной веры и Церкви, привнеся в русскую духовную и интеллектуальную жизнь «идеал-образ» Вселенского православного царства, столицей которого должен был стать Константинополь6. Так возникла идея о государственном соединении православного Востока с Россией — путем отвоевания Константинополя у турок7. К примеру, константинопольский патриарх объявил русского государя «столпом твердым и утверждением веры, помощником в бедах, прибежищем нашим и освобождением», а русскому патриарху константинопольский владыка посулил Вселенское патриаршество8. Вселенское православное царство — это все та же идея, мечта православных народов об освобождении из-под чужеземного гнета, но теперь путем создания единого православного государства во главе с русским православным государем. Идея Вселенского православного царства нашла много сторонников и в России, среди которых первыми были царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Во многом именно эта идея стала духовно-политическим обоснованием проведения церковной реформы в середине XVII в., а затем включения в состав России малороссийских и белорусских земель. Однако исполнение этой задачи оказалось затруднительным как по внутриполитическим (Раскол Русской Церкви), так и по внешнеполитическим причинам (тяжелые войны с Речью Посполитой, Крымским ханством и Османской империей).
В начале XVIII века идея защиты православных народов получает свое продолжение, но в новом прочтении: император Петр I впервые выдвигает идею воссоздания собственной государственности у христианских народов, подвластных Османской империи9. Эти положения, высказанные первым российским императором, легли в основу дальнейшей внешней политики России в этом регионе и сохраняли свое влияние на протяжении XVIII–XIX вв.
Таким образом «Греческий проект» императрицы Екатерины II оказывается лишь одним из очередных шагов в попытке исполнить одну из важнейших исторических задач, стоящих перед Россией, как единственным в мире независимым православным государством — освобождение народов православного Востока от иноверного владычества. Об этом свидетельствует, например, и тот факт, что еще в 1769 г., т. е. задолго до рождения «Греческого проекта» состоялась экспедиция русского флота в Греческий Архипелаг. Как отмечают исследователи, несмотря на неудачный исход военно-морской экспедиции 1769 г., результаты русско-турецкой войны 1768–1774 гг. принесли грекам и положительный результат: около двадцати островов Архипелага перешли в русское подданство, и в течение трех лет на этих островах установилось российское правление10.
В преддверии новой войны с османами эта задача воспринималась как необходимость создания двух независимых православных государств (Дакии и Греческого царства), союзных России. На создание именно христианских государств указывал императрице А. А. Безбородко в одной из своих записок, называя цель «основать две новые христианские державы на развалинах Турецкой империи» исполнением «великого славного и полезного намерения»11. В свою очередь, возможностью обрести древний Херсонес, как «источник нашего христианства, а потому и лепности», обосновывал помимо прочего Г. А. Потемкин необходимость присоединения Крыма в одном из своих писем императрице12.
Непосредственным продолжением «Греческого проекта» стало не только присоединения Крыма, но и введение в 1783 г. российского протектората над восточными грузинскими землями, а также, после очередной войны с Турцией, приобретение кубанских земель по Ясскому миру 1791 г. Кроме того, в Россию добровольно переселились тысячи греков, при этом в сравнении с другими европейскими странами Россия предоставляла наиболее благоприятные условия и перспективы греческим переселенцам13.
Идея необходимости защиты православия и православных народов Востока и Балканского полуострова путем создания независимых государств продолжала жить в русской интеллектуальной и политической реальности на протяжении конца XVIII и в продолжении всего XIX в. Республика Семи Соединенных островов, созданная адмиралом Ф. Ф. Ушаковым во время его Средиземноморской экспедиции; независимое Греческое королевство, образованное после русско-турецкой войны 1828–1829 гг.; учреждение независимых Сербского, Черногорского, Болгарского и Румынского государств в результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг. — это все шаги по реализация той самой давней русской идеи. Российскому государству реализация этой идеи стоила огромных материальных затрат, а русский народ отдал десятки тысячи жизней служению этой идее. И всё только потому, что согласные друг с другом русские правители и русский народ осознавали православную веру как свою важнейшую духовно-политическую ценность.
_____________
1 См. об этом: Елисеева О. И. Переписка Екатерины II и Г. А. Потемкина периода второй русско-турецкой войны 1787–1791 гт. М., 1997; Елисеева О. И. Геополитические проекты Г. А. Потемкина. М., 2000; Стегний П. В. Коллегия иностранных дел в период правления Екатерины II // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2002. №1. С. 5–28; Стегний П. В. Еще раз о греческом проекте Екатерины II. Новые документы из АВПРИ МИД России // Новая и новейшая история. 2002. № 4. С. 110–118.
2 См. подробнее: Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X–XVII вв. в их историческом развитии. М., 2019.
3 См. об этом: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI–XVII вв. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914; Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVII в. М., 2003. С. 449, 450, 459 и др.
4 Цит. по: Ржига В. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI века. Максим Грек как публицист // ТОДРЛ. Т. 1. Л., 1934. С. 5–120.
5 См. подробнее: Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X–XVII вв. в их историческом развитии. М., 2019.
6 Богданов А. П. От летописания к исследованию: Русские историки последней четверти XVII века. М., 1995. С. 170–177. См. также: Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003. С. 156–157, 195–200, 216–217 и др.
7 Опарина Т. «Промыслить Царьград»: Как русское правительство отказалось от завоевания Константинополя // Родина. 2006. № 11. С. 36–40.
8 См.: Андреев И. Л. Алексей Михайлович. С. 216–217.
9 См. об этом: Девтеров А. А. Греческий вопрос в политике Российской империи во второй половине XVIII — первой трети XIX вв. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Майкоп, 2003. С. 16.
10 Девтеров А. А. Греческий вопрос в политике Российской империи во второй половине XVIII — первой трети XIX вв. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Майкоп, 2003. С. 17.
11 Стегний П. В. Еще раз о греческом проекте Екатерины II. Новые документы из АВПРИ МИД России // Новая и новейшая история. 2002. № 4. С. 110–118.
12 Елисеева О. И. Неопубликованные письма Г. А. Потемкина Екатерине II 1783 г. о присоединении Крыма к России // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): Сб. ст. М., 1996. С. 148.
13 Девтеров А. А. Греческий вопрос в политике Российской империи во второй половине XVIII — первой трети XIX вв. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Майкоп, 2003. С. 17.С. 18.
Конференция прошла в Русском доме (РЦНК) в Афинах
Другие материалы на данную тему:
Профессор Сергей Перевезенцев о «цветущей сложности» мира, о народе, похожем на металл, и о ценностях, без которых нам не уцелеть