Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Гражданское общество и «несистемная» оппозиция в России

        Гражданское общество и «несистемная» оппозиция в России

        Гражданское общество и «несистемная» оппозиция в России

        Проблема формирования гражданского общества в России вновь привлекла к себе повышенное внимание в связи с саммитом «G-20» в Санкт-Петербурге и сентябрьскими выборами различных уровней.

        На встрече с российскими правозащитниками 6 сентября Б. Обама заявил, что было бы ошибкой «ставить права человека во главу угла российско-американских отношений». По его словам, ни одно общество не совершенно, в том числе и американское, и только народ делает государство сильным. Со своей стороны В. В. Путин подчеркнул при встрече 6 сентября с. г. с представителями Совета по развитию гражданского общества и правам человека, что «политическая деятельность — это, прежде всего, работа политических партий, и она должна вестись на национальные средства, о чём свидетельствует и весь мировой опыт». В целом же оба президента дали понять, что функционирование гражданского общества не должно подрывать устои государства и идти вразрез с его интересами.

        Эти заявления дают весомый повод вновь задуматься над смыслом гражданского общества. Аристотель, Локк, Гегель и Маркс, как и многие другие величайшие философы своего времени, давали разные определения гражданскому обществу, но всегда подразумевали наличие в нём негосударственных объединений свободных граждан. В наши дни преобладает мнение, что в зрелом гражданском обществе его граждане получают правовую возможность отстаивать свои частные интересы, добровольно объединившись в негосударственные структуры в социально-политической, экономической и духовной сферах общественной жизнедеятельности, то есть право на участие в решении государственных и общественных проблем.

        Различия в понимании сути гражданского общества имеют объективную основу. Как известно, история разных стран складывалась по-разному. В Великобритании и США, в отличие от России, ростки гражданского общества появились раньше эффективных центральных правительств. Не надо и идеализировать гражданское общество, которое в США, например, не позволяет президентам добиться ограничения продажи внутри страны огнестрельного оружия, отмены смертной казни, но создаёт поощрительную среду для сексуальных меньшинств.

        Что касается России, то у нас всё ещё «правят бал», главным образом, приверженцы стародавних идей Дж. Локка. Для них интересы личности должны непременно превалировать над интересами общества и государства, которые никоим образом не имеют права вмешиваться в частную жизнь граждан. Такие суждения были особенно популярны во времена «перестройки» с её «плюрализмом мнений». В некоторых статьях Конституции РФ их эхо слышится и сегодня. Так, например, ст. 2 повторяет вслед за Дж. Локком, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а ст. 13 провозглашает, что в нашей стране «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

        Плюрализм государственной идеологии — это нонсенс, тем более что по Конституции «Российская Федерация — социальное государство» (ст. 7), а, следовательно, у такого государства должна быть и соответствующая идеология. Нигде в мире интересы личности никогда не были и не могут быть выше интересов общества и государства. Казусы Мэннинга-Сноудена и другие подобные случаи наглядно свидетельствуют, что и в США, которые по-прежнему рассматриваются российскими правозащитниками в качестве образца гражданского общества и демократии, реальная жизнь не умещается в прокрустово ложе основоположников концепций гражданского общества. Любая концепция имеет свои временные рамки. Недавний пример этому — концепция «гегемонии пролетариата» К. Маркса, которую её последователи считали «вечно живой» и единственно возможным вариантом претворения в жизнь идеи социальной справедливости.

        Российские правозащитники пока уклоняются от ответа на вопрос: должно ли гражданское общество способствовать совершенствованию общественного и государственного обустройства или же оставаться перманентным стимулом для деструктивной оппозиции — и не только к курсу правительства, но и к России, как таковой? Но, как известно, все социальные потрясения во всех странах неизбежно заканчивались большой кровью и узурпацией власти диктаторами. Так было и в конце XVIII века — во времена Французской революции, которая уничтожила всех её вдохновителей, так происходит и сейчас. Особенно поучителен пример Камбоджи, где Пол Пот уничтожил почти половину населения страны во имя строительства «светлого будущего кхмерского социализма».

        Во властных структурах России сегодня преобладает курс на взаимоприемлемый диалог с представителями «системной» и даже «несистемной» оппозиции, а также других общественных движений, о чём, в частности, свидетельствует предоставление в этом году президентом РФ субсидий для неправительственных коммерческих организаций в сумме 2,32 млрд. рублей на «развитие институтов гражданского общества». Характерной особенностью заседания «Валдайского клуба» 16-19 сентября с. г. с участием президента РФ, статусных чиновников и ряда оппозиционных деятелей, который всегда отличался фирменной особенностью «многообразия идеологий», стало на этот раз, по экспертным оценкам, «стремление привести данный дискуссионный клуб к некоему общему идеологическому знаменателю». И это — шаг в правильном направлении, поскольку плюрализм идеологий обрекает государство, как минимум, на бездействие в информационном пространстве, а, в конечном счёте, подрывает его устои.

        События в России последних лет изобилуют примерами несостоятельности ставки на политический плюрализм, который лишь усиливает хаос в общественных настроениях. У нас насчитывается 54 политических партии, зарегистрированных Минюстом, которые борются за своё «место под солнцем», выясняя попутно и отношения между собой. В то же время остаются нерешёнными проблемы вопиющего социального неравенства, коррупции, расхищения бюджетных средств. Нарушен баланс межэтнических отношений в стране, где 90% населения считают себя русским этносом. Этот баланс сохранялся и при царях, и в советское время, когда в нашем многонациональном государстве русскими признавались все, кто не по крови, а по собственному мироощущению сам «считал себя русским» (А. В. Суворов).

        Не только у США, которые отождествляют «общечеловеческие ценности» со своими национальными интересами, но и у России тоже есть собственные цели. В. В. Путин, например, в своей предвыборной программе перед президентскими выборами обещал отстаивать и защищать национальные интересы России, обеспечить достойную жизнь её гражданам и их международную безопасность в сложном современном мире, модернизировать российскую экономику и повысить эффективность власти под контролем народа. «Наша задача, — говорится в этой программе, — завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, постоянно развивающийся и одновременно — устойчивый, здоровый государственный организм». На этом фоне абстрактные требования «свободы» и «демократии» выглядят в наши дни всего лишь ширмой, которой «несистемная» оппозиция прикрывает отсутствие у неё позитивной альтернативной программы.

        Недавние сентябрьские выборы разных уровней однозначно свидетельствуют, что настроения российского электората претерпели существенные изменения не в пользу «партии власти» после выборов президента РФ. Хотя «Единая Россия» по-прежнему доминирует на избирательном поле, но на нём появилась новая деструктивная угроза из стана «несистемной» оппозиции, а «системные» партии понесли потери из-за спойлеров. По экспертным оценкам, «партия власти» готовится к тому, что электорат может «проснуться» и ей уже не удастся «править лёжа на боку».

        После подведения итогов выборов Государственная Дума уже приняла в первом чтении законопроект, по которому сокращается на четверть число депутатов в региональных парламентах, избираемых по партийным спискам, и увеличивается до трёх четвертей контингент одномандатников. На муниципальных выборах избирательные списки отменят вовсе. То есть «партия власти» уже приступила к качественному изменению формата партийной и избирательной системы. Но перспективы «болотных потрясений» всё же вряд ли уйдут в прошлое, если сама власть не избавится от дурмана либеральных утопий.

        Е. Комиссарчук, член правления Клуба «Реалисты»

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"