Прославленный русский полководец и дипломат князь Николай Васильевич Репнин был «одним из тех великих мужей, истинных героев, любителей высочайшей добродетели, которых деяния читаются в истории с восторгом удивления и коих величию не понимающие совершенства добродетели не имеют силы верить».
Николай Васильевич родился 11 марта 1734 года в семье генерал-фельд-цейхмейстера Василия Аникитича Репнина и Дарьи Федоровны фон Полл в имении Воронцово под Москвой. Он был последним представителем древнего княжеского рода, игравшим при дворе видную роль. В 11 лет он был зачислен солдатом в лейб-гвардии Преображенский полк, в 14 лет стал сержантом и участвовал в походе своего отца на Рейн, где и получил первое боевое крещение. В 1749 г. был произведён в прапорщики; в 1751-м — в подпоручики гвардии, в 1753-м стал полковым адъютантом. Несколько лет в образовательных целях жил в Пруссии и Франции. Но вскоре Россия объявила войну Пруссии, и молодой офицер отправился волонтером в армию генерал — фельдмаршала С. Ф. Апраксина. Он отличился особой храбростью в сражениях при Гросс-Эгерсдорфе (1757 г.); в 1758-м участвовал в захвате Фишгаузенского королевского замка и Пилау, принимал участие в сражении при Куннерсдорфе, в занятии Мариенвердера и в осаде крепости Кюстрин. В результате стал капитаном гвардии. В 1760-м он перешел из гвардии в армейский полк полковником 2-го Московского полка и участвовал в занятии русскими войсками Берлина в октябре 1760 года; служил с полком в корпусе генерал-поручика З. Г Чернышева, присоединенном к австрийской армии (1761 г.); в 1762-м награжден был чином генерал-майора и орденом Св. Анны.
По возвращении в столицу Репнин был направлен Петром III в Пруссию для ознакомления с армией Фридриха II. Вернувшись оттуда в Россию, был назначен директором Сухопутного кадетского корпуса, а затем по распоряжению Екатерины II был послан полномочным министром в Варшаву и фактически управлял всеми польскими делами при короле Станиславе Понятовском. По договору 13 февраля 1768 года учреждено было «вольное исповедание греческой веры восточной несоединённой (т. е. православия) и диссидентов евангелического исповедания» (протестантизма). Слова Репнина в сейме: «Такова воля императрицы» — были решающими. Недовольство политикой правительства по уравнению в правах православных, протестантов с католиками вылилось в вооружённый мятеж, который был подавлен Российской империей. За свою деятельность в Польше Репнин был награждён орденом Святого Александра Невского и чином генерал-поручика.
В Русско-турецкую войну 1768-1774 годов Репнин вновь оказался в строю. Он добился направления в Первую армию князя А. М. Голицына руководителем отдельного корпуса, который препятствовал переходу через реку Прут 36-тысячной турецкой армии. Репнин отличился в сражении при Рябой Могиле в 1770 году, смело сражался в битвах при Ларге и Кагуле. 26 июля он овладел Измаилом и преследовал двадцатитысячное турецкое войско до крепости Килии. 9 августа, заметив русские войска, турки зажгли предместье в четырёх местах.
Войска Репнина смело вошли на зажженную территорию и расположили батарею напротив ворот. С одним из пленных Репнин отправил в крепость воззвание: «Ея Императорское Величество, моя Всемилостивейшая Государыня, по природному своему великодушию и человеколюбию, повелевает нам сохранять, сколько возможно, от напрасного пролития кровь человеческую. Покоритесь победоносному оружию премудрой моей Монархини. Я обещаю оставить вам жизнь, дать свободу и отпустить с вами ваше имение». В ответ на предложение сдаться началась пальба из крепости. Русские солдаты под картечным огнем атаковали главную батарею и на другой день поутру открыли сильный огонь из всех орудий. Бой продолжался четыре часа. Раздался вопль осажденных. Князь Репнин вновь отправил к ним воззвание — требование сдаться. Командир крепости Осман-паша потребовал трое суток на размышление, но князь Репнин дал согласие на шесть часов. 18 августа утром крепость Килия покорилась русским войскам. Императрица наградила князя Николая Васильевича военным орденом Святого Георгия второго класса.
В 1771 году Репнин, руководя войсками в Валахии, разбил под Бухарестом 10-тысячное турецкое войско. Уход русских войск из крепости Журжи вызвал недовольство главнокомандующего. Репнин попал в немилость к Румянцеву. Поняв это, он просто попросился в отпуск из армии. В 1774 году Репнин вновь вернулся в Валахию. Участвовал во взятии Силистрии и в заключении Кючук-Кайнарджийского мира, текст которого, по поручению Румянцева, отвез в Петербург Екатерине II. По отзыву Румянцева, Репнин «имел полное участие в заключении этого мира». По заключении мира он был произведен в генерал-аншефы, подполковники лейб-гвардии Измайловского полка.
В 1775-1776 годах Репнин возглавлял русское посольство в Турции, в котором ему пришлось заниматься укреплением хрупкого мира между недавними противниками. По возвращении в Россию он недолго жил в Санкт-Петербурге. Екатерина II подозревала Н. В. Репнина в связях с заговорщиками, имевшими цель возвести на престол великого князя Павла Петровича, не нравилось царице и участие Репнина в масонских ложах. Из столицы Николая Васильевича отправили в провинцию: он был назначен генерал-губернатором в Смоленск. Одновременно (1778-1781 гг.) Репнин являлся первым генерал-губернатором Орловского наместничества.
Дипломатические способности Николая Васильевича были использованы Екатериной II при разрешении конфликта европейских стран вокруг «Баварского наследства». В 1779 году Репнин во главе 30-тысячного корпуса въехал в Бреславль для посредничества при заключении 13 (24) мая Тешенского мирного договора между Австрией и Пруссией, завершившего войну за Баварское наследство 1778-1779. На Тешенском конгрессе князь Репнин склонил австрийский двор к миру — Баварии были возвращены захваченные у неё земли, удовлетворены были убытки, понесенные Саксонией и немецкими княжествами. За успешно выполненное поручение Репнин был щедро награждён: Екатерина II пожаловала ему орден Святого Апостола Андрея Первозванного и три тысячи крестьян в Белоруссии, Иосиф II прислал трость, украшенную бриллиантами и серебряный столовый сервиз, Фридрих Великий — орден Черного Орла.
В 1780 году он командовал наблюдательным корпусом в Умани. В 1781 г. Репнин стал генерал-губернатором псковским (оставаясь при этом смоленским) и получил награды: орден святого Владимира 1-й степени (1782), бриллиантовые знаки к ордену святого Андрея Первозванного (1784).
В 1787 году Репнин обратился в Московскую дворянскую опеку с просьбой о внесении его детей в Родословную книгу по Московской губернии. В формулярном списке он указал, что «имеет от роду 53 года, женат на княжне Наталье Александровне Куракиной, детей мужского пола не имеет, а есть две дочери, из коих первая княжна Александра в замужестве за генерал-поручиком и кавалером князем Григорием Семеновичем Волконским, а вторая княжна Дарья — в девицах, наследственное недвижимое имение Московской губернии и округи состоит в сельце Воронцове с деревнями, в коих мужеска 52 души, женска 46, в уезде не живу, от армии генерал-аншеф, генерал-лейтенант, генерал-губернатор Смоленский и Псковский, лейб-гвардии Измайловского полка подполковник, нахожусь на воинской службе».
На русско-турецкой войне 1787-1791 годов он опять на переднем краю: сперва он берёт Очаков, затем одерживает победу на Салче и осаждает противника в Измаиле, но по указанию главнокомандующего Г. А. Потёмкина отходит от крепости (её взятие Потемкин вскоре поручил Суворову). Летом 1791 года Потёмкин отъехал в столицу, и Репнин взял на себя обязанности главнокомандующего. Вскоре он дал последнее крупное сражение этой войны. 4-7 июля русские войска в составе трех корпусов переправились через Дунай у Галаца. На правом фланге корпус должен был совершать демонстративные действия перед фронтом противника. На левом фланге корпус М. И. Кутузова наносил основной удар по правому флангу противника. Центральный корпус должен был обеспечивать фланг корпуса Кутузова.
Совершив 32-вёрстный ночной марш четырьмя колоннами, русские войска на рассвете 9 июля начали наступление. Турецкие войска, обнаружив русские корпуса у своего лагеря, попытались разгромить корпуса поодиночке. В итоге 80-тысячное турецкое войско было разбито вблизи Мачина в шестичасовом сражении. Русские потеряли в этом бою всего 141 человека убитыми и 300 ранеными. Турецкий главнокомандующий визирь Юсуф-паша на следующий день прислал к Репнину в Галац парламентеров, подписавших предварительные условия мира. Победа, одержанная Н. В. Репниным в сражении вблизи Мачина, и разгром турецкого флота при Калиакрии адмиралом Ф. Ушаковым ускорили окончание русско-турецкой войны и заключение выгодного для Российской империи Ясского мирного договора. Николай Васильевич Репнин 15 июля 1791 года получил орден святого Георгия 1-й степени.
После заключения мирного договора Репнин вновь отправился в своё имение Воронцово. 30 сентября 1792 года он был назначен генерал-губернатором в Ригу, затем был переведен в Ревель и Литву. Во время польского восстания 20 апреля 1794 он был назначен главнокомандующим действующей армией в Польше и Литве. Основными силами российских войск, шедших на Варшаву, командовал Суворов. «Я уже не знаю, сам ли я командую или отдан под команду», — жаловался Репнин императрице. Суворов смог победить, минуя главнокомандующего; он ссылался в основном на прямые распоряжения императрицы и фельдмаршала Румянцева. В 1795 году Репнину было поручено управление землями, отошедшими к Российской империи после третьего раздела Речи Посполитой, при этом он оставался Лифляндским и Эстляндским генерал-губернатором.
Новый император Павел I 18 ноября 1796 года произвёл Репнина в чин генерал-фельдмаршала. 20 января 1797 года ему было поручено усмирение крестьянских волнений в двенадцати губерниях Российской империи, и он был отправлен в Вологодскую губернию, затем в Ростов и в Орловскую губернию. Репнин смог усмирить восставших, по воспоминаниям современников, очень жестоко. После этого Репнина командировали за границу: его дипломатическая миссия в 1798 году в Австрию и Пруссию с целью создания антифранцузской коалиции была неудачной. 30 ноября 1798 он был уволен от службы с правом носить общеармейский мундир. Репнин поселился в Москве.
Характер Н. В. Репнина охарактеризовал Д. Н. Бантыш-Каменский, назвав его человеком «с видом величавым, гордою осанкой, возвышенным челом, глазами и в маститой старости огненными, коим проведенные дугою брови придавали еще большую выразительность, соединял он веселый нрав, был обходителен, добр до крайности; удивлял всех своею начитанностью, редкой памятью; свободно изъяснялся и писал на российском, французском, немецком, итальянском и польском языках; в молодых летах имел сердце пламенное и был счастлив любовью прекрасного пола; умел поддерживать достоинство своей Монархини; казался иногда гордым по необходимости; был вспыльчив, но не знал мести, и одна только любовь к службе, к порядку увлекала его; неустрашим на ратном поле; предприимчив, дальновиден; смел в советах государственных; неизменен в дружбе; нежный отец семейства и, вместе, верный подданный...»
По воспоминаниям военного современника, генерала С. А. Тучкова, «генерал князь Репнин больше был политик, нежели военный человек; притом был чрезвычайно горд и вместе пронырлив». По мнению сенатора И. Лопухина, Репнин был «одним из тех великих мужей, истинных героев, любителей высочайшей добродетели, которых деяния читаются в истории с восторгом удивления и коих величию не понимающие совершенства добродетели не имеют силы верить». Он был основателем богатого собрания исторических документов князей Репниных. За преданную службу он был награждён всеми высшими российскими орденами: Св. Анны (1762), Св. Александра Невского (1768), Св. Владимира 1-й степ. (1782), Св. Апостола Андрея Первозванного (1779, бриллиантовые знаки к ордену — 1784 и 1791).
Репнин несколько лет после отставки тяжело болел и умер в своём подмосковном имении Воронцово 12 мая 1801 года в возрасте 67 лет. Похоронен был в Донском монастыре. Так как Репнин не оставил после себя наследников мужского пола, 12 июня 1801 император Александр I приказал, «чтобы родной внук князя Репнина, князь Николай Волконский, принял его фамилию», «да род князей Репниных, столь славно Отечеству послуживших, с кончиной последнего в оном не угаснет...»
Алла Ерошкина
Государственный муж: Николай Васильевич Репнин
Государственный муж: Николай Васильевич Репнин