12 февраля Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы вариант законопроекта, запрещающего парламентариям и чиновникам иметь заграничные счета и акции иностранных компаний.
Согласно опубликованной на сайте президента пояснительной записке, «Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры, их супруги и несовершеннолетние дети не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности».
Также запрет на счета в иностранных банках коснётся лиц, занимающих и другие должности — такие, как руководство Генеральной прокуратуры, совет директоров Центробанка, государственные должности на общефедеральном уровне и руководство субъектов Российской Федерации, должности федеральных государственных служб, в госкорпорациях, фондах и иных организациях.
Требование держать сбережения исключительно на территории России предлагается распространить не только на самих чиновников, но и на их супругов, а также несовершеннолетних детей. В случая нарушения такового, предложенный президентом законопроект предусматривает досрочное прекращение полномочий государственного служащего — «в связи с утратой доверия».
Ранее подобные инициативы уже возникали на уровне Государственной Думы. В декабре 2012 года российский парламент даже принял в первом чтении законопроект аналогичной тематики, предусматривающий не только административную, но и уголовную ответственность — от штрафа в 5-10 млн рублей до лишения свободы на 5 лет. В законопроекте Госдумы содержалась возможность открытия счёта в зарубежном банке, но только для обеспечения оплаты учёбы или образовательных услуг. Законопроект Владимира Путина таких исключений не содержит, также в нём присутствует более детальная, по сравнению с законопроектом Думы, проработка процедур контроля за соблюдением норм и реакции на их нарушение, в частности, обеспечивая доступ органам следствия к банковским сведениям. Кроме того, учтены «дыры», присутствовавшие в законопроекте парламента — внимание уделено не только денежным средствам в чистом виде, но и ценным бумагам иностранных государств, облигациям и акциям иностранных эмитентов.
Тем не менее, законопроект президента, скорее всего, является не окончательной формой, а выступит в качестве базиса. Поскольку, даже на первый взгляд, указанные в тексте «супруг и несовершеннолетние дети» далеко не полностью охватывают очевидный перечень лиц, способных выступить в качестве средства для открытия зарубежного счёта — например, совершеннолетние дети подходят для этих целей ещё больше, а братья и сёстры (даже двоюродные) не намного уступают по степени удобства.
Выполняющий одно из предвыборных обещаний Владимира Путина законопроект сделан, что называется, на злобу дня. И вполне можно прогнозировать, что он будет принят без особых проволочек. Тем более, что задачи, которые должен решать новый закон, в пояснительной записке названы исчерпывающе: запрет устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции.
Эти вызовы очевидны как для общества, так и для всех политических сил. Социальный запрос на получение максимально возможных гарантий того, что государственный чиновник служит именно нашему государству, увеличивается сообразно росту патриотических настроений и восприятию России как безальтернативной ценности. Тем более, что в последние месяцы и годы было продемонстрировано достаточно примеров того, как находящиеся под контролем иных держав денежные средства выступали в качестве главного аргумента в военно-политических конфликтах. В различной форме подтверждая известный афоризм Филиппа II Македонского о том, что гружёный золотом осёл способен взять любую крепость.
Ещё экономнее обойтись без осла, достаточно просто контролировать сбережения некоего чиновника в интересующей крепости. В результате чего человек, порой занимающий ключевую должность, по определению вынужден соотносить свою деятельность с безопасностью накопленных денежных средств и не может быть свободен от влияния структур, его сбережения контролирующих. К чему это приводит, было продемонстрировано во всех государствах, подвергнувшихся процессу дестабилизации в формате «оранжевых революций», когда государственные службы, призванные противодействовать деструктивным сценариям, эту задачу полностью игнорировали, да и вся работа государственного механизма внезапно переходила в режим максимального благоприятствования внешней инициативе.
Не стоит обходить вниманием и принятый недавно в США «закон Магнитского», согласно которому правительство США может арестовать деньги любого человека на планете, по недосмотру открывшего счёт в банке, на который правительство США может влиять. Перечисленные в законопроекте Владимира Путина категории служащих составляют особенную «группу риска», и в случае его принятия, закон можно воспринимать как предусмотрительную заботу государства о сохранности вложений лиц, чья работа подразумевает постоянную опасность подвергнуться финансовым санкциям со стороны наших геополитических партнёров.
Антикоррупционная составляющая в законопроекте президента РФ также присутствует. Однако, она по-прежнему оставляет простор для принятия дополнительных мер в этом направлении и не снимает с повестки дня комплексную борьбу с коррупцией. Поскольку в данном случае можно говорить лишь о защите от коррупции на «стратегических» направлениях, где она может привести к наиболее фатальным для государства последствиям. Здесь новый законопроект — при учёте возможных в будущем поправок к нему — действительно сможет сыграть заметную роль в уменьшении коррупции, которая будет выступать в качестве прямой угрозы национальной безопасности.
Разумеется, есть причина порадоваться общей тенденции. Начиная с прошлого лета, целая череда законопроектов, направленных на уменьшение зависимости России от иностранного влияния, была рассмотрена и приняла статус законов. Например, законы о социально-информационном пространстве, которое приобрело более осмысленный и понятный вид после принятия мер по регулировке работы организаций с иностранным финансированием на территории РФ. Более того, в последние дни выяснилось, что у нас есть даже «суверенная» оппозиция. Которая не является постоянным гостем в посольствах иностранных держав, имеет конструктивную политическую программу, не угрожающую стабильности нашего государства, и поднимает вопросы, тревожащие большинство граждан — такие как ювенальная юстиция или качество образования.
Известно, что новое методическое пособие по русской литературе, в котором произведения классических авторов были по непонятным соображениям заменены на авторов современных или вовсе не известных, вызвало огромный скандал, дошедший до Владимира Путина, который был вынужден давать комментарии Съезду родителей России. Один из авторов скандального пособия, Борис Ланин, является стипендиатом Научного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне и даёт весьма примечательные интервью. Например, 31 марта 2011 года в интервью «Голосу Америки» господин Ланин сообщил о своём взгляде на российское образование, с чем можно ознакомиться по данной ссылке. По словам господина Ланина, рациональное мышление российским школьникам бесполезно «при царствующей вертикали власти», более того, «дети должны быть ничтожно патриотически воспитаны», поскольку деньги на «второй компьютер в школе» отсутствуют, зато они находятся на экскурсии по теме Великой Отечественной, что, по мнению господина Ланина, есть безусловное зло, и он настаивает на том, что российские дети должны быть «умеренно образованными».
Само собой напрашивается предложение: что имело бы, наверное, смысл обратить внимание на деятельность не вполне даже очевидных «стратегических» государственных служащих, которые за неизвестные заслуги становятся стипендиатами иностранных фондов, после чего в глобальном масштабе экстраполируют свою достаточно любопытную точку зрения на образование российских школьников.
Российское общество изменилось, хотя и иначе, чем предполагали заказчики волнений осени 2011 года. С учётом этих изменений, то, что не так давно казалось оксюмороном — «честный чиновник» — становится не экзотикой, а насущной необходимостью. Для создания чего необходимо не только разработать действенные методы контроля добросовестности — что жизненно необходимо — но и существенно изменить само восприятие государственной службы, сделав так, чтобы акцент был на слове «служба», а не на бытующем сочетании слов «счастливая возможность для обогащения». Поскольку задача построения фактически нового полноценного класса «государевых людей» многогранна и тесно переплетена со всеми сферами жизни России, вряд ли весьма резонансный закон президента РФ будет последним в ряду принимаемых мер.
Андрей Полевой
Государственная забота о государевых людях
Государственная забота о государевых людях