В средствах массовой информации широко распространяется сообщение о том, что «у современных россиян всего 16 процентов генов коренных русских». Возникновение этой сенсации является продуктом глубокого невежества: как генетического, так и этнографического.
Исследование, проведённое медико-генетической компанией Genotek, свидетельствует лишь об одном: в генофонде российского населения присутствует 16% уникальных, специфических генных вариантов (аллелей), которые редко встречаются за пределами центральной России. Эти 16% и создают неповторимый «генетический портрет» русского народа, отличающий нас от других этнических групп планеты. Остальные генные вариации указывают на наше родство с окружающими народами, подчёркивая тем самым единство человечества.
Глубоким заблуждением продиктованы попытки трактовать результаты работы Genotek как тест на наличие «этнических примесей». Так, выявленное наличие почти пяти процентов «шотландских генов» вовсе не является доказательством былого «шотландского нашествия на Русь». Этот факт говорит лишь о том, что 4,8% российского генофонда относится к тем аллелям, которые чаще всего встречаются в Шотландии. Конечно, это свидетельство родства двух народов. Но каким образом возникло обнаруженное родство, — в результате переселения жителей Русской равнины на Британские острова, в результате переселения северных британцев на нашу землю, или в результате разделения наших общих предков, обитавших в ином, третьем регионе, — современная генетика пока не может дать точного ответа.
Возникновения генетического разнообразия современных людей чаще всего относится к глубокой древности, большинство генных вариаций возникло десятки тысяч лет назад, задолго до формирования современных наций, чей возраст измеряется веками, в крайнем случае -тысячелетиями. Уже поэтому гены не могут быть указателями этнической принадлежности. Любой народ изначально складывался как носитель комплексного генофонда, с аллелями, имеющими различное, зачастую очень древнее происхождение. Подобно тому, как каждый человек связан с другими людьми нитями родства, восходящими, в конце концов, к общему предку (это библейское предание получило неопровержимые научные подтверждения) так и каждый народ связан более или менее тесным родством с другими народами планеты.
Говорить о «генетически чистых линиях» можно лишь в том случае, если эти линии были выведены искусственно, и размножались путём клонирования или в условиях жёсткой избирательной селекции. Ясно, что к человеку и человеческим сообществам такие критерии «генетической чистоты» не имеют никакого отношения.
Напротив, чем крупнее народ, чем более активную историческую роль он играет, тем шире его генетическое разнообразие. Богатство генофонда можно считать значимым национальным достоянием.
При этом Экспертный Центр ВРНС подчёркивает, что в основе национального единства лежит не генетический набор, а единство самосознания, духовных ценностей, культуры, языка.