– Галина Ивановна, как случилось, что Дагестан стал для Вас родным, ведь Вы родились не здесь?
– Дагестан невозможно не полюбить. Думаю, те кто побывал здесь хоть однажды в мирное время, ощутил это сполна. Этим летом республика переживает настоящий туристический бум. Посмотреть на наши красоты едут отовсюду, гостям счету нет. Кажется по их числу в этот раз мы перещеголяли и Крым, и Сочи. Молва о нашем радушии, гостеприимстве и о нашей безопасности, наконец, только ширится.И неудивительно. Дагестан – образец дружественного сосуществования разных народов на протяжении многих веков. Он уникален по своему национальному, этническому составу. Сегодня на территории республики проживают представители свыше 30 коренных национальностей, более 120 наций и народностей: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, агулы, рутульцы, чеченцы и многие другие с самостоятельными языками и диалектами, культурой и богатыми традициями. Все они слились в один народ, и по всем этим показателям республика вполне может претендовать на мировое первенство.
После всего, что произошло в 90-е, в Дагестане делается всё возможное для сохранения мира, единства и согласия.
– Вы приехали сюда ребёнком, учились в Москве, часто бываете в столице, но и в тяжелейшие 90-е, когда уезжали даже коренные жители, не покинули Махачкалу.
– Да, так и есть. Но обо всём по порядку. Я родилась в городе Свободный Амурской области. Вскоре отца, работника правоохранительных органов перевели на работу в Дагестан. Всё как у всех: детский сад, школа, учеба в Дагестанском педагогическом институте (факультет биологии), работа в республиканском филиале Академии наук в отделе биологии. В 1975 году поступила в аспирантуру на кафедру генетики Московского государственного университета, защитила диссертацию, став кандидатом биологических наук.Мечтала о преподавательской работе в вузе. И судьбе было угодно исполнить это желание. На работу в Дагсельхозинститут – сегодня это Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М.Джамбулатова – меня пригласил заведующий кафедрой ботаники, генетики и селекции Джамал Омаров. Так после опытной станция в Гунибе я оказалась в вузе, где уже более 30 лет я обучаю студентов, и в котором прошла путь от ассистента до доцента кафедры.
Дважды избиралась в Народное Собрание Республики Дагестан, трижды – членом Конституционного Собрания РД, участвовала в принятии законов, имеющих большое республиканское значение.
– Вы были единственной женщиной депутатом такого высокого уровня в республике. Как Вам это удалось? Наверно, нелегко было?
– Я просто трудилась. Искренность, чистосердечие, высокая энергия, оптимизм, желание и умение работать – это и есть основа, на которой строится яркая, интересная жизнь и взаимоотношения с людьми, независимо от пола, национальности и вероисповедания. И, думаю, по одной только моей биографии вполне можно судить о роли женщины в судьбе Дагестана, об отношении к женщине в республике вообще и об отношении к русской женщине в частности.– Удивительно, что Вы не дрогнули даже в 1999-м…
– Это был год суровых испытаний для Дагестана, его жителей и всех, кто здесь оказался волей судьбы. На прочность испытывались наше единство, дружба наших народов, наше братство, наша верность заветам предков. Дагестан не свернул с избранного пути, остался верен принципам целостности, неделимости в составе Российского государства, конституциям Дагестана и России. Дагестанцы встали на защиту своей территории от непрошенных гостей, прикрыв своих матерей и отцов, жен, детей и сестёр от террора, бандитизма и экстремизма.
Парламент республики не только мобилизовал людей на отражение агрессии, но и своей законотворческой деятельностью способствовал обеспечению безопасности республики и страны. В сентябре 1999 года был принят закон «О запрете ваххабитской деятельности на территории Республики Дагестан». Моя деятельность как депутата второго созыва заключалась в совместной с исполнительской властью работе по максимальному сглаживанию последствий боевых действий, созданию условий для нормальной жизни. Как я могла уехать? Я даже мысли такой не допускала и допустить не могла.Являясь участником защиты конституционного строя Дагестана, я возглавила тогда комиссию по оказании помощи беженцам из приграничных районов республики. В составе выездной делегации женщин неоднократно посещала приграничные воинские подразделения, встречалась с жителями городов Буйнакска и Кизляра, Новолакского и Ботлихского районов для оказания помощи на местах. При оперативном штабе, созданном распоряжением Правительства РД от 7 августа 1999г. № 360-р, избиралась в Правительственную Комиссию по координации работы, обобщению предложений, учету, распределению гуманитарной помощи и контролю доведения ее до конкретных людей, пострадавших в результате военных действий на территории республики. Постановлением Президиума Народного Собрания Республики Дагестан избиралась председателем Комиссии по оказанию депутатами помощи беженцам из Ботлихского и Цумадинского районов.
В составе женской делегации членов Госсовета как депутат Народного Собрания Республики Дагестан вылетала в Ботлихский район. Когда мы увидели этих восемнадцатилетних мальчиков, комок подступил к горлу.
Мы благодарили их, мысленно благодарили мам, которые там, дома, ни секунды не переставали переживать за них. Мы привезли ребятам подарки, говорили добрые слова, а у тех светлели лица, роднее и ближе становился Дагестан, о котором раньше они, может быть, даже и не знали.
Я и сейчас последовательно выступаю против религиозного экстремизма. А закон «О свободе совести и религиозных объединениях», обеспечивший в свое время Дагестану общественно-политическую стабильность, и сейчас служит нам гарантом укрепления межконфессиональных связей.
– Создание в 2012 году Махачкалинской епархии можно считать новой вехой в истории Северного Кавказа?
– Известно, что значительная часть населения Дагестана традиционно исповедует Ислам. Православие же по численности верующих занимает второе место.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 26 декабря 2012 года, было принято решение образовать Махачкалинскую епархию в пределах Дагестана, Чечни и Ингушетии с целью более активного окормления православных жителей указанных республик. При этом епископом Махачкалинским и Грозненским избран игумен Варлаам (Пономарев), настоятель Спасо-Преображенского монастыря города Мурома Владимирской епархии. Дивным промыслом Вседержителя епископу Варлааму было суждено совершать архипастырское служение в новообразованной Махачкалинской епархии, что послужило укреплению позиций православия на Северном Кавказе.
В Махачкале ранее никогда не было архиерейской кафедры – Дагестан всегда был на периферии административных церковных образований. Решение Священного Синода учредить самостоятельную махачкалинскую кафедру – воистину историческое. Так Махачкала стала церковно-административным центром. Присутствие архиерея в Махачкале – это объективная необходимость, потому что русское присутствие очень важно не только для укрепления церковных позиций, но и для плодотворного развития республик Северного Кавказа.
Чеченская республика по численности населения и площади примерно в 2,5-3 раза меньше Дагестана и значительно больше Ингушетии. Чеченцы и ингуши близки по языку, происхождению, обычаям и укладу жизни. Чеченцы довольно поздно, хотя гораздо раньше ингушей, приняли Ислам: в XVIII–XIX вв. Ингушетия – это самый маленький по площади и по численности населения субъект Российской Федерации. Ее народ один из самых древних на Северном Кавказе. В той и другой республиках, равно, как и в Дагестане, живут русские люди. И, безусловно, такая великая страна как Россия должна заботиться о сохранении своей богатой культурной идентичности и разнообразного культурного пространства. Поэтому сегодня во всех трех республиках новой епархии идёт храмостроительство.
Духовное обустройство церковной жизни в Прикаспийском крае – дело сложное и необходимое. Епископ Варлаам и раньше нёс послушания в этом регионе, поэтому, принимая участие в работе общественных советов при главах республик, стремится вносить посильный вклад в развитие межэтнического и межрелигиозного диалога, в налаживание мирной жизни, содействует укреплению веры в единого Бога на Северном Кавказе.
Служить в регионе, где большинство жителей исповедует Ислам, непросто. Предметом особой заботы Церкви является молодежь, которая сегодня остро нуждается в духовном руководстве. В этой связи очевидно, что важнейшая задача архипастырского служения – катехизация и духовное просвещение тех, кто всё ещё находится за церковной оградой, а также развитие конструктивного соработничества с местной властью и представителями мусульманских общин, дабы совместными усилиями в жизни наших соотечественников утверждались традиционные нравственные ценности, взаимное уважение к представителям различных национальностей и религиозных убеждений. Вот потому и важно, чтобы сегодня представители Русской Православной Церкви и Ислама, в том числе на Северном Кавказе, работали вместе ради утверждения подлинных духовно-нравственных ценностей в жизни людей.
– Какую роль играет Всемирный русский народный собор в жизни республики?
– В Дагестане всё делается сообща. Республиканские власти принимают решения совместно с вузами, общественными, религиозными и другими организациями. Таким образом, Махачкалинское отделение ВРНС вместе с Махачкалинской епархией участвуют в обсуждении не только законопроектов социального характера, вносит предложения и поправки, но и играют роль в формировании республиканского бюджета. Мы имеем соглашение о сотрудничестве с Министерством образования республики. Многие инициативы ВРНС финансируются именно из республиканского бюджета.Так, мы добились введения ознакомительного курса по основам православия у четвероклассников, ежегодно проводим конкурс с призами «За нравственный подвиг учителя» – это тоже наша инициатива, и в нем принимают участие педагоги со своими учениками из всех городов и сел Дагестана, конечно, независимо от национальности. Есть кадетский корпус, где учатся дети военнослужащих, в том числе тех, которые погибли при выполнении служебных обязанностей.
С большим размахом отмечаем Рождество, Пасху, день Петра и Февронии, день православной книги, принимаем активное участие в проведении Дня единства народов Дагестана и в других праздниках. Рождественская елка всегда проходит в фойе Русского театра. На праздник приезжают детские коллективы из разных районов и городов республики. Причем средства для таких поездок выделяют местные власти. Ежегодно в холле театра детям раздают 500 новогодних подарков. И все это происходит тоже при поддержке Правительства, республиканского Министерства по национальной политике. При епархии работают воскресные школы.
Вообще Церковь и при ней Всемирный русский народный собор – это идеальное сочетание и для России в целом, и в особенности для Дагестана и других кавказских республик. Поскольку наша епархия действует в трех республиках, то и ВРНС служит оплотом для всех русских людей. Ведь как работает человеческое сознание? Храм открыт – значит все хорошо.Кто бывал в Махачкале, тот знает, как выглядит центр: на главной площади стоит Дом Правительства, справа – мечеть, а слева – храм. В храм прихожане помещаются уже с трудом. И строительство большого храма Александра Невского – еще одного центра притяжения для русских людей и всех православных – наша отрада. Владыка Варлаам, так же, как и муфтий Дагестана Ахмад Магомедович Абдуллаев, по приглашению ректора ДагГАУ Джамбулатова З.М., – частые гости в вузе, проводят встречи со студентами и преподавателями.
Сейчас мы создаем в Махачкале отделение международной общественной организации «Союз православных женщин». Так, появится еще один центр притяжения и решения насущных вопросов русских людей, да и не только. Ведь женщина – миротворец, нам всегда пусть не проще, но сподручней договариваться о чем-то нужном и созидающем.
Вот такая наша жизнь на южном форпосте России. Я очень люблю наш Дагестан, с большим уважением отношусь к дагестанцам. Все, чего я достигла в жизни, – это заслуга нашей республики. Я горжусь своей землей, потому что у нас замечательные люди, это самое главное богатство. Благодарна Богу, что я живу в это время и в нашей стране. А Церковь для меня является источником веры, добра и вдохновения.
Ирина Предтеченская
_________
Галина Ивановна Арнаутова – сопредседатель Махачкалинского отделения ВРНС, доцент Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова.
- «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»
- «Заслуженный работник образования Республики Дагестан»
Поощрения:
- Памятные именные часы Президента Республики Дагестан
- Памятные именные часы Председателя Народного Собрания Республики Дагестан
Награды:
- Орден Русской Православной Церкви Святой Равноапостольной Княгини
Ольги III степени
- Грамота Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
- Архиерейская грамота Епископа Махачкалинского
- Грамота Председателя Синодального Отдела Религиозного образования и
катехизации
- Орден «Партийная доблесть»
- Почетный знак «За укрепление межнационального мира и согласия»
- Медаль «За участие в проведении сельскохозяйственной переписи России»
- Юбилейная медаль «20 лет разгрома международных бандформирований»
- Памятная медаль «100 лет образования Дагестанской Автономной Советской Социалистической республики – Дагестанской АССР»
От коллектива ВРНС: Галина Ивановна Арнаутова обладает глубокими профессиональными знаниями, широкой эрудицией и высокой личной культурой. Она скромна, трудолюбива, дисциплинирована, организована, доброжелательна, честна в отношениях с людьми, ей присущи чувства сострадания, долга, гражданственности и патриотизма. Именно поэтому она пользуется заслуженным авторитетом и уважением коллег, студентов и общественности республики.
Желаем Галине Ивановне крепкого здоровья и успехов в благородном деле – служении родному Дагестану.
На фото в первом ряду: ректор ДагГАУ – профессор З.М.Джамбулатов, Отец Виталий, Г.И.Арнаутова и учащиеся воскресной школы.