Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Финский пример «заботы о детях»

        Финский пример «заботы о детях»

        Финский пример «заботы о детях»

        В последние годы Российская Федерация получила огромное количество сигналов и прямых призывов относительно необходимости скорейшего переноса на свою территорию разнообразных схем и конструкций, теоретически полезных и даже безальтернативных. Среди последних «предложений» такого рода прозвучал тезис о необходимом внедрении в России ювенальной юстиции. Согласно этому модному тренду детей необходимо защищать, в том числе от их собственных родителей, причём весьма агрессивными методами.

        Так, широкий общественный резонанс вызвало сообщение о том, что в сентябре финские социальные работники забрали четырех детей у Анастасии Завгородней, имеющей как российское, так и финское гражданство, по подозрению в насилии над детьми. Детей изъяли из-за того, что шестилетняя дочка Вероника сказала в школе, что «папа хлопнул ее по попе», после чего учительница Вероники заявила социальной службе о якобы имевшем место избиении детей. У девочки, по версии обвинения, обнаружилось также сотрясение мозга. Причём, как говорится неофициально, вполне возможно, что девочка упала в школе, а учительница затеяла все это, чтобы снять с себя ответственность.

        Тем не менее, шестилетнюю дочь Анастасии Веронику, двухлетних двойняшек и новорожденную дочь, которой исполнилась всего неделя, поместили в социальный приют, с предполагаемой в дальнейшем передачей приёмной семье. С соответствующими последствиями такого размещения: новорожденная дочь лишена возможности питаться материнским молоком (матери просто запретили это делать), у неё появились боли в животе. У других детей, находящихся в разных (!) изоляторах, самочувствие также ухудшилось. Сама Анастасия также находится в изолированном помещении, которое не особенно отличается условиями содержания и контактов с внешним миром от тюрьмы.

        Такая практика по отношению к родителям, в отношении которых возникли лишь подозрения, не подкреплённые никакими фактами, — норма современной Финляндии. Как прокомментировал ситуацию с Завгородней посол Финляндии в России Ханну Химанен, на самом деле система работает идеально. Опека одного ребенка обходится муниципальной службе до 93 тысяч евро в год. В 2010 году, например, у родителей забрали 3,5 тысячи детей. Причём особо было подчёркнуто то, что «национальность не играет никакой роли».

        Однако весьма трудно избавиться от сомнений в том, что власти и юстиция Финляндии свободны как от предвзятости по отношению к гражданам России, так и от весьма избирательных подходов к правосудию. Хотя, ещё до рассмотрения конкретных примеров, сложно понять, как в государстве, претендующем на звание правового, весьма радикальные действия вплоть до фактического ареста детей и родителей (а как ещё можно назвать изоляцию до пределов, когда запрещены прогулки на свежем воздухе?) могут выполняться лишь на основании ничем не подтверждённых обвинений, а решение суда выносится уже после, причём выглядит как легитимизация свершившегося факта.

        В начале июня 2010 года дочь Юлию забрали у россиянки Валентины Путконен на основании стандартного обвинения в жестоком обращении с ребёнком. Через полгода девочка, весьма недвусмысленно продемонстрировав несостоятельность подобных обвинений, попыталась сбежать к матери из приюта, но была поймана полицией. После этого ребенка отправили в Петербург под временную опеку отца-финна. Временную потому, что 1 марта 2011 года Административный суд Хельсинки передал опекунство над Юлией социальной службе города Хельсинки.

        Валентине Путконен были предъявлены обвинения в насилии над детьми. Она была лишена права опеки над двумя своими сыновьями. В конце марта этого года Путконен была помещена в психиатрическую больницу в Хельсинки после того, как отказалась открывать дверь полиции. Полиция же появилась из-за конфликта Путконен с соседкой, которая полагала, что Путконен воспитывает своих детей «не так». 5 апреля, благодаря содействию российских дипломатов, Валентина Путконен была освобождена из больницы и признана здоровой.

        В феврале 2010 года сын россиянки Инги Рантала и финна Вели-Пекка Рантала, Роберт, был отдан в приют города Турку финскими соцслужбами, которые сочли пребывание ребенка в семье опасным. Поводом стал неосторожный рассказ Роберта о том, что мама его шлепнула. В отношении россиянки было возбуждено уголовное дело по обвинению в избиении собственного ребенка. Как и в предыдущих случаях, Роберт убежал домой из школы, куда его отвели сотрудники социальных служб. Родители отказались добровольно возвращать сына в приют, забаррикадировались в доме. Лишь после вмешательства российского детского омбудсмена Павла Астахова удалось прийти к своеобразному компромиссу — ребёнок остался в семье в обмен на пристальный контроль соцработников. Летом 2010 года Инга Рантала с Робертом, имеющим российское и финское гражданство, уехала из Финляндии в Петербург.

        В 2008 году россиянка Римма Салонен была заочно лишена финским судом права опекунства над сыном Антоном, имеющим как финское, так и российское гражданство, по иску своего бывшего мужа финна Пааво Салонена после того, как уехала с ребенком в Россию. Эта история выглядит ещё более драматичной, нежели штурм дома четы Рантала. В 2009 году мальчик был похищен и незаконно вывезен отцом в Финляндию в багажнике автомобиля, причём с дипломатическими номерами. Вернувшаяся за своим сыном в Финляндию Салонен была приговорена к полутора годам лишения свободы условно, а также к выплате крупных компенсаций мужу и сыну. После вынесения приговора финский суд разрешил Римме Салонен видеться с ребенком два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.

        А вот вывезшие (или похитившие) Антона Пааво Салонен и дипломат Симо Пиетилайнен уголовной ответственности избежали. В марте 2011 года их дело, к трудно выразимому удивлению общества и российского МИД было закрыто. В отношении исков Риммы Салонен в требовании вернуть ей право опеки финская Фемида придерживалась прямо противоположного мнения: все иски были отклонены. Хотя, если суд Финляндии в высшей степени обеспокоен здоровьем ребёнка, то имело бы смысл разобраться в том, что более травматично для тела и психики — шлепок, в совершении которого обычно обвиняют родителей, или вывоз «пострадавшего» ребёнка в багажнике машины.

        После вступления в действие в 2008 года нового закона, в соответствии с которым ребёнка сначала изымают из семьи, а потом уже разбираются в ситуации, такие конфликты стали системой. По данным Международного общественного движения «Русские матери», в Финляндии на данный момент разлучён с семьёй 51 ребенок.

        Более того, по информации омбудсмена Астахова, в рекомендациях Минздрава Финляндии указано, что российские семьи практикуют насилие над детьми, поэтому у них надо отбирать детей в первую очередь. Финский министр иностранных дел Эркки Туомиоя в ответ на это заявил, что всё делается по закону, просто российские семьи «не по-европейски» воспитывают детей. Примечательно, что даже в Совете Европы бытует мнение об избирательности финской опеки. Комиссар по правам человека Нил Мужнейкис открыто сообщил, что финские социальные органы именно к российским детям относятся предвзято.

        Фактически, попавшим в такую ситуацию родителям можно надеяться лишь на частных активистов, вроде правозащитника, доцента социологии права университета города Хельсинки Йохана Бекмана. По его словам, в данном случае речь идёт не о конфликте, вызванном юридическими вопросами, а о более глубокой подоплеке. Йохан Бекман утверждает, что практически все представители финской опеки — это женщины, а сложная конфликтная ситуация между финскими и русскими женщинами есть следствие ювенальной юстиции, которая связана с крайне антисемейной, антидетской идеологией. «Это последняя фаза феминизма на Западе. В идеологии феминизма русская женщина — это враг номер один, потому что она представляет собой красоту, уют, выбирает семью и предпочитает заботиться о муже», — заявил Бекман.

        Примечательно, что господин Бекман является также председателем Антифашистского комитета Финляндии. То, что именно ему приходится защищать детей, даёт достаточное представление о том, как именно выглядит «забота о детях» в Финляндии. Ассоциации с фашизмом возникают сами по себе, если ознакомиться с условиями, на которых Анастасия Завгородняя может общаться с детьми до суда, который состоится через полгода. Она может видеться с ними не чаще одного раза в месяц, через решетку, причём старшим детям запретили говорить с матерью по-русски.

        Характерно, что весь удар пришёлся именно на Анастасию. Её супруг Заки Ахмед, приехавший в Финляндию из Судана, по какой-то причине вообще не интересует следствие. Омбудсмен Павел Астахов считает, что Финляндию стоит объявить опасной для жизни российских семей с детьми, если власти этой страны откажутся от переговоров по вопросам защиты детей. Выдвигаются и более решительные идеи, вроде мер экономического, политического и юридического характера, объявления народного бойкота финских товаров и прочих доходчивых мероприятий.

        Хотя история с детьми Анастасии Завгородней и продолжается, более того, нет никаких причин надеяться, что эта трагедия — последняя, можно сделать некоторые выводы. А именно: граждане Российской Федерации, особенно в тех случаях, когда они имеют двойное гражданство, являются приоритетными «мишенями» в ряде государств для самых неприятных действий. Достаточно оснований для высказывания вслух сомнений, как следует понимать текущую линию поведения властей Финляндии в отношении российских граждан, причём эти сомнения возникают не только у пострадавшей стороны, но и в Совете Европы.

        Кроме того, Финляндия может считаться достаточно наглядным примером, что такое «ювенальная юстиция»: изолятор, отсутствие кормления или багажник машины в качестве «защиты от шлепка». То, что дети регулярно пытаются убежать от такой «защиты» домой — достаточная характеристика её эффективности. Что, разумеется, необходимо учесть при принятии решения — насколько целесообразно перенимать подобный «передовой» опыт нам.

        Александр Вишняков

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"