Не секрет, что все важные решения в украинском руководстве принимаются узким кругом приближённых к президенту этой страны. К нему причастны так называемые «группы влияния», представляющие интересы основных укоренившихся там олигархических кланов. Все они руководствуются главным образом своими финансовыми интересами и убеждены, что государство должно обслуживать интересы их глобального бизнеса.
Понятие национальных интересов в этой среде считается эфемерным. Отсюда и главный лозунг «евромайдана»: «Украина — це Европа», а отнюдь не «Украiна — це Украiна», как таковая. Местные олигархи и их семьи давно уже «евроинтегрировались»: держат на Западе свои капиталы, предпочитают судиться там и рассматривают транснациональную элиту как свою самую сильную «крышу». В западных банках они получают кредиты, выходят на IPO и используют западный рынок для сбыта сырьевой продукции. В целом экономика Украины сегодня — это вотчина компрадорской буржуазии страны «третьего мира». За первое полугодие 2013 года экспорт товаров и услуг из Украины в Европу составил 27,3% от общего объёма украинского экспорта, а импорт из Европы — 37,5%. В то же время снижение торгово-экономического сотрудничества Украины с Россией приобрело за последние два года устойчивую тенденцию, в том числе и в области внутриотраслевой торговли и кооперации.
«Евроинтеграция» Украины ограничивает возможности её олигархических кланов принимать самостоятельные политические решения без оглядки на Запад и без риска замораживания или конфискации их активов в западных банках. Она позволяет также западным политикам цинично и открыто вмешиваться в процессы «евромайдана». Складывается впечатление, что Запад в целом стремится навязать В. Януковичу вариант коалиционного правительства с бандеровцами — своего рода феномен «гнезда кукушки».
По словам В. Путина, сценарий Майдана, как таковой, предусматривался на 2015 год, то есть ко времени очередных президентских выборов на Украине. Подпись В. Януковича в Вильнюсе под соглашением об ассоциации с ЕС означала бы, однако, его безоговорочную капитуляцию перед ультимативными, по сути, требованиями Запада и бесславный конец его политической карьеры. Как известно, многословный текст соглашения содержал лишь обязательства Украины как нового ассоциированного члена ЕС, но не давал ей никаких реальных преимуществ действительно равноправного членства. Расчёт на щедрую компенсацию со стороны Запада, который пообещал фактически лишь «от мёртвого осла уши», не оправдался. Напомним, что незадолго до саммита в Вильнюсе в украинской прессе назывались прямо — таки фантастические суммы компенсации в евровалюте за ассоциированное членство Украины с ЕС.
Одним словом, личные политические амбиции действующего президента Украины разошлись с устремлениями той части местной «евроэлиты», которая готова к «евроинтеграции» на любых условиях — вплоть до безоговорочной капитуляции перед ультимативными требованиями Запада. Как известно, правление В. Януковича началось с раздела между значимыми группами влияния «своих долей» в экономике и финансах, но затем т. н. президентская «семья» приступила к переделу собственности. «Семьёй» на Украине сначала называли обычно старшего сына В. Януковича и его ближайшее окружение, а затем уже и их ставленников. Её «смотрящие» в каждом регионе получали крупные «откаты» от каждой из групп влияния, без которых было невозможно заниматься ни бизнесом, ни госуправлением. «Семья» не только нарушила изначальный баланс интересов, но постепенно взяла под свой контроль и украинское правительство.
До поездки в ноябре с. г. в Вильнюс В. Януковича лояльность к нему «евроэлиты» на Украине была своего рода платой за невмешательство государства в финансово-хозяйственные отношения внутри местных ФПГ и в их дела с более мелкими бизнес-структурами. Но после Вильнюса положение В. Януковича кардинально осложнилось. По существу, Запад отказал ему в кредите доверия, в том числе и потому, что сам Брюссель не был готов к уступкам Украине по собственным идеологическим мотивам, а также из-за нарастающих в самом ЕС различного рода острейших проблем. Требование «евромайдана» об отставке действующей власти — следствие изменения в Брюсселе отношения к «семье».
При активной поддержке извне «евроэлита» на Украине финансирует сейчас постановочное шоу «евромайдана», работодатели оплачивают его участникам с Западной Украины проездные билеты до Киева, начисляют им зарплату, бесплатно поят, кормят и обогревают. Одновременно украинские СМИ, принадлежащие местным олигархам, открыто транслируют призывы «еврокомиссаров» всех уровней активизировать выступления за «евроинтеграцию» и пестрят негативными комментариями о мерах действующей власти по нормализации обстановки в Киеве.
Очевидно, что в создавшейся взрывоопасной ситуации «евромайдана» виновата и сама действующая на Украине центральная власть, которая не оправдала надежды большинства украинских избирателей и не выполнила своих предвыборных обещаний. В противостоянии «евромайдану» ей сегодня трудно рассчитывать на поддержку пророссийских партий, организаций и политиков, которые подвергались зачистке по инициативе самой «семьи» и непосредственно В. Януковича. В этом им помогали и некоторые участники интернационала российских олигархов, взаимодействующих с украинскими группами влияния. В результате на Украине насчитывается сегодня около двух тысяч НКО и НПО, которые активно используются и финансируются Западом для организации потока скоординированных митингов, конференций, семинаров и «круглых столов» в поддержку «евроинтеграции».
Очевидно, однако, что ни ассоциированное членство с ЕС, ни обещания «прав и свобод» не принесут сами по себе улучшения условий жизни украинцев. Румыния и Болгария примкнули к Евросоюзу ещё в 2007 году. Соглашения об ассоциации с ЕС подписали Алжир, Марокко, Иордания, Тунис, Египет, Мексика, Чили, население которых не стало с той поры жить лучше. Более того, в самих европейских странах заметно нарастает число евроскептиков, которые протестуют против имперской политики Брюсселя, оплаченной их растущими налогами. Становится всё более очевидным, что евроинтеграция однозначно выгодна лишь самим правящим верхам из разных стран, которая позволяет им приобщаться к глобальной элите и приобщаться к комфорту в собственных домах и дачах за рубежом.
Официальная позиция России по проблеме «евромайдана» неоднократно высказывалась на самом разном уровне представителями и законодательной, и исполнительной власти. 11 декабря Госдума, в частности, приняла специальной заявление «О ситуации на Украине», в котором она призвала украинскую оппозицию искать выход из сложившейся ситуации исключительно мирным путём и в правовых рамках. Со своей стороны официальные представители исполнительной власти неизменно подчёркивают, что Россия поддержит любое решение Украины по вопросу о том, «будет ли она продолжать переговоры о зоне свободной торговли с ЕС или искать более тесных экономических связей с Россией» (заявление И. Шувалова от 12 декабря с. г.).
Однако, нам вряд ли так уж безразлично, с кем в дальнейшем будет ассоциироваться Украина и её братский нам народ — с Россией или ЕС? Очевидно, что нашим национальным интересам было бы явно предпочтительнее удерживать «евроэлиту» Украины от самоубийственного стремления к полуколониальной зависимости от Брюсселя, а, в конечном счёте, от продвижения к распаду украинской «незалежности». Тем более, что Россия может уже сейчас предложить Украине более выгодные, по сравнению с ЕС, условия «дорожной карты» сотрудничества в Таможенном Союзе.
Н. Б. Жукова, Председатель Правления Клуба «Реалисты», кандидат исторических наук
«Евромайдан» как зеркало «евроэлиты» на Украине
«Евромайдан» как зеркало «евроэлиты» на Украине