Накануне общецерковных торжеств в честь победы в Отечественной войне 1812 года заместитель председателя Всероссийского Православного молодёжного движения Константин Беремеш выступил с инициативой проведения альтернативной дискотекам православной вечеринки на столичной досуговой площадке «Суперпляж в Строгино».
В Синодальном отделе по делам молодёжи инициатива Беремеша была воспринята сдержанно. Представители Отдела пояснили, что благословения Председателя отдела подобная вечеринка не имеет, а 9 сентября вся православная молодежь Москвы призывалась на единую общеепархиальную Божественную Литургию. Тем более, что хотя в организации всенародного празднования помогали более 300 волонтеров из числа православной молодежи, увеличение этого числа можно было лишь приветствовать.
Таким образом, «православная вечеринка» не являлась мероприятием Русской Православной Церкви в прямом понимании и представляла собой личную инициативу отдельных православных. Означает ли это, что подобные мероприятия не имеют будущего?
Константин Беремеш пояснил, что целью мероприятия являлось предоставление возможностей находить хороших друзей в условиях современного мегаполиса, а также облегчение поиска близкого по духу и мировоззрению любимого человека. Кроме того, организаторы выбрали «сугубо светскую» площадку «суперпляжа» не случайно, «ведь духовность и нравственность присущи верующему человеку, где бы он ни находился». Организаторы сообщили, что хотят предложить юношам и девушкам более содержательный и безопасный досуг, чем светские дискотеки, проведение которых зачастую связано с алкоголем, наркотиками, а главное — с вредом, который наносится душе человека.
Желание устроить специализированное православное мероприятие для того, чтобы православная молодёжь смогла отыскать себе близких по настроениям друзей или даже спутников жизни, безусловно, далеко от однозначности. Хотя нельзя сказать, что подобная практика является новаторской. Созданный по инициативе молодёжной организации Можайского благочиния и при поддержке православных организаций России, Украины, Беларуси, Молдавии, Литвы и Сербии ежегодный православный фестиваль «Братья», среди прочих результатов, может похвастаться более чем 20 семейными парами, члены которых познакомились друг с другом именно на православном фестивале. Так что завязывать разнообразные знакомства в среде духовно близких людей действительно получается результативно.
Другое дело, что попытки увязать воедино совершенно разные понятия, такие как, в самом общем виде, вера и вечеринка — имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, потому, что молитву невозможно сочетать с фуршетом, и уж тем более — с танцем. Во всяком случае, это не в православной традиции. Кроме того, хоть процесс романтического знакомства и вера в Бога друг другу, конечно, не противоречат, однако располагаются всё же на разных иерархических уровнях бытия. На интуитивном, иррациональном уровне, ощущается как аксиома, что единение людей в процессе крестного хода — вполне гармонично. А вот чтобы прочувствовать «православную дискотеку» явно требуется какое-то не вполне понятное внутреннее усилие.
Однако следует обратить внимание на то, что в который раз слово «православный» оказывается наиболее уместным и коротким термином не столько в смысле воцерквлённости, сколько в понимании готовности человека жить в рамках определённых моральных норм и созидательных ценностей. Фактически, «православная вечеринка» или «дискотека», отличающаяся от дискотеки обычной, означает некое молодёжное мероприятие, участники которого воздерживаются от алкоголя, табака и проявлений фривольности, придерживаются определённой системы взглядов на поведение в обществе, созидательной парадигмы отношений между полами и т. д. То есть, можно говорить о соответствии набору неких базовых ценностей, которые, в принципе, проповедуются любой из традиционных религий России и нередко находят понимание даже среди людей неверующих.
Будут ли привлекать подобные условия исключительно воцерквлённых православных граждан? Наверное нет, интерес к мероприятиям такого рода может оказаться более широким. Существует полноценный социальный заказ на образ жизни и систему ценностей, которые далеки от пропагандируемых в настоящее время. Стихийно возникают движения за здоровый образ жизни, спортивные мероприятия и марафоны в поддержку трезвости и прочих очевидно полезных вещей, которые, тем не менее, не популяризуются должным образом на уровне государства. «Православные» дискотеки и ночные клубы в описанном выше смысле закономерно возникают как логическое развитие данного самопроизвольно возникшего социального заказа.
Поскольку мэйнстримом наших дней является отсутствие морали и эксплуатация самых низменных порывов человеческой души, «православные» дискотеки, как и движения за здоровый образ жизни, обречены на некоторый период существования на положении маргиналов, в качестве «неформальных течений». Что, в свою очередь, слегка иронично, но остаётся фактом — желание следовать традиционным ценностям в настоящее время выглядит движением против общего течения. Однако с ростом осознания всего негатива, который порождается действующей системой аморальности, популярность «православных» движений будет лишь возрастать. У людей всё больше проявляется желание быть там, где было бы безопасно, хорошо и комфортно. И как то так получается, что, кроме как «православное», подобное место сложно описать одним словом.
Александр Вишняков
Есть ли будущее у «православных дискотек»?
Есть ли будущее у «православных дискотек»?