21 февраля парламент Болгарии принял отставку правительства Бойко Борисова, которую сам премьер-министр объявил накануне. Причина политического кризиса — масштабные народные протесты, вызванные недовольством населения невероятно высокими тарифами на электроэнергию.
В середине февраля граждане Болгарии получили коммунальные счета за потреблённое в январе электричество — в силу совпадения нескольких факторов, таких, как традиционно вырастающее потребление в новогодние праздники, холодная погода и запланированное с июля 2012 года повышение тарифов на 14%, вышло, что многие вполне могут оформлять кредиты для их оплаты, поскольку рост составил 120% по сравнению с декабрём. Одна из пенсионерок, вышедших на улицу протестовать, пожаловалась, что ее пенсия составляет 155 левов, а декабрьский счет за электроэнергию равен 175 левам.
Протесты в Софии продолжались десять дней, и были весьма интенсивными. В столкновениях с силами правопорядка пострадало несколько десятков человек, было два случая самосожжения. С учётом ситуации премьер-министр Бойко Борисов принял решение об отставке, заявив, что не хочет участвовать в работе правительства «в условиях, когда полиция избивает народ». Системные же причины энергетического кризиса Болгарии, от которого первым из министров пострадал министр финансов Дянко, подавший в отставку ещё до решения премьера, непосредственно связаны с вопросами геополитической конкуренции — и потому познавательны.
Министр экономики и энергетики Делян Добрев в начале февраля выступил с докладом, в котором объяснялось упомянутое летнее повышение тарифов на 14%. По словам Добрева, стоимость электроэнергии выросла из-за широкого внедрения экологически чистых солнечных электростанций, что вызвало удорожание на 8%. Оставшиеся проценты, по информации министра, приходятся на некие невосполнимые финансовые потери, связанные с контрактом на эксплуатацию двух теплоэлектростанций, занимающих львиную долю в обеспечении республики электроэнергией. Речь идёт о ТЭЦ «Марица Изток-1» и «Марица Изток-3», построенных силами и на средства США. Их одобрение, строительство и функционирование лежат преимущественно в плоскости лоббирования и прямого политического давления, имея весьма малое отношение к реальным экономическим выгодам. Работающие на угле ТЭЦ принадлежат двум компаниям — AES вложила в ТЭЦ «Марица Изток-1» 1,2 млрд евро, а Contour Global приобрела «Марица Изток-3» у итальянской Enel за 230 млн евро в 2011 году. «Марица Изток-1» вышла на полную мощность в тот же период.
Однако, планам получения фактически монопольной прибыли угрожал совместный российско-болгарский проект АЭС «Белене», которая должна была прийти на смену устаревшей АЭС «Козлодуй». Полтора миллиарда евро — инвестиции серьёзные, а намеченная в будущем прибыль тем более, и на защиту американского бизнеса и американских интересов (что, в принципе, всегда одно и то же) направились самые влиятельные лица из Вашингтона. В феврале 2011 года в Болгарию прибыла лично госсекретарь Клинтон с целью «призвать руководство Болгарии покончить с энергетической зависимостью от России», предложив поискать альтернативные каналы поставок. Прежде всего — новую собственность AES и Contour Global. Также Софию посетил специальный посланник госдепартамента по евроазиатским энергетическим вопросам Ричард Морнингстар, один из главных лоббистов NABUCCO и других проектов, которые бы позволили потеснить Россию на европейских энергетических рынках.
После этих высоких визитов премьер-министр Болгарии неожиданно увидел, что сверхвыгодные условия, которые предлагает Россия при постройке АЭС и вплоть до полного кредитования — на самом деле, плохие условия. Несмотря на то, что контракт с «Атомстройэкспортом» прошёл все стадии независимых оценок, правительственных, экспертных согласований, и началось строительство — власти Болгарии внезапно обнаружили, что его стоимость является для Болгарии слишком большой. Контракт был болгарской стороной расторгнут, после чего государственный секретарь Клинтон сообщила болгарскому министру иностранных дел Николаю Младенову о том, что «США высоко ценят те трудности, с которыми Болгария столкнулась при принятии решения о прекращении проекта «Белене», что решение это было «наиболее логичным и прагматичным». Также была высоко оценена решимость министра экономики Деляна Добрева, который отправился в Москву чтобы лично сообщить об отказе.
Итогом таких событий стала потеря Болгарией дешёвой «атомной» электроэнергии в среднесрочной перспективе — отпускные цены энергии АЭС в 5-6 раз ниже, чем у ТЭЦ. До 2016 года Болгария согласно договору обязана выкупать всю электроэнергию с «Марица Изток-1» и «Марица Изток-3» по очень высокой цене. Не говоря о миллиардной неустойке, которую Болгария должна была выплатить «Атомстройэкспорту». Хотя этот вопрос удалось урегулировать в обмен на одобрение Болгарией «Южного потока».
Неудивительно, что такие отношения Болгарии и США в самой республике называют не иначе, как «позором» и «катастрофической ошибкой», ещё до массовых митингов существовало недовольство, в соцсетях создавались группы в поддержку АЭС Белене, а партия социалистов сделала одним из главных пунктов своей программы возобновление действительно выгодных договоров с Россией. И, как видно, есть все шансы на приход к власти социалистов — проамериканская политика Бойко Борисова закончилась весьма неблагоприятно для его карьеры.
Примечательно, что перед отставкой правительства, состоявшегося 20 числа, на сайте Президента России за день до того появилось сообщение о состоявшемся по инициативе болгарской стороны разговоре Владимира Путина и Бойко Борисова, в котором стороны обсуждали энергетические вопросы. Скорее всего, обсуждение не принесло прорывов и новых идей. Всерьёз о снижении стоимости электроэнергии для жителей Болгарии можно будет говорить не ранее, чем через 5-7 лет — когда истекут контракты с «Марица Изток-1» и «Марица Изток-3», и будет построено безальтернативное «Белене». Пока что анонсировано снижение на 8% — за счёт отказа от более дорогой солнечной энергии.
В сокрушительной форме было в очередной раз доказано — проамериканская политика для «молодых демократий», жаждущих в том числе и энергетических свобод, неизбежно заканчивается нехорошо. И повезёт, если только в финансовом смысле. Потенциальное повторение «болгарской» истории с энергетикой может случиться в странах Балтии. Как и многие другие, балтийские государства очень внимательно прислушались к рекомендациям «старших товарищей» из ЕС и США по поводу энергетической политики. До декабря 2009 года на территории Литвы действовала Игналинская АЭС советской постройки, от которой Вильнюс отказался ради присоединения к ЕС и НАТО. Такой шаг обошёлся Литве примерно в 50% всех энергопоставляющих мощностей. Грустная ирония в том, что их нечем восполнять. В настоящее время парафировано соглашение о строительстве между правительством Литвы и компанией Hitachi, однако бюджет Литвы не позволяет осуществить строительство АЭС собственными силами. Литва, Латвия и Эстония планируют строить АЭС сами, но при отсутствии личных средств вынуждены регулярно поднимать вопрос о внешнем финансировании начинания на всех встречах Евросоюза. Осложняет и то, что общенациональный референдум в Литве показал нежелание большинства населения строить АЭС — и Эстонии с Латвией придётся действовать самостоятельно. Пока происходит всё вышесказанное — стоимость электроэнергии в Литве на 20% обогнала куда более благополучную Швецию, Польша заявила о желании строить собственную АЭС, а Россия уже занимается этим в Неманском районе Калининградской области. Тем самым понемногу превращая регион из потребителя электроэнергии в его донора.
То есть, страны Балтии, как и Болгария, будут платить существенные деньги за отказ от эксплуатации имеющихся проектов во имя евроатлантического одобрения и энергетической свободы... и в итоге всё равно будут вынуждены электроэнергию закупать на стороне. Поскольку собственные мощности дешёвой электроэнергии выстроить быстрее соседей уже не получится. Единственным моральным утешением, может быть, станет то, что деньги возможно будут уходить в Польшу, а не в Калининградскую область.
Высокие цены на электроэнергию беспокоят Грузию. Новый премьер-министр Бидзина Иванишвили после получения этой должности в октябре 2012 года прежде всего пообещал жителям страны снизить тарифы на электроэнергию. Как известно, на Украине нет проблем с электроэнергией, энергетическая беда имеет другую форму. Но неизменным остаётся общий принцип: отказ от выгодного проекта (газ по 50$ за тысячу кубометров) во имя «энергетической свободы» от России и одобрения Запада — и сокрушительное столкновение с реальностью. Цели остаются недостигнутыми и оборачиваются внушительными потерями.
С Россией не только выгодно дружить. С ней ещё очень не выгодно не дружить. Возможно, потому, что, по крайней мере, для постсоветского пространства, представляющего собой разрозненные части единого целого, естественным и безальтернативным является именно сотрудничество и объединение. А все попытки «прыгнуть выше головы» наталкиваются не на теоретические козни России, которая стремится удержать другие страны в своей орбите, а на холодную логику и беспристрастный здравый смысл.
Андрей Полевой
Энергетическая свобода: дорогое и бесполезное хобби
Энергетическая свобода: дорогое и бесполезное хобби