Патриарх Кирилл призвал лидеров России, Германии, Франции и Украины, Папу Римского и Генсека ООН не допустить, чтобы Верховная рада приняла законы о статусе религиозных организаций. Как считают в РПЦ, они направлены против Украинской православной церкви Московского патриархата. И, кроме того, помогут легализовать захват храмов. За последние годы радикалы отобрали у верующих более 40 соборов и церквей.
Молитвенные протесты — верующие по всей Украине выступают против законопроектов, которые грозят изменить церковную жизнь. На четверг запланированы собрания у Верховной рады, у местных администраций и городских советов. Участники будут молиться за мир на Украине. Две законодательные инициативы — за номерами 4128 и 4511 — собрали 300 тысяч подписей против.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послания руководству стран «нормандской четверки», включая президента Украины, поместным православным церквям и Римско-католической церкви, а также международным организациям.
Украинская православная Церковь — это крупнейшая конфессия страны, присутствующая во всех ее регионах и обладающая колоссальным миротворческим потенциалом… Попытки втянуть ее в политическое противостояние недопустимы и могут привести к необратимым последствиям. Принятие законопроектов «поставит под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих, способно вызвать волну насилия и новых захватов храмов, обострить гражданский конфликт на Украине, переведя его в религиозную плоскость», — отметил Патриарх. Это способно еще более осложнить реализацию Минских соглашений.
Инициатива № 4128 вводит положение о самоидентификации принадлежности к общине, то есть простым большинством община может решать, по какому уставу жить. Опасения — в том, что такие решения большинства на местах узаконят захваты приходов Украинской православной церкви Московского патриархата. Таких нападений за последние годы совершено более сорока. Только на этой неделе из Тернопольской и Хмельницкой областей пришли сообщения о двух инцидентах.
«В той или иной деревне есть община, священник, верующие. И вот некие люди (жители того же села, например) себя объявляют общиной этого храма, говорят „Мы принадлежим Киевскому патриархату“, пытаются захватить храмы. Подобные законопроекты открывают ящик Пандоры. Сегодня жертва — одна конфессия, дальше может стать другая», — объясняет митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Законопроект № 4511 — «Об особом статусе религиозных организаций с центром в стране-агрессоре». Один из авторов законопроекта в социальной сети иронизирует — мы, мол, про Россию ни слова. Но, если документ будет принят, православные приходы Московского патриархата ждет череда перерегистраций и переназначений. Менять настоятелей, ликвидировать общины государство сможет по своему усмотрению. Впрочем, в том же интернет-заявлении утверждается, что противники инициативы якобы есть только в Московском патриархате. Однако беспокойство выражают на Украине и представители других конфессий, и эксперты собственно Верховной рады, указав на нестыковки с украинской конституцией. Есть вопросы и по международному праву.
«Украина позиционирует себя как светское демократичное правовое государство. И в этом смысле законопроект, который дискриминирует УПЦ МП, ставит ее в положение правового гетто, является нонсенсом. Прецедентов в странах, которые позиционируют себя как современные правовые демократические, попросту нет. Безусловно, это противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах и документам, принятым ГА ООН и европейскими государствами», — комментирует ситуацию руководитель экспертного центра Всемирного русского народного собора Александр Рудаков.
Украинская православная церковь Киевского патриархата была образована в начале 90-х, каноническим мировым православием не признана. Канонически признанная Украинская православная церковь Московского патриархата сейчас насчитывает около 12 тысяч приходов и пользуется широкой автономией.
«УПЦ МП не так давно получила широкую автономию, хотя связана с материнской церковью — РПЦ. Говорить, что у УПЦ административный центр в Москве, это, скорее, политико-идеологическая спекуляция. Она может сейчас-де-юре быть обострена. Но, если стоять на точке зрения канонического права, зыбкая позиция у украинских властей в нагнетании обстановки», — отмечает профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС, религиовед Вильям Шмидт.
В 2016 году верующие уже выходили на подобные протесты у Верховной рады. До какой степени депутаты будут «нагнетать обстановку» в этом году — явно зависит от причин не духовного, а политического свойства.