В День Российской науки, приуроченный к годовщине основания Петровской академии, ЭЦ ВРНС желает новых успехов и открытий всем отечественным исследователям. Считая своим предназначением сохранение традиций русского народа, в том числе — духовной традиции Православного христианства, мы также видим одной из таких традиций смелое и настойчивое познание природы и общества, свойственное национальной мысли.
ЭЦ ВРНС категорически отвергает не прекращающиеся который век попытки противопоставить науку и религию, объявить их антагонистами, признать взаимоисключающими научную и религиозную картину мира. Для истории нашей цивилизации (будь то колыбель православного мира Византия или её духовая наследница Россия) совершенно не характерны санкционированные церковью преследования научной мысли, хотя бы отдалённо напоминающие деяния западноевропейской инквизиции. В русском интеллектуальном сообществе не получили распространение «альтернативные науки», основанные на механической трактовке Священного писания, что не редко в странах со значительным влиянием протестантизма. Русская Православная церковь никогда не требовала запретить преподавание научных теорий, якобы расходящихся с библейской картиной мира, что было реализовано в ряде штатов США.
Со своей стороны, российские учёные, включая самых выдающихся естествоиспытателей, как правило, очень деликатно и с большим уважением относились к религиозной традиции, к её нравственной проповеди, уважали труд церкви по воспитанию человеческого духа, сознавали ключевую роль православного христианства в русской культуре. Русское научное сообщество, в своём подавляющем большинстве, не приняло участия в религиозных гонениях ХХ века. Из уст светил отечественной науки невозможно было услышать постыдную вольтеровскую фразу: «раздавите гадину!»
Ярким примером гармоничного восприятия научной и религиозной картины мира был великий первооткрыватель фундаментальных законов природы Дмитрий Иванович Менделеев, день рождения которого также совпадает с Днём Российской науки. Будучи непревзойдённым гением экспериментального знания, Д. И. Менделеев почтительно относился к православному христианству,- не только как к части культурного наследия своего народа, но как к пути нравственного восхождения, как возможности познания тех законов Бытия, которые неподвластны экспериментальной науке. Добившись выдающихся успехов в химической теории и практике, Д. И. Менделеев до конца жизни верил в Бога, соблюдал православные обряды, совершал паломничества к святыням.
Мы полагаем, что единственный верный путь сосуществования науки и религии — путь взаимного уважительного диалога и сотрудничества. Религия не должна оспаривать экспериментально подтверждённое знание, претендуя на монопольное обладание «малыми истинами» о детальном устроении мира. В свою очередь, наука должна сознавать ограниченность человеческого познания перед глубинами Вселенной, невозможность найти с помощью эмпирических методов ответ на самые важные вопросы о Великих истинах, о вечных нравственных ценностях, о смысле существования мира и человека.
Только соработничество науки и религии позволит человеку сформировать полноценную картину мироздания, где присутствие поистине ценно и важно, где человек может вести деятельное и осмысленное существование.