7 февраля в российском прокате вышел комедийный фильм «Как я стал русским» (режиссеры Акаки Сахелашвили и Ся Хао), который был анонсирован как российско-китайский кинопроект, направленный на улучшение взаимопонимания народов двух стран.
К сожалению, вместо этого перед зрительской аудиторией предстало сомнительное действо, представляющее Россию и русских как сообщество агрессивных, милитаризованных, склонных к расизму и ксенофобии людей. Основной акцент в фильме сделан на персонажах, которые убеждают приехавшего к невесте молодого китайца “стать русским”, вкладывая в этот призыв деструктивные смыслы.
В фильме режиссеров Акаки Сахелашвили и Ся Хао «стать русским» - значит уподобиться отрицательным героям фильма, которых характеризует лживость, жестокость по отношению к людям и животным, пренебрежение нравственными нормами, криминальный стиль поведения. При этом в фильме содержится намек на соотнесение этих пороков с российскими силовыми структурами: в одной из сцен отрицательные персонажи фильма празднуют День защитника отечества - 23 февраля.
Трудно представить себе, чтобы в КНР был снят фильм, персонажи с таким набором характеристик презентовали бы китайскую идентичность и Народно-освободительную армию Китая перед российской или какой-либо другой иностранной аудиторией.
Оставляя художественные аспекты фильма на совести его создателей, мы не можем не выразить своего удивления тем фактом, что средства на его создание были выделены Фондом Кино.
Трудно понять, с какой целью финансируется кинокартина, которая создает негативный образ русских в Китае, позиционируя их как жестоких и агрессивных варваров, отрицающих ценности гуманизма, равноправия народов, экологии, культуры.
Со своей стороны, мы надеемся на то, что подобная подача не была результатом выполнения пожеланий китайских партнеров, и получившийся в итоге продукт не был результатом их осознанных действий.
В последнее время руководители России и Китая много делают для того, чтобы вывести отношения с нашими странами на новый уровень, придать им динамику поступательного развития. Решение подобной задачи немыслимо без полноценного диалога гражданских обществ двух стран, без уважительного отношения к истории, культуре и традициям друг друга.
На этом фоне фильм «Как я стал русским» становится культурологическим аргументом в руках тех сил, которые стремятся к свертыванию российско-китайского сотрудничества, заинтересованы в создании атмосферы недоверия и отчуждения между народами РФ и КНР.