22 мая в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему: «Будущее России: суверенная цель или адаптация к глобальному проекту».
Круглый стол стал первым в рамках проекта «Российская цивилизация и образ будущего» — открытой интеллектуальной межклубной площадки, инициированной Зиновьевским клубом МИА «Россия сегодня» и Экспертным центром Всемирного Русского Народного Собора.
В заседании круглого стола приняли участие сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» , президент Международного общества «Россия — Германия» Ольга Зиновьева, руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Рудаков, члены Зиновьевского клуба — политологи и методологи Дмитрий Куликов и Юрий Громыко, заместители руководителя Экспертного центра ВРНС Сергей Волобуев и Владимир Тимаков.
Модератором заседания выступил директор Института Евразийского экономического союза (Института ЕАЭС) Владимир Лепехин.
По мнению Ольги Зиновьевой, основное явление нынешнего века — мировая война, которая получила название глобализации и которую ведет объединенный Запад за покорение всего человечества, за мировое господство. Было отмечено, что выдающийся мыслитель Александр Зиновьев с тревогой предупреждал: тот путь, по которому человечество пошло в конце XX столетия, является гибельным для многих народов планеты, включая и некоторые страны Запада. Истинная и далеко идущая цель «западнизации» — включить другие страны в сферу влияния, власти и безграничной эксплуатации Запада.
«Мы понимаем, какая энтропийная мощь, вооружённая агрессией и установкой на захват жизненного пространства нашей Родины противостоит нашей стране. Потому комплекс задач, от решения которых стопроцентно зависит будущее нашей, российской цивилизации, и судьба планеты Земля, является главнейшим вектором нашего созидательного единства», — сказала Ольга Зиновьева.
Александр Рудаков обратил внимание на то, что мероприятие носит необычный и знаковый характер. ВРНС является общественной организацией, которую возглавляет Патриарх Московский и всея Руси, она является светской по своему формату, но тесно связана с Русской Православной Церковью, для нее важен фактор религиозной идентичности, религиозного самосознания. В свою очередь, Зиновьевский клуб — это светская организация, пропагандирующая наследие выдающегося мыслителя Александра Зиновьева, который не скрывал подчеркнуто светского характера своей философии. Однако, по мнению Александра Рудакова, специфика российской цивилизации лежит в отсутствии характерного для западных стран жесткого противопоставления религиозного и светского начал. Напротив, в интеллектуальной сфере религиозное и светское мировоззрение взаимно обогащают друг друга, создавая предпосылки для синтеза идей.
Докладчик отметил также, что в настоящее стремление к суверенной цели как установка присутствует в позиции высшего политического руководства РФ и федеральных СМИ. Однако во многих сферах наблюдаются и обратные тенденции. По мнению Александра Рудакова, необходимо послать ясный сигнал, направленный на преодоление этого разрыва.
«Все, что есть в нашей стране, все государственные и общественные институты, а не только ее руководящий центр и медийный фасад, должны быть обращены на достижение суверенной цели, на отстаивание собственного пути, на защиту суверенитета и на противодействие попыткам колонизировать нашу страну», — отметил Александр Рудаков.
Юрий Громыко подчеркнул, что тот вариант глобализации, в котором мы находимся — это определенный тип сверхобщества с формами гегемонии давления, где одной из важнейших политик является политика разрушения основ общественной жизни. В этих условиях необходимо выдвигать проект, связанный с общенациональными суверенными целями.
В частности, одно из важнейших оснований постановки суверенной цели — это глобальный «знаниевый» проект с позиции России, который может стать важнейшим основанием для понимания того, в каких координатах мы находимся и куда мы движемся. В экономическом отношении современная элита России сама является результатом нашей адаптации и включения в глобальный проект и здесь вопрос заключается в предложении основ и характеристик нового мирохозяйственного уклада. Также, по его мнению, необходимо выдвижение с позиции России глобального и континентального проекта для всей Евразии Трансевразийского пояса развития при субъектной роли России в контакте с Ираном, Индией, Японией, Кореей и Китаем.
Владимир Тимаков обратил внимание, что глобализацию можно понимать по-разному. Современный ее западный проект деструктивен, разрушает незападные культуры и даже традиционную культуру самого Запада. Но, например, христианство — это тоже модель глобализации, имеющая метафизический характер. Поэтому Россия должна предложить новую модель глобализации, где разные народы и культуры не сливаются в единое целое, а сохраняют свое своеобразие, но при этом взаимодействуют с целью достижения единого блага. Не навязывая свой взгляд, не доминируя, без этноцентризма, Россия способна организовать этот диалог народов.
Дмитрий Куликов заострил тему дискуссии. «Глобальный проект — это план порабощения мира узким кругом людей. К порабощению адаптироваться нельзя. Можно просто сдаться и подчиниться. Даже кормить будут неплохо и обеспечат комфорт и развлечения», — сказал он. По его мнению, никакого политического содержания, кроме мирового господства, у западной цивилизации не было. И сегодня Запад предлагает отказаться от такой формы самоорганизации общества как государство, его, как и понятие о народе, предлагается считать устаревшим и ненужным. Причем те, кто проводят этот проект, готовы и к исчезновению своих народов — американского или британского. Для жизни индивида в глобализированном мире это все уже не нужно. И ответ России может быть только тот, что вопреки этой установке мы хотим сохраниться как народ и через 50, и через 100 лет. И если народы Запада как народы готовы умереть, то Россия хочет выжить.
Сергей Волобуев сделал акцент на взаимосвязи субъектности и самобытности. Внешние атрибуты самобытности — национальная одежда, кухня, обряды — без внутренней субъектности ничего не стоят, и более того, легко используются глобальным проектом на пользу себе, разнообразие на внешнем уровне — это одна из его ипостасей. Субъектность начинается с установки, что предлагаемый сегодня универсальный глобальный проект не является единственной перспективой человечества.
«В этом смысле важнейшим способом выживания является в первую очередь изменение мышления или отказ от навязанной нам логики, каких-то железных и фатальных необходимостей. Это мифологема, которая используется для подавления тех, кто еще может противостоять глобальному проекту, это не научное и не философское утверждение, а идеология подавления творческих способностей сообществ, которые собственно представляют некую конкурентную опасность», — считает эксперт.
Нужно отказаться от ложной альтернативы, когда нам либо предлагают некий стандарт выживания в случае принятия этого глобального проекта, либо в противном случае — сценарий войны «всех против всех». «Нам нужна более широкая платформа, нам нужен диалог всех тех сил, которые не согласны адаптироваться к глобальному проекту. Находить сразу однозначный проект для них всех одновременно не очень правильно, скорее нужно наметить некий общий вектор», — заключил Сергей Волобуев.
Владимир Лепехин подчеркнул, что прежде, чем проектировать будущее, нужно понять, на каком вообще горизонте планирования мы можем действовать, какова иерархия угроз, вызовов и рисков. Только после этого можно ставить задачи их преодоления. Также необходимо понять, какой же все-таки проект выбирает для себя Россия, поскольку на сегодняшний день и в этом вопросе есть ряд различных концепций даже у сторонников суверенного пути развития.
Круглый стол «Будущее России: суверенная цель или адаптация к глобальному проекту» в МИА «Россия сегодня» стал первым в цикле планируемых дискуссий о будущем российской цивилизации.