Решение комиссии Международного Олимпийского Комитета не допускать на игры в Пхёнчхане российских атлетов, оправданных Спортивным арбитражным судом в Лозанне, окончательно дискредитирует действия МОК и подтверждает предвзятое отношение его руководителей к российскому спорту. Отныне очевидно, что санкции против россиян носят не правовой характер, и основаны преимущественно на фобиях, которые испытывает ряд членов МОК в отношении России.
Давление на российских спортсменов, развёрнутое накануне Летней Олимпиады 2016 года и продолжающее принимать всё более вызывающие формы, является беспрецедентным в Олимпийском движении проявлением дискриминации по национальному признаку.
История российского олимпийского движения, документированная многолетними систематическими проверками в самых разных странах, принимавших Летние и Зимние Игры, не даёт никаких оснований для исключительных обвинений в адрес россиян. С 1952 года, когда советские атлеты начали принимать участие в Олимпийских Играх, они регулярно, на равных основаниях с атлетами других стран проходили допинг-контроль. На протяжении шестидесяти пяти истекших лет частота выявленных нарушений у спортсменов российского происхождения не отличалась от средней частоты выявленных нарушений в мировом спорте. Мы убеждены, что только наличие доказанных положительных допинг-тестов может служить основанием для отстранения спортсменов от соревнований, в том числе от Олимпийских игр. Тем более нет никаких оснований для того, чтобы запретить уже допущенным спортсменам защищать честь своей страны и выступать под своим национальным знаменем. Применение превентивного коллективного наказания, фактически — постулирование презумпции вины по отношению ко всей российской сборной является грубой несправедливостью в отношении конкретных спортсменов и жестоким оскорблением народа России.
Из мировой истории хорошо известны практики, когда целые народы объявлялись «грязными народами» и подвергались «коллективному наказанию». Такие практики навсегда осуждены Нюрнбергским трибуналом. Бездоказательное обращение на целый народ принципа коллективной вины является рецидивом подобного мышления, недопустимого в олимпийском движении.
Мы вынуждены констатировать, что почва для распространения такого рода национальных фобий подготовлена несправедливой структурой Международного Олимпийского комитета. Несмотря на всемирный характер и декларируемый интернационализм олимпийского движения, в его руководстве доминируют представители западной цивилизации. Хотя жители стран западного мира составляют едва ли одну десятую от населения Земного шара, в Международном Олимпийском комитете на их долю приходится половина, а в Исполкоме МОК — две трети мест.
В странах, признанных ООН, действует 193 национальных олимпийских комитета, каждый из которых имеет право участвовать в руководстве олимпийским движением. Однако в МОК представлено менее семидесяти стран, причём крайне непропорционально. Так, огромная Индия имеет там лишь одного представителя, а маленькая Швейцария — четырёх.
При формировании состава МОК проявлены явные этнокультурные предпочтения. Например, там присутствуют граждане таких малозаметных в спорте западных стран, как Монако, Лихтенштейн и Люксембург. В то же время многие государства, вырастившие целые плеяды олимпийских призёров, но не относящиеся к западной цивилизации, не представлены в МОК вовсе. К числу таких безосновательно игнорируемых наций относятся Азербайджан, Белоруссия, Индонезия, Иран, Казахстан, Монголия, Мексика, Узбекистан, Ямайка и многие другие.
Столь непропорциональный состав, в котором отдано явное одностороннее предпочтение представителям западной цивилизации, порождает зависимость олимпийского движения от политических пристрастий западных элит. Сегодня политические элиты Запада поражены русофобией, что сполна проявилось в решении МОК по Зимней Олимпиаде-2018.
Напротив, Международная Федерация Футбола (ФИФА), несмотря на оказанное на неё жёсткое политическое давление при подготовке Чемпионата мира-2018, до сих пор отказывается принимать дискриминационные решения в отношении России. Одной из важных причин устойчивости ФИФА к политическому вмешательству является её действительно интернациональный состав. В руководстве мирового футбольного сообщества в равной степени представлены все страны-участники со всех континентов, независимо от национальности, культуры и политического устройства.
Экспертный центр ВРНС считает, что управление олимпийским движением нуждается в срочном реформировании. Формирование МОК должно осуществляться не «сверху вниз», а «снизу вверх», не путём кооптации удобных и политически лояльных спортсменов, а путём делегирования представителей от всех, без исключения, национальных сборных. Только в этом случае олимпийское движение будет соответствовать не чьим-то групповым интересам, а интересам всего мирового спорта. Только в этом случае в управлении МОК будут реализованы фундаментальные принципы справедливости и демократии.
Чтобы в дальнейшем предотвратить любые формы дискриминации, необходимо также предусмотреть право вето на принципиальные решения, способные ущемить чьи-либо национальные интересы и достоинство.
Экспертный центр ВРНС обращается к спортсменам и гражданам тех стран, которые не представлены в МОК, а также ко всем людям, совесть которых не может мириться с несправедливостью настоящего положения — добиваться коренной реформы международного олимпийского движения. В мировом спорте необходимо раз и навсегда покончить с любыми предпочтениями и с любой дискриминацией атлетов по национальным, расовым, политическим, религиозным или этнокультурным признакам.