Сторонники и противники нынешней модели российской экономики связывают с выступлением В. В. Путина в Федеральном Собрании кардинально различные ожидания.
Первые хотели бы сохранить её фундаментальные принципы, вторые — надеялись на отказ от них. Каждая из сторон подкрепляла свою позицию соответствующими аргументами. Обратимся, однако, к фактам. Результаты функционирования экономики со ставкой на олигархов как двигателей прогресса хорошо известны. Ещё более плачевными выглядят и официальные прогнозы экономической и финансовой ситуации в России на ближайшие годы. Так, например, накануне выступления президента РФ в Госдуме председатель Сбербанка Г. Греф в очередной раз разъяснил, что для финансирования «длинных» проектов в рамках частно-государственного партнёрства сейчас крайне неблагоприятный момент.
Дело даже не в том, что у нас нет денег. По данным журнала «Банковское обозрение», только банковские активы первой десятки самых богатых 111 российских миллиардеров превышают 200 млрд. рублей. В разы больше финансовых средств регулярно уходит из России в оффшоры. Но маловероятно, что они вернутся обратно после обещания В. В. Путина одноразово амнистировать их в родных краях. Это не позволят сделать, прежде всего, США, которые уже приняли в своём Конгрессе «резолюцию 758» о заморозке зарубежных счетов определённой категории россиян. То есть, война — есть война, и её нельзя выиграть только на внешнеполитической и дипломатической стезе.
Российские приверженцы псевдолиберальных рецептов в экономике, подсказанных их американскими советниками ещё в начале 90-х годов, продолжают убеждать российскую общественность, что этим рецептам якобы нет альтернативы. На практике же они всего лишь обеспечивают зависимость нашей экономики от Запада, который, например, скупил по бросовой цене в 1998 году после дефолта акции РАО «ЕЭС» и «Лукойла», осуществил афёры ГКО, давшие миллиарды долларов прибыли.
Но сейчас наступают уже другие времена. Даже западные экономисты начинают отдавать предпочтение «большой модели» социальной политики с активным участием государства в экономике и финансовой сфере. Мировая практика также свидетельствует о многообразии путей выхода из критического финансово-экономического положения.
Активное участие государства в социально-экономической жизни страны традиционно не только для России. Общеизвестен, в частности, опыт «экономического чуда» Японии, правительство которой в своё время отстояло собственный курс на государственное регулирование в экономике, вопреки американским рецептам. Японское «экономическое чудо» стало одним из классических образцов поддержки государством приоритетных производств, ликвидации убыточных и бесполезных компаний, внедрения передовых технологических линий и отказа от использования «услуг» спекулятивного и посреднического капитала.
Санкции Запада против России вынудят, в конечном счёте, и нас скорректировать действующую ныне модель функционирования экономики, ущербность которой наглядно демонстрируют события на юго-востоке Украины, где наибольшую угрозу для ополченцев представляет не Киев, а олигарх Коломойский с его капиталом в $1,8 млрд и собственными вооружёнными силами.
Что касается национально ориентированной элиты России, то она всегда критически относилась к олигархической модели общественного обустройства. Н. С. Михалков, например, обнародовал свою позицию по этому вопросу в «Манифесте просвещённого консерватизма» ещё при президенте РФ Д. А. Медведеве, в котором говорится: «Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян... Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики».
Со своей стороны Всемирный Русский Народный Собор неоднократно обращал внимание на этическую сторону финансово-экономического устройства нашего общества. Так, состоявшийся 16-17 декабря 2002 года VII ВРНС был специально посвящён теме «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России». В документах Собора подчёркивалось, что экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой, содержался призыв развивать традиционные формы хозяйствования, основанные на законах православной трудовой этики, а не только на «делании денег».
Собор подчеркнул важную роль государства в экономике, которое должно защищать права и интересы человека труда, проявлять особую заботу о социально уязвимых людях. В его документах было заявлено, что государство обязано нести ответственность за результаты экономических процессов и что его сугубая задача — гарантировать справедливое распределение плодов экономической деятельности всего общества посредством прозрачной и сбалансированной бюджетной, социальной и налоговой политики. При этом Всемирный Русский Народный Собор всегда был готов принять непосредственное участие в разработке кодекса этики национального хозяйствования для обсуждения с органами государственной власти, бизнесом и обществом в целом.
В его Соборном Слове особо подчёркивалось: «Сегодня государственные власти, учёные, предприниматели, профсоюзы, общественные организации активно ищут пути преодоления негативных явлений в экономике. Такой поиск не может ограничиваться лишь областью цифр и законов рынка. Проблемы национального хозяйства нельзя разрешить, не вспомнив о моральном и духовном состоянии общества». Полагаю, что эта позиция остаётся актуальной и сегодня.
Н. Б. Жукова, Член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук
Экономика России: что дальше?
Экономика России: что дальше?