Один из главных соблазнов для современных детей – социальные сети. Доступ в интернет нынешнее подрастающее поколение нередко получает ещё в дошкольном возрасте. Так возникает тяга к виртуальной жизни взамен реальной, и как следствие возникают психологические проблемы и психические отклонения у детей.
– Уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. Думаю, это тот возраст, с которого можно разрешать и регистрацию в социальных сетях, – считает общественный деятель Евгений Малёнкин. – На законодательном уровне должен быть закреплён возрастной порог доступа в соцсети.
По мнению Евгения Малёнкина, если дети хотят иметь свои аккаунты в социальных сетях раньше, то оптимальный вариант – создание детского интернета.
Настоятель прихода во имя Иннокентия Московского, участник общественного движения «Форум «Семья-2021» отец Илия Александров поддерживает эту точку зрения. Сам он – отец семерых детей, четверо из которых – школьники. Он считает, что родительский контроль пребывания детей в интернете обязателен. Однако здесь важно соблюсти баланс, ибо чрезмерное наблюдение за детьми и их запугивание тоже неуместно, и может легко травмировать детскую психику.
– Человек просто должен понимать свою ответственность за то, что он делает. Общество, построенное на страхе, не совсем правильное, – отмечает отец Илия. – Страх наказания и лишения награды – не тот страх, который сплачивает общество. Нужно чувство товарищества в школе, понимание того, что в обществе нет лишних людей.
Ещё одна большая проблема современности – компьютерные игры. Бесконтрольному пребыванию детей у компьютера, демонстрирующего сцены насилия, легких убийств и такого же легкого возвращения к жизни, пора положить конец, считает руководитель центра гражданско-патриотического воспитания «Каравелла», член Общественной палаты Свердловской области Лариса Крапивина. "Виртуальные кровавые бойни в определённый период взросления начинают давать установку ребёнку, психика которого ещё не окрепла, что если он герой в вымышленном игровом пространстве, то почему бы ему не взять ружьишко и не пойти пострелять реально. Случай с 19-летним казанским стрелком только вскрыл нарыв, когда уже всё прорвало. До этого был случай в Керчи. Это просто большое проблемное поле", – подчеркивает Крапивина.
Участники круглого стола уверены, что контроль за компьютерными играми необходимо усилить на законодательном уровне. В первую очередь это касается надзора за игровым контентом, его соответствия установленному возрастному ограничению.
Кроме того, эксперты предлагают ввести запрет на использование гаджетов в школе.
– В России необходимо разработать и принять закон о чистых и свободных от смартфонов и интернета школ. Утвердить чистые зоны от курения – нормально, почему нельзя сделать нечто подобное и в отношении школ, в которым не должно быть места гаджетам и интернету? – считает педагог, руководитель совета Братства православных следопытов России Всеволод Кривцов.
Полезный досуг и дополнительное образование, предложенные ребенку родителями и школой, остается лучшим спасением от опасностей интернета. Однако проблемы есть и в сфере дополнительного образования, отметили участники встречи.
– Нужно выделить дополнительное образование в отдельный сегмент, с достойными зарплатами, чтобы это работало не на общественных началах, – убеждён Всеволод Кривцов. – И это должна быть забота министерства образования: сейчас всё допобразование частное или живёт на грантах и субсидиях. Железных гарантий нет, и люди не хотят идти на работу в такую неустойчивую среду. В советское время человек, который просто играл с детьми в хоккей во дворе, получал по 30 рублей в месяц – огромные деньги по тем временам. Сейчас государство не идёт навстречу.
Однако, по мнению кандидата педагогических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета Елены Бородиной, проблема заключается не в том, что родителям нечем платить за кружки, а в том, что дети просто не хотят никуда записываться и ходить.
– Я периодически спрашиваю у родителей в чате, готовы ли они взаимодействовать со школой в вопросах воспитания своих детей, и понимаю, что родители сегодня не доверяют никому: ни классному руководителю, ни завучам, ни методистам, ни директорам, ни педагогам в кружках, – утверждает Елена Бородина. – Большинство родителей отвечают, что не надо влиять на их ребёнка, они сами будут его направлять. Но на деле оказывается, что мам и пап, которые действительно влияют на мировоззрение ребёнка и его ценностные и нравственные установки, – минимум.
Председатель правления свердловской организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб России», сопредседатель общественного объединения «Форум «Семья – XXI» Евгений Миронов считает, что запрещать соцсети не нужно, но необходима профилактика.
– Нужно говорить в школах, как вести себя в соцсетях. Нужно быть внимательнее к окружающим, – отмечает Евгений Миронов. – Почему молодой человек заранее пишет в соцсетях, что собирается идти убивать, и это никем не мониторится и не пресекается? Почему он идёт с ружьём по улице, и никто не обращает на это внимания, не пытается его остановить? Расстрел в школе Казани — далеко не первый такой случай. Поэтому нужно обучать детей, как вести себя в подобном случае и в других чрезвычайных ситуациях.