22 августа 2012 года руководитель православного движения «Святая Русь» Иван Отраковский заявил о создании в Москве православных дружин для защиты христианских святынь и служителей Русской Православной Церкви под девизом «Встань за веру, русская земля!». Дружины должны формироваться из добровольцев. Их задача — бороться с «агрессивными действиями против священников» и «кощунственными действиями против святынь». В случае обнаружения описанных действий дружинники должны быстро применять меры к задержанию правонарушителя, не применяя насилия, и вызвать полицию. Иван Отраковский убеждён, что спокойствие и выдержка, присущие православному человеку, позволят в подобных ситуациях избежать острых конфликтов, и настаивал на создании подобных дружин по всей России.
Идея предсказуемо вызвала противоречивую реакцию. В мэрии Москвы выступили против, заявив, что действия дружинников могут расколоть общество, поскольку присутствует явная декларация о религиозном характере дружин. Правоохранительные органы также заявили, что в содействии православных дружин такого рода нет необходимости.
С другой стороны, Церковь идею поддержала. Тем более, что ещё в 2008 году протоиерей Всеволод Чаплин [ныне глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель Главы ВРНС — Ред.], занимавший тогда должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, выдвигал подобные инициативы. Тогда отец Всеволод обратил внимание на то, что существует немало людей и группировок, которые сегодня буквально порабощают жизнь улицы, района, маленького города, села. И православные дружины могли бы навести порядок в своем месте проживания, а через это навести порядок и во всей России, потому что общественный порядок — «дело не только милиции, это должно быть делом всего народа».
Со стороны бдительных правозащитников идея православных дружин стабильно подвергается эмоциональной, но недостаточно аргументированной критике. По мнению движения «За права человека», создание таких дружин будет констатировать нежелание правоохранительных органов выполнять свои обязанности. Ещё более угрожающим, по его мнению, является нежелание власти реагировать на «разговоры о каких-то православных дружинах», поскольку Россия — светское государство, и, согласно законодательству, за порядок на его территории отвечают правоохранительные органы.
Другие представители правозащитного движения против дружин, состоящих из верующих людей, не возражают, но надеются на то, что формироваться они должны из буддистов, которые «более мирные, очень симпатичные, и в них нет агрессии». Такое мнение выразила глава правозащитного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, невольно вызвав вопрос: по какой причине правозащитное «гражданское содействие» препятствует этому самому «содействию», да к тому же демонстрирует странные для правозащитной миссии подходы, согласно которым верующие в Будду люди — симпатичные и мирные, а христиане — не очень? Правозащитное движение вообще озабочено термином «православная», настаивая на том, что необходимо ввести ещё и атеистические дружины.
При этом почему-то игнорируется вся мировая практика, недвусмысленно свидетельствующая о том, что целесообразность «дружинников» достаточно велика. В столице Швеции по ночам патрулирование осуществляют члены организации «Спокойная улица». Их финансирует муниципалитет Стокгольма, хотя о религиозности или симпатичности речь при подборе кадров не идёт. Напротив, в приоритете физически крепкие молодые люди, имевшие проблемы с законом и вставшие на путь исправления. За работу в «Спокойной улице» платится неплохое пособие, физическое насилие применять запрещено, но обычно внешнего вида шведского «дружинника» оказывается вполне достаточно для предотвращения конфликта.
В пригородных районах работают отряды иного рода — в их обязанности входит наблюдение за домами, регулярная выемка почты из почтовых ящиков и другие действия, затрудняющие поиски лёгкой мишени для грабителей. С введения подобной практики в 2005 году количество проникновений в жилища пригородов снизилось на 30%. Деятельность «дружинников» данного направления финансируется страховыми компаниями, которым куда выгоднее платить регулярную зарплату, чем выплачивать многомиллионные суммы по условиям страховки.
Кроме того, те государства, которые полагаются эталоном в действиях полиции, добиваются таких результатов единственно возможным путём — бдительностью граждан, готовностью немедленно сообщать в полицию о преступлении или просто о подозрениях и максимально возможным насыщением улиц видеокамерами. Благополучная, в массовом восприятии, Германия не скрывает того, что без содействия и активности граждан в информировании, результативность правоохранительной системы снизилась бы на порядок. Отсутствие в достаточном количестве видеокамер на российских переулках в самом деле может быть компенсировано добровольными «живыми» наблюдателями.
То, что безопасность улиц действительно не может быть обеспечена усилиями и возможностями замкнутой на саму себя правоохранительной системы, очевидно во всём мире. Стремление обеспечить доступными средствами безопасность храмов логично возникает при наличии системной, в последнее время, практики по их осквернению. Уже можно говорить не о случайно возникающих желаниях такого рода, а о массовом явлении, которое, оттолкнувшись от концепции народного присмотра за храмами, памятниками и другими духовно-важными местами и сооружениями, действительно способно снизить уровень преступности в обществе. Заодно оно же сможет поспособствовать укреплению государства за счёт большей доступности правоохранительной системы и предоставления последней дополнительных информационных возможностей.
4 октября стало известно, что Кавказская молодежная организация России (КМОР) «Дети Гор» выступила с инициативой создания общественных интернациональных дружины, которые займутся патрулированием самых популярных среди кавказской молодежи мест Москвы. По словам председателя московского отделения КМОР «Дети Гор» Берсана Заитова, дружины будут представлять собой «отряды оперативного реагирования», которые будут состоять из чеченцев, дагестанцев, ингушей, русских, осетин, азербайджанцев и других народов. Они собираются следить за порядком в торговых центрах и на улицах, вести профилактические беседы среди земляков, а также гасить возможные межнациональные конфликты и стычки, особенный упор делая на профилактику таковых. Инициаторы нововведения обратились в Общественную палату РФ с просьбой помочь в реализации проекта. При положительном ответе властей к интернациональной группе дружинников готовы примкнуть и другие землячества Москвы.
Нельзя сказать, что идея дружин, которые представляют собой вспомогательные, информационные и профилактические структуры, с конца 1980-х гг. полностью игнорировалась. Так, казачьи дружины с такими функциями достаточно успешно действуют на Кубани. Но, вне всякого сомнения, радует, что понимание важности общей безопасности, как граждан общего государства, всё больше распространяется в обществе, порождая вполне осязаемые инициативы. Ведь защита храмов и священных мест представляет лишь одну из многих проблем контроля за порядком, проистекающих как из невозможности расширять штат полиции до бесконечности, так и из достаточно пассивного отношения граждан к совершаемым преступлениям. Обладая мотивированными «ушами» и «глазами» на улицах, полиция сможет решать свои задачи эффективнее. Это соответствует интересам общества, которое всё больше, к счастью, осознаёт себя обществом, а не случайно оказавшейся на одной территории человеческой массой.
Андрей Полевой
Дружины как признак взросления общества
Дружины как признак взросления общества