Град святой Богородицы — так в старину называли городок Гороховец, расположенный в 157 км к востоку от Владимира, в Волжско-Окском междуречье. Объяснение тому простое: поселение было пожаловано князем Андреем Боголюбским в качестве вотчины владимирскому Успенскому собору.
Теперешнее название города, казалось бы, говорит само за себя, и вьюнам гороха, изображённым на гербе города, удивляться не стоит: горох в этих краях действительно возделывают издавна. Но есть и другая версия, согласно которой своим названием город обязан вовсе не этой славной сельскохозяйственной культуре, а приклязьменским горам, на которых он уютно устроился. А ещё говорят: «Гороховец — горам конец», — и это правда: близ устья Клязьмы возвышенность решительно сменяется приокской низменностью. Местным же краеведам мила иная легенда, повествующая о том, что на самом деле город их называется не Гороховец, а ГорОховец, с ударением на второй слог. И назван был он так потому, что принадлежал князьям Гороховичам или ГорОховцам, ведшим свой род от некоего Гороха, вполне возможно, того самого царя... Одним словом, версий много, а подлинной истории возникновения названия маленького древнего городка на Клязьме так никто и не знает...
Так уж сложилось, что в формальных туристических маршрутах Гороховец не значится крупной жемчужиной в историко-культурном ожерелье древних русских городов. А зря! В этом и попытаемся убедить наших читателей... Скромно прислонившись к обочине крупной автомобильной магистрали, соединившей Москву с Казанью, он будто и не рассчитывает на особое внимание к своим сокровищам, с великодушным спокойствием и даже равнодушием принимая и случайных гостей, и специально приехавших прикоснуться к его красотам. А подивиться здесь действительно можно многому, причём начиная прямо с трассы.
Внимание неискушённых автомобилистов и их спутников, в планы которых близкое знакомство с Гороховцом никак не входило, может привлечь любопытно выглянувший на дорогу особнячок, заметно выделяющийся среди обычных деревянных строений. Построенный около 1902 года местным предпринимателем И. А. Шориным, он удивляет как своим почтенным возрастом, так и совершенно завораживающим внешним видом. Умилительными европейскими башенками по углам дом больше напоминает жилище сказочного героя. Впечатление усиливают цветные стены, большие окна, фигурные рамы и узоры. Поддавшись очарованию дома Шорина, трудно удержаться от соблазна двинуться вглубь города, и вознаграждение в виде множества приятнейших открытий долго себя ждать не заставит.
Вот снова памятник деревянного зодчества начала ХХ столетия — дом купца Морозова. Всё те же сказочные башенки, прикрытые чешуйчатыми одеждами, приветливо воззрившиеся ажурно оформленными окнами. Ещё несколько метров — и новое деревянное чудо: построенный в 1915 году особняк председателя земской управы Пришлецова. Над входом высится башня со шпилем, к коньку крыши «ползут» треугольные оконца, а второй этаж удивляет бочкообразной конструкцией. Дом умилительно украшен затейливыми, мастерски исполненными наличниками, уводящими в мир национальных мифов в обрамлении причудливого плетения экзотических растений.
Ещё немного — и взору открывается центральная площадь Гороховца. Здесь особая, умиротворяющая благодать, а кругом — купола, купола, купола... Собор Сретения Пресвятой Богородицы (1689 год) Сретенского женского монастыря по-женски светел и наряден. Трудно оторвать взгляд от его стен, богато украшенных лепниной и резным орнаментом, от резных наличников на окнах и замысловатых кокошников под крышей, от куполов, устланных разноцветной черепицей, от лёгкого облака ажурных золочёных крестов. Недалеко от Сретенского монастыря расположился монументальный пятиглавый Благовещенский собор, выдержанный в строгом стиле. Строительство собора происходило на рубеже XVII и XVIII веков на пожертвования купца Семена Ершова. Пристроенная к храму 37-метровая колокольня до сих пор остается самой высокой постройкой города.
По соседству с Благовещенским собором, как вековые дубы, вросли в землю массивные каменные жилые постройки того же времени купцов Канонниковых и Опариных и двухэтажный купеческий дом Ширяева. Поразительно, но из сохранившихся во всей России двадцати гражданских построек XVII века, семь находятся в маленьком Гороховце. Обычно ко всем и ко всему равнодушное время в этих местах почему-то взяло под свою защиту свидетельства трудов и талантов далёких предков нынешних гороховчан. Посадский дом Опариных сохранился практически без изменений, вот только массивное крыльцо со светёлкой было пристроено позднее. Первоначально оно располагалось с противоположной стороны, но мощь Благовещенского собора заслонила дом, и новое парадное крыльцо предпочло вид на Клязьму. Как не прекрасен собор, а находиться в тени детища своего торгового конкурента Опариным не хотелось.
А над всем городом белоснежным патриархом возвышается вознесённая на гору главная святыня Гороховца, благословляющая его вместе с окрестностями, — Свято-Троице Никольский монастырь. Главным зданием комплекса является Троицкий собор, строительство которого продолжалось 8 лет — с 1681 по 1689 год. Панорама, открывающаяся с монастырской площадки, захватывает дух исполненной достоинства необозримостью и рождает путаные мысли о сиюминутном и вечном. Не встречая никаких преград, взгляд с вершины горы жадно устремляется на незаселённые левобережные дали, цепляясь за обособленность Знаменского монастыря — самого древнего из трёх гороховецких монастырей. Подтопляемый по весне, он тоже находит в себе силы удерживать вокруг себя атмосферу времени, его породившего. Трудно представить, но в начале ХХ века в храме ещё сохранялись слюдяные окна.
Первое упоминание Гороховца относится к 1158 году. Следовательно, город существовал и ранее, но когда он был основан — достоверно неизвестно. Не успев родиться, град Святой Богородицы вынужден был то и дело отстаивать своё право на существование, принимая на себя первый удар ненасытных монголо-татарских орд. Собственно, с этой целью он и был заложен на востоке Ростово-Суздальского княжества. Постоянная угроза вражеских набегов заставляла первых гороховчан ютиться на вершине окружённого оврагами холма, названного впоследствии Пужаловой горой. Дошедшая до нас легенда объясняет происхождение названия горы. В 1539 году войско казанского хана подступило к Гороховцу. Штурм города планировался на следующий день, однако, накануне, в закатном свете, татарам явилось видение огромного богатыря с мечом, угрожающе спускавшегося с горы на их лагерь. Сочтя увиденное дурным предзнаменованием, вражья сила предпочла ретироваться, а гору, «испужавшую» татар, местные жители окрестили «Пужаловой».
Суровая рука времени своим разрушительным усердием за восемь веков не сумела сравнять остатки земляных валов древнего города, которые и сегодня можно заметить возле Свято — Троице Никольского монастыря, стоящего на вершине горы. Перевести дух стойкий Гороховец смог только после 1221 года, когда огнедышащий восточный рубеж переместился к основанному в это время Нижнему Новгороду. Отступившая опасность позволила осмелевшим горожанам спуститься ниже, устроив посад у восточного подножья Пужаловой горы. В конце XIV — начале XV веков возрождённый после пожарища Гороховец вошёл в состав Московского княжества. Город, стоящий на берегу реки, не имел привычной набережной, фасады домов были обращены к центру.
Покорение Казани Иваном Грозным в 1552 году создало Гороховцу ещё более благоприятные условия для роста торговой активности. Не без удовольствия осознал город выгодность своего нового положения — связующего звена между центральной Русью и её тогдашними восточными пределами. Гороховец, оказавшийся на водном пути, соединявшем Москву и Макарьевскую ярмарку, начал быстро богатеть. Торговля льном, пенькой, полотном, маслом, вином, москательными товарами и кирпичом приносила огромные барыши.
Так, утратив военное значение, Гороховец вступил в пору своего наивысшего расцвета, став крупным торговым центром, что не замедлило взрастить местных богатеев, баловавших себя добротными особняками и не скупившихся на воздвижение храмов. Наибольшее усердие проявил в этом деле уже упомянутый купец Семён Ершов, чем и оставил о себе добрую и долгую память. Он построил по храму в каждом из трёх монастырей Гороховца и Собор Благовещения Пресвятой Богородицы на главной площади города. Дом самого купца Ершова сохранился до наших дней ещё одной яркой достопримечательностью. Из семи сохранившихся гороховецких гражданских допетровских строений ершовские каменные палаты выделяются самыми значительными размерами. Первоначально их верхний третий этаж был деревянным. Здесь почивали хозяева, спать в каменных постройках в те времена считалось занятием, вредным для здоровья. Гораздо позднее, в веке XIX, верхний этаж стал таким же каменным, как и два нижних.
В 1690 году Семён Никифорович значился среди самых богатых и привилегированных купцов всей Руси, однако, благоденствие фамилии выдалось не долгим, и уже в 20-х годах XVIII века разорённые потомки некогда успешного купца навсегда покинули Гороховец. Семейное же гнездо, перейдя в другие руки, стало называться домом Сапожникова, не утратив при этом своей первоначальной архитектурной значимости. Удивительная атмосфера застывшего, оцепеневшего времени проникла во все щели этого досточтимого представителя русской жилой постройки XVII века и не думает из них выветриваться. Внутренние помещения дома сохраняют и поддерживают дыхание жизни более чем трёхсотлетней давности. Ощущения эти ещё более усиливаются при виде ровесника дома — уникальных трёхметровых ворот, висящих на могучих столбах.
К концу XVII века заматеревшие гороховецкие купцы в своих торговых предприятиях дотянулись до Сибири, предлагая часто товары, поставляемые местными мастерами кожевенного, кузнечного и прядильного дела. Экономический расцвет города пришёлся на начало XVIII века, но прошло совсем немного времени и наметился неукротимый спад. «Прорубленное окно в Европу» и открывшееся мощное «дыхание» уральских заводов от прежней торгово-промышленной значимости Гороховца не оставили камня на камне, принудив жителей сосредоточиться исключительно на сельскохозяйственной деятельности. Многие гороховчане подались в промышленные центры страны, освоив там рабочие и инженерные профессии. К середине XVIII века Гороховец превратился в заштатный городок Владимирского наместничества, хотя в 1781 году ему и был пожалован собственный герб. Прошедшая мимо Гороховца железная дорога Москва — Нижний Новгород, открытая в 1875 году, ещё более усугубила запустение города.
Однако, как показали дальнейшие события, город было рано списывать со счетов. В конце XIX века в Гороховце на волне общего экономического подъёма в империи была организована крупная бумаго-обёрточная фабрика, а в 1894 году на левом берегу Клязьмы — котельный завод Семёнычева. Возвращавшиеся в родной город гороховчане без труда находили применение приобретённым навыкам и знаниям. Котельный завод производил речные металлические баржи, резервуары и котлы. Но через восемь лет по соседству появилась конкурирующая фирма уже известного нам И. А. Шорина, очень скоро не оставившая предприятию Семёнычева никаких шансов на выживание.
1902 год считается годом основания Гороховецкого судостроительного завода, прославившегося своими смелыми проектами. Самой известной его работой стала построенная в 1907 году нефтеналивная баржа-рекордсменка «Марфа Посадница», поразившая современников своими размерами и грузоподъёмностью. Баржа строилась по заказу и замыслу Д. В. Сироткина — крупного представителя судоходного дела всего Поволжья, однако в основе её конструкции лежала форма старинной волжской расшивы. На барже было предусмотрено наличие парового котла и возможность проведения автономной загрузки и опорожнения 48-ми глухих непроницаемых отсеков. Для обслуживающего персонала было устроено просторное и светлое помещение с отдельными койками. К моменту своего рождения «Марфа Посадница» была самой большой на Волге из «железных судов». Через шесть лет на заводе Шорина было построено ещё одно судно-гигант — прекрасно оборудованная баржа-больница.
Высокий профессионализм гороховецких котельщиков сделал их востребованными в самых отдалённых уголках империи. Не обошлось без их участия в наведении мостов через Волгу, создании Черноморской флотилии, монтаже производства по крекингу нефти на Кавказе. Гороховецкие заклёпки скрепили перекрытия ГУМа, акведуки Киевского вокзала, поддерживали стройный стан Шуховской башни.
На рубеже XIX-XX веков Гороховец стал ещё и одним из приятных мест летнего отдыха, в том числе и для москвичей. Гороховчане увлеклись привезёнными ими модными тенденциями и украсили свой город прелестными образчиками деревянного модерна, о которых мы уже рассказали. Художник Илья Грабарь, побывавший в Гороховце в 1919 г., писал: «Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII в. — ну просто как в «Спящей красавице», — до такой степени, что мы не видели даже новых домов. <...> Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... Другого такого «Китежа» я не знаю».
В советскую пору Гороховец, сонно замкнувшись на своём славном прошлом, разделил судьбу сотен других российских провинциальных городков. Мало что изменилось и к сегодняшнему дню, разве что знаменитый судостроительный завод прекратил свое существование.
Отшумевшие века так и не смогли или не захотели потревожить душу маленького городка, приютившегося на высоком правом берегу Клязьмы. Сохранившаяся древняя планировка оставила старинным улицам и площадям их исконное назначение, а прекрасные церкви и монастыри своими мощными белоснежными телами всё так же преданно поддерживают шапки устремлённых к небу куполов. Ширь пейзажных красот в любое время года гармонично соединяется с красотами архитектурными, и хотя бы на время созерцания этого священного союза представления об истинном и ложном проясняются абсолютно.
Елизавета Газарова
Древний Гороховец: городок деревянного модерна
Древний Гороховец: городок деревянного модерна