Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Древние монастыри — ветераны русской боевой славы

        Древние монастыри — ветераны русской боевой славы

        Древние монастыри — ветераны русской боевой славы

        Христианские монашеские обители издревле появлялись для того, чтобы живущие в них иноки вели непрестанную «брань духовную». Изначально никто и не помышлял о том, что обители вынуждены будут становиться также участниками земных сражений, а монахи — солдатами на кровавых войнах. Но так произошло. Особенно в Древней Руси, где мирных лет за столетия накопилось меньше, чем военных.

        Идея монастыря-крепости появилась не сразу. По-видимому, до начала XVI века святые обители не рассматривались на Руси как возможные оборонительные пункты. Конечно, стены вокруг монастырей строились — деревянные или каменные, но назначение их — духовно-символическое. Монах живёт в другом мире, принадлежа наполовину иной, небесной реальности, и защита его — в молитве, а не в материальных стенах, которые лишь намечают границу между мирским и сокровенным. Стены, делающие русский монастырь похожим на целый город — с возвышающимися над ними надвратными церквями, куполами, колокольней, другими строениями, — выражают также идею Небесного града, Вечного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова. На оборону от реального врага обители не были рассчитаны. При появлении неприятельского войска насельники их чаще всего укрывались в ближайшем городе, где нередко располагали своим «осадным двором». Но даже встречая неприятеля за каменными стенами обителей, монахи не могли вести долгую оборону: боевые качества монастырских укреплений изначально были невысоки.

        Дело меняется приблизительно с XVI в. Московские правители, наторевшие в частых войнах, вынужденные вести оборону государства от врага с востока, юга и запада, начинают присматриваться к крупным монастырям. В этом был резон — ведь накопленное монастырями за долгие годы добро (богатейшие вклады князей, бояр, купечества) привлекало захватчиков, и святые обители притягивали их к себе, как магнитом.

        С этого времени важнейшие монастыри один за другим обзаводятся на государственный счет прочными каменными стенами с боевыми галереями для ведения огня, с бойницами в два-три яруса, сторожевыми башнями, складами оружия и боеприпасов, а иногда и постоянным гарнизоном. Так произошло, например, в Соловецком, Псково-Печерском, Пафнутьево-Боровском, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, крупных столичных монастырях, в Троице-Сергиевой лавре. Многие из обителей, которые попали в «реестр» крепостей и вошли в общую систему обороны страны, в начале XVII столетия, в годы Смуты, подверглись вражеским штурмам, некоторые выдержали многомесячные осады. Иным из них досталось уже в конце XVI в. Эти монастыри — заслуженные ветераны, перед ними нельзя не склонить голову, вспоминая далекое прошлое...

        Монастыри стольного града Руси самим своим расположением вынуждены были играть роль оборонительных укреплений на подступах к центру Москвы. Да и строили их подчас, выбирая наиболее выгодные в стратегическом отношении места, имея в виду, в том числе, постоянную опасность вражеских нашествий, угрожавших сердцу страны. В результате к XVII в. Московский Кремль и прилегавшие к нему стены Белого и Китай-города оказались «взяты» в плотное кольцо святыми обителями. В мирные годы в них размеренно текла нешумная монашеская жизнь, а когда наступало лихолетье, братия вместе с отряженными на подмогу воинами бралась за оружие, с боевых галерей начинали бить пушки, а стены монастырей испытывали жесткий напор неприятеля — и либо выстаивали, либо разрушались, не выдерживая.

        Это была хорошо продуманная система дополнительных укреплений, прикрывавших основные направления, по которым враг приближался к Москве. Самые опасные — южное, юго-западное и юго-восточное. Здесь несли свою «вахту» и самые известные, прославленные московские обители: Данилов, Симонов, Спасо-Андроников, Новоспасский, Новодевичий, Донской монастыри. У всех них разное обличье, разные судьбы, но они одинаково разделяли со всей Москвой ее беды, переживали нападения, грабежи иноплеменников и иноверцев, вносили свою лепту в избавление от врага.

        Старейший из них — Данилов, основанный московским князем Даниилом, сыном Александра Невского, в конце XIII века. Уже в следующем столетии монастырь запустел, но возродился заново при Иване Грозном. Тогда же в обители было начато строительство каменных укреплений. Они не дошли до нас, в Смутное время здесь шли бои: в 1606 г. у стен монастыря произошло сражение прославленного царского воеводы Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с мятежными отрядами Ивана Болотникова. Чуть позже обитель буквально расстреляли из пушек польско-литовские интервенты. Разрушенным монастырь стоял недолго — после Смуты его восстановили, обнесли новыми кирпичными стенами с семью башнями. Из них доныне не сохранилась только одна. Сейчас Данилов монастырь — резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

        С Даниловым исторически связан Новоспасский монастырь, у них, как у двух побегов одного растения, общий корень. Обитель во имя Спаса, основанная князем Даниилом, по воле Ивана Калиты, была в 1330 г. перенесена на Боровицкий холм в Кремле. Ныне от ее построек осталась на том месте лишь церковь Спаса на Бору. Сам же монастырь еще раз справил «новоселье» во второй половине XV в. при Иване III — в нескольких километрах к юго-востоку Кремля, на левом берегу Москвы-реки, где стоит и поныне. Почти до середины XVII в. укрепления обители были деревянные, что совсем не помешало ей исполнять обязанности сторожевой крепости — на эту «роль» ее назначил Иван Грозный.

        В 1591 г. к Москве подошел со своей ратью крымский хан Казы-Гирей. 4 июля со стен Новоспасского, Данилова и Симонова монастырей заговорили пушки. Однако, по преданию, не это заставило повернуть хана вспять и бежать от города, бросив награбленное добро, а промыслительное вмешательство свыше. В начале XVII столетия обитель разоряли войска самозванцев-лжедмитриев и шайки русских изменников-«воров». Крепко тогда досталось обители. Но деревянные укрепления быстро срубили заново, и они еще несколько раз, до 1630-х годов, становились препятствием на пути воинственных поляков. А в 1640-1642 годах царь Михаил Федорович повелел заменить их каменными. Каменщики на строительство прибыли из знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, северной твердыни. Крепость — неправильный пятиугольник с четырьмя круглыми и одной квадратной башнями — действительно выстроили по всем правилам фортификации того времени. Однако... все это уже не пригодилось и осталось лишь напоминанием о мрачных и славных страницах русской истории.

        Самым «воинственным» из московских монастырей был Симонов, основанный племянником преподобного Сергия Радонежского Феодором в 1370 г. Боевое крещение он получил уже в 1382 г. при нашествии на Москву хана Тохтамыша. В XVI в. обитель облачается в каменное одеяние — в Смутное время его немного попортят интервенты, но вскоре русские мастера перелицуют наново. Стены станут более мощными, толщиной до 2,5 м, получат дополнение в виде навесных бойниц (машикулей) и прямоугольных зубцов. Пять внушительных, массивных башен выступали за линию стен, чтобы удобнее было вести огонь по противнику. Представление о них дает единственная из сохранившихся башен XVI в. — построенная знаменитым зодчим-фортификатором Федором Конем и носящая название Дуло (две других, дошедших до нас башни — Кузнечная и Солевая — возведены позже, в XVII в.). Ее многочисленные бойницы расположены в три яруса, машикули из белого камня грозно нависают над предполагаемым врагом. К сожалению, монастырь-ветеран не выдержал натиска богоборцев в ХХ в. Большая часть его укреплений и пять храмов из шести были варварски взорваны в 1930 г. Ныне в Симонове идут восстановительные работы.

        Женский монастырь-крепость — явление уникальное. Но инокини Новодевичьей обители, разумеется, не вели боевых действий — вместо них военные обязанности несли солдаты монастырского гарнизона. Обитель была основана Василием III в 1524 г. в честь возвращения Руси Смоленска и выстроена на важном юго-западном направлении, в излучине Москвы-реки. Здесь в 1598 г. был наречен на царство Борис Годунов, на его пожертвования чуть позже вокруг обители возвели белокаменные крепостные стены и башни. В те времена монастырь выглядел суровее, чем сейчас. Не было живописных ажурных наверший-корон у башен, на стенах отсутствовали изящные зубцы «ласточкин хвост». Барочный декор обители подарила царевна Софья в конце XVII в. — вместе с тремя нарядными церквями, трапезной и высокой колокольней. (Несколько лет спустя Софья попадет сюда уже в качестве ссыльной.) В начале же столетия думали лишь о том, как надежнее укрепить обитель: в стенах соорудили три уровня боя, 12 боевых башен держали под прицелом все пространство окрест. Монахинь от стрельцов отделял деревянный забор, ограждавший караульни в четырех углах крепости, — солдатам был ход только на стены и в башни. Но атаковать монастырь противнику почти не пришлось. Занимая Москву, неприятель входил и в обитель. В Смуту здесь хозяйничали поляки, два века спустя, в 1812 г., по монастырским помещениям проехал на коне Наполеон. Покидая столицу, французы заминировали некоторые здания монастыря. К счастью, сестрам удалось вовремя потушить фитили...

        Мало кто знает, что удивительно нарядный, изящно-декоративный подмосковный Иосифо-Волоколамский монастырь в Смутное время выдержал 15-месячную осаду противника. Одновременно, с осени 1608-го до начала 1610 года, и ровно столько же польско-литовские отряды осаждали Троице-Сергиеву лавру. Только Дом преподобного Сергия выдержал столь длительное и страшное испытание, а обитель святого Иосифа Волоцкого не сумела выстоять до конца. Силы ее защитников оказались на исходе, их измучил голод, и они открыли ворота крепости. Поляки и «воры» Лжедмитрия II обосновались в монастыре, разграбили храмы, ризницы.

        За время осады и штурмов укрепления Иосифова монастыря пришли в негодность, и до их восстановления дело дошло лишь в середине XVII столетия. Задача была поручена подмастерью Ивану Неверову. Осмотрев обитель, он составил отчёт, ярко говорящий о том, насколько ожесточёнными были бои за крепость: «Городу (стенам. — Прим. автора) и башням впредь стоять будет неможно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось». Началась полная перестройка укреплений, однако автором нового монастырского комплекса стал другой человек — Трофим Игнатьев, приступивший к работе в 1670 г. Он-то и создал весь этот великолепный монастырский ансамбль, которым мы любуемся ныне.

        В середине — второй половине XVII в., оправившись от польско-литовских нашествий, российское государство почувствовало уверенность в своих силах. Обители, строясь и отстраиваясь после разорений Смутного времени, теперь зачастую лишь по виду напоминали грозные крепости — на деле это была уже дань традиции.

        Наталья Иртенина

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"