III Всероссийский форум Всемирного русского народного собора в Новосибирске
«Русский язык – основа национально безопасности и суверенитета России»
Е.А. Цыбизов,
член Бюро Президиума ВРНС, сопредседатель Новосибирского отделения ВРНС
Доклад: «Итоги работы III Всероссийского форума ВРНС»
23 мая 2025 г.
Русский язык без всякого сомнения является главной основой российской государственности, безопасности и суверенитета страны.
Почему так поставлен вопрос? Потому что русский язык – важнейшая ценность для нашего народа.
Это не только горизонтальная коммуникация, объединяющая народ в настоящем, но и вертикаль, связывающая все поколения русских людей от давно минувших до будущих.
Значение любого языка настолько велико, что можно смело говорить о том, что народ жив, пока сохраняется его язык. Связывая поколения, язык сохраняет саму историю народа. Весь ход мировой истории свидетельствует о том, что для того, чтобы уничтожить народ – сначала надо уничтожить его язык. Ярким примером тому служит Украина, где всё началось с уничтожения русского языка.
Именно поэтому в условиях информационной, культурной и психологической войны против России, защита русского языка и национальной культуры является жизненно важной и исключительно необходимой мерой безопасности для нашего государства и общества.
О необходимости защиты русского языка говорится во многих государственных документах, в первую очередь в Конституции России, Федеральном Законе: «О государственном языке РФ», Указе Президента РФ №809 и других документах.
Еще одним важным основанием для защиты русского языка является то, что он представляет собой язык передачи глубоких духовных истин, лежащих в основе православной культуры. Потому совсем не случайно Президент России В.В. Путин сказал, что русский язык «это естественный духовный каркас нашей многонациональной страны».
Сегодня мы отчетливо видим, как нецензурная лексика буквально заполонила общественное пространство, в том числе и социальные сети. Уровень её употребления достиг такого масштаба, что её можно услышать и от детей.
Главная опасность для общества на сегодня состоит в том, что нецензурная речь становится нормой – языком, на котором не задумываясь говорит молодежь.
Данные проводимого в рамках форума соцопроса показали, что почти 60% школьников относятся к матерной брани нейтрально, они не распознают её как брань и не ощущают в ней никакого вреда. Поэтому одной из важных задач по преодолению нецензурной брани в обществе с целью правового регулирования является установление чётких понятий: что относится к ненормативной лексике, что к нецензурной, чем отличается нецензурная речь от нецензурной брани и т.д.
Из всего этого следует, что забота о сохранении чистоты русского языка, – это большая задача и ответственность для всех нас, а именно для Церкви, государства и общества.
Касаясь самой природы нецензурной брани, стоит отметить сложность и долгую историю существования этого социального явления. Потому для его преодоления требуется совместный комплексный подход, со стороны упомянутых Церкви, государства и общества.
Часто приходится слышать, что мат одними запретами победить нельзя – и это действительно так. Одними запретами невозможно, поскольку тогда вся ответственность ложится на государство, а оно не всесильно. Кроме того, государство не может вторгаться в личное пространство граждан, но при этом государство обязано ограничить употребление нецензурной лексики в общественном пространстве, четко обозначив границы дозволенного через соответствующие законы.
2400 лет назад Аристотель, сказал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». Стоит задуматься над его словами, поскольку уже тогда думающие и образованные люди хорошо понимали последствия распространения сквернословия, его прямой вред и опасность для государства.
Рассматривая отношении Церкви к этому вопросу можно отметить, что как у Русской Православной Церкви, так и у других конфессий давно сформировалось чёткое отношение к мату как к богохульству, порождаемому либо откровенным безбожием, либо абсолютным невежеством, что весьма характерно для нашего времени.
«Злоречивые Царствия Божьего не унаследуют», – сказал апостол Павел в начале I века – 2000 лет назад. И ему трудно отказать в духовном понимании истинной природы этого явления, в отличие от современных крикунов, вещающих с концертных площадок, что мат – это естественное явление, и в нём нет ничего предосудительного, он был и всегда будет.
Для таких деятелей стоит напомнить слова академика Дмитрия Лихачева: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает среду, в которой само бесстыдство уже привычное дело». Думается, что Дмитрий Сергеевич – выдающийся филолог, культуролог и образованнейший человек нашего времени, в том числе переживший соловецкую ссылку, хорошо знал цену своим словам.
С точки зрения Церкви мат – это однозначно грех, и как порок он действительно неискореним, как и множество других пороков. Но ему обязательно надо противостоять, иначе этот порок будет возрастать и распространится на всё общество, обрекая его на неминуемый развал и гибель.
Тайна порока мата состоит в том, что он проявляет себя как таран, открывающий двери для проникновения в общество, как и в душу отдельного человека других инфернальных явлений, и потому, в совокупности с другими пороками, способен разрушить любую государственность, как и личность отдельно взятого человека – вспомним слова Аристотеля. Также будет уместным привести слова, характеризующие связь матерной брани и революции, сказанные протоиереем Сергием Булгаковым: «Большевизм родился из матерной ругани, в сущности, он и есть поругание всяческого материнства: и в церковном, и в историческом отношении». Именно поэтому по своей сути мат – это скрытая дорога в ад.
Отметим еще один важный фактор. Проведенные как в нашей стране, так и за рубежом исследования показали, что матерная брань способна активно влиять на живые клетки организма, т.е. на здоровье людей, вызывая различные заболевания. Все это прямо свидетельствует, как о духовном, так и о физическом вреде мата. Кроме того, матерная брань порождает страх и агрессию в людях: «развивает склонность к совершению дурных поступков». Поэтому любое потворство распространения мата в обществе, недопустимо.
Нравственная и духовная обязанность Церкви всегда состояла и состоит в том, чтобы предупредить общество и государство о какой-либо возникшей духовной опасности. Потому основанием для проведения форума за чистоту русского языка в первую очередь стал Наказ Святейшего Патриарха Кирилла Всемирному Русскому Народному Собору.
В начале этого года, обращаясь к депутатам Государственной Думы на ежегодной парламентской встрече Патриарх Кирилл сказал: «Матерная брань наносит духовный вред не только тому, кто ее произносит, но и тому, чьего уха она касается. Как такое отвратительное явление может быть нормой?» При этом Патриарх призвал депутатов: «поставить заслон матерной брани».
В соответствии с этим одной из важнейших задач нашего форума стала подготовка Проекта ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», касающихся использования нецензурной брани. Эта задача на сегодня выполнена. Проект федерального закона разработан и направлен в Межфракционную депутатскую группу по защите христианских ценностей, возглавляемую Петром Олеговичем Толстым.
В качестве приложения к Проекту закона после окончательной обработки данных мы представим результаты социологического опроса, проведенного на большей части территории нашей страны – от Владивостока до Крыма и Калининграда, в котором граждане недвусмысленно выразили свое мнение по поводу важности принятия закона, ограничивающего использование нецензурной брани.
По данным соцопроса, проведенного среди родителей, введение штрафа за использование нецензурной брани в общественных местах поддержало более 70 % опрошенных.
Таким образом мы подошли к разговору о самом главном участнике обсуждаемой проблемы – российскому обществу. Именно от формирования деятельного отношения общества к нецензурной брани будет зависеть –удастся ли его преодолеть, а потому – оздоровить и очистить.
Чтобы избавиться от засилья этого порочного явления с целью его маргинализации, общество должно выразить общественное порицание этому деструктивному явлению – мат, в том числе опираясь на ожидаемый адекватный федеральный закон, который в будущем примет Госдума, на духовно-нравственную точку зрения со стороны традиционных религиозных конфессий и на непредвзятый взгляд науки.
Важным является то, что для преодоления нецензурной брани необходим широкий диалог внутри самого общества, необходима большая просветительская работа в школах, вузах и любых других общественных пространствах. О чем точно сказал Корней Чуковский: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».
Уникальностью проведенного форума стала разработанная форма работы с молодежью, педагогами и родительским сообществом в виде диалоговых площадок, особенностью которых является безназидательное, свободное обсуждение вопросов о причинах нецензурной брани и способах её преодоления.
Сама форма проведения такого диалога с молодежью, к которому она проявила искрений интерес, может стать одним из эффективных средств преодоления порока, если эту работу проводить системно и по всей стране, например, в рамках школьного урока «Разговор о важном».
Кроме проблем матерной брани на диалоговых площадках также затрагивались вопросы об избыточности английских слов в русском языке и уместности их применения. В связи с чем можно вспомнить слова Ивана Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
В заключение доклада приведу цифры характеризующие масштаб проведенного форума.
Абсолютной уникальностью форума является то, что его работа шла на протяжении всех 45 дней с момента старта 7 апреля 2025 года, состоявшегося в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
По информации, представленной министерством образования НСО, мероприятия форума в виде диалоговых площадок, классных часов, круглых столов и кинолекций прошли на территории всех 35 районов Новосибирской области. Так, проведено более 634 мероприятий в рамках школ с общим охватом более 108 тысяч человек, не считая участия школьников в анонимных соцопросах.
По линии профессиональных образовательных организаций в рамках форума работали диалоговые площадки и проведены занятия в форме «Разговор о важном», а также дебаты среди студентов 1-2 курса. Всего по этому направлению проведено 145 мероприятий с общим охватом 14 574 человек.
По линии высших учебных заведений в рамках форума работе диалоговых площадок приняли участие более 300 студентов новосибирских вузов, включая центры молодежных инициатив. Кроме этого была проведена серия открытых дискуссий под названием «ПРО-дебаты».
По информации, представленной министерством культуры НСО, в диалоговых площадках, которые прошли на территории областных и городских библиотек, приняли участие 870 человек, а на территории образовательных организаций министерства – свыше 700 человек.
В мероприятии по теме форума, проведенном на площадке Областного родительского собрания, приняли участие 485 человек.
За 10 дней работы Поезда памяти «За духовное возрождение России», отправленного в честь 80-летия Великой Победы по Новосибирской области, в 10 районах было проведено 20 мероприятий по теме форума с участием около 2000 человек.
Добавлю, что в рамках форума дополнительно были проведены круглые столы с научной общественностью, родителями, педагогами, профильными специалистами по социальным сетям, представителями бизнеса и другими заинтересованными лицами. Одна из показательных встреч с обсуждением темы форума состоялась ГУФСИН, в ней приняли участие около 70 офицеров внутренней службы.
Приведенные цифры являются хорошим примером взаимодействия органов исполнительной власти Новосибирской области, Церкви и общества в лице ВРНС, выступающего за важность сохранения русского языка, выраженную в том числе и словами Алексея Толстого: «Язык – это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
В целом в Новосибирской области в рамках форума ВРНС за 45 дней прошло около 1000 мероприятий, в которых приняли участие более 127 тыс. человек. Стоит подчеркнуть, что эти цифры относятся только к Новосибирской области. Данные по другим регионам страны ещё предстоит собрать.
Следующий показатель: в социальном опросе, проходящем на территории России, по данным на утро 23 мая 2025 года, приняли участие более 63 184 человек. Особенную активность в соцопросе проявила республика Крым.
Таким образом III Всероссийский форум, проведенный в г. Новосибирске, собрал более 190 тысяч участников и стал самым масштабным форумом на тему защиты русского языка среди тех, которые когда-либо проводились в России. Стоит подчеркнуть, что на этом форум не заканчивает свою работу, она будет продолжена осенью, когда будут собраны все материалы, проанализированы результаты соцопроса и в ходе обсуждений обобщены выводы. Все наработанные нами способы преодоления этого тяжелого социального явления будут оформлены в методические рекомендации и представлены для учреждений образования и родительского сообщества. Также будет подготовлена резолюция форума.
Завершая свой доклад, хочу сделать следующий вывод: несмотря на всю тяжесть порока матерной брани, его можно загнать в маргинальный подвал – туда, где ему и место. Но для этого необходимо усилие трех сторон: государства, Церкви и общества. При этом отправной точкой должен стать федеральный закон, на который сможет опереться общество, а также необходима разработка и реализация государственной программы, которая должна стать составной частью более широкой программы по возрождению традиционных ценностей.
Если государственная власть в полной мере осознает важность преодоления этого опасного социального явления и примет соответствующие предупредительные и законодательные меры для включения в этот процесс общества, то все вместе мы, несомненно, одолеем проблему осквернения русского языка!