СМИ продолжают обсуждать «Декларацию русской идентичности», принятую 11 ноября с. г. XVIII Всемирным Русским Народным Собором.
Дискуссию по проблеме русской идентичности открыл статьёй «Я — русский» («МК», 14.11.2014 г.) влиятельный в недалёком прошлом политтехнолог С. Белковский, назвав её «важнейшим гуманитарно-стратегическим вопросом нашей эпохи». Более того, он, воспитанный в польско-еврейской семье, относит себя к стопроцентному русскому «по всем критериям русской идентичности». Напомним эти критерии по тексту «Декларации»: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке, признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
В публичной дискуссии о критериях «русскости» все авторы публикаций поддерживают известную ещё до проведения Собора формулу, что «русский — тот, кто говорит по-русски, думает по-русски и считает себя русским», а также сходятся во мнении о безусловном праве русских, как государствообразующей нации в России, на свою этническую идентичность.
Вместе с тем, не всех их устраивает тезис о православном христианстве как основе национальной духовной культуры. Так, президент Института Ближнего Востока Е. Сатановский полагает, что «назойливое пропихивание православия в качестве непременного критерия русского народа... не соответствует исторической реальности» («Expert Online», 20.11.2014 г.) и что православие играло важную роль с цивилизационной точки зрения лишь до определённого исторического порога, а затем «практически сошло на нет» (журнал «Эксперт», 24.11.2014 г.).
С такой оценкой согласен в целом и председатель партии «Великая Россия» А. Савельев. Признавая, что «русскому человеку православие близко как традиция предков», он вместе с тем придерживается мнения, что «понятия «русский» и «православный» действительно были тождественны ещё в XIX-м веке, но сегодня, в XXI-м веке, тождество это утратилось» (Декларация русской идентичности «составлена небрежно», КМ.ру., 25.11. 2014 г.). «Русская тема» была в центре дискуссий и на III Ставропольском форуме ВРНС «Глобальные вызовы — русский ответ», который состоялся 26 ноября с. г. В её обсуждении приняли участие митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, полномочный представитель президента РФ в СКФО Сергей Меликов, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, депутаты Государственной Думы, авторитетные представители общественных организаций, в том числе мусульманских, известные отечественные и иностранные журналисты.
Открывая пленарное заседание, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл напомнил: «В Соборном слове прошедшего две недели назад Всемирного Русского Народного Собора было подчеркнуто, что причину угроз и рисков, возникающих сегодня в культурной, гуманитарной и политической сферах, следует искать не только в активности зарубежных центров и фондов, но и в ослаблении русского самосознания, русской идентичности».
Очевидно, что «Декларация русской идентичности» дала удачное в целом определение «русскости», хотя, возможно, и не в окончательном виде. В ней нет, например, ссылки на то, что русский человек считает своей Родиной Россию. Но, по моему мнению, отрицание православного христианства как основы национальной духовной культуры означает лишь, что материалистам по-прежнему недоступно метафизическое понимание духа православия, незримо присутствующего в русском народе из глубины веков до наших дней и не искоренённого даже «заветами Ильича».
Критика как «справа», так и «слева» предложенной Собором формулы русской идентичности ни в коей мере не умаляет смысловой значимости «Декларации». При этом просто необходимо помнить об акцентах, которые были расставлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в его вступительном Слове, обращённом к XVIII ВРНС. Он, в частности, подчеркнул, что православная вера — духовный первоисточник базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры — «важнейшего залога сохранения единства нашей страны и нашего народа». Он обратил также внимание участников Собора на опасность «крайне низкой оценки религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, и исторического пути, пройденного православной Русью».
Выступая 15 ноября с. г. в программе «Комментарии недели» телеканала «Союз», Заместитель Главы ВРНС протоиерей Всеволод Чаплин обратил особое внимание на тот факт, что «Россию сформировало православие, как Италию — католичество, как Иран — ислам, как Соединенные Штаты Америки — протестантизм. Для непредвзятого человека, даже очень далекого от глубокого понимания русского народа, это очевидно. Против, наверное, будут только те, кто хотел бы перекодировать наш народ, лишить православие его места в жизни страны, сделать так, чтобы оно перестало быть основой национальной духовной культуры. Не будем стыдиться отвечать критикам, говоря ту правду, которую показывает вся наша история. Православие — это действительно основа нашего исторического пути, нашего мироощущения. Мы так живем. И имеем на это полное право».
Мы не должны забывать уроков истории, которые убедительно свидетельствуют, что Россия может быть крепким государством только через своё внутреннее единство. Нигде в мире, кроме России, разные нации в одном государстве не имеют право объединяться по этническим признакам и создавать национально-территориальные государственные объединения. Россия была и должна оставаться унитарным государством с единой государственной системой, единым гражданством, единой системой образования, едиными вооружёнными силами, единой границей, единой транспортной и другими жизненно важными для страны системами.
Суверенизация наций в России — это последствия политики большевиков-интернационалистов по вовлечению малых этносов в борьбу с «великодержавным русским шовинизмом». Великий русский философ И. А. Ильин называл такой «социалистический федерализм» антинациональным и противогосударственным, «единством без Родины». Нелепой выглядит сегодня Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, 5-я статья которой провозглашает верховенство российских законов над союзными.
XVIII ВРНС авторитетно заявил о необходимости «разработки государственной программы, посвящённой этнокультурному развитию русских». Такой задачи, как известно, не ставит «Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года». И это не случайно. Не случайно и то, что годы т. н. «перестройки» ознаменовались беспрецедентным разгулом русофобии, что любые попытки определить статус русских в России наталкивались на ожесточённое сопротивление всей «пятой колоны» и что вплоть до созыва XVIII ВРНС замалчивались программные положения статьи В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» от 23.01.2012 года, в которой он подверг критическому анализу западные проекты мультикультурализма и «плавильного котла».
В этом документе президент РФ заявил, что считает русский народ и русскую культуру стержнем уникальной цивилизации, который «надо укреплять, а не разрушать, если мы хотим сохранить Россию как государство». По его словам, историческая Россия — не этническое государство, как в Европе, и не американский «плавильный котёл», где все, так или иначе, — мигранты. Процесс создания национальных государств на территории РФ, запущенный в начале 90-х годов, поставил наше государство на грань, а в отдельных случаях — и за грань гражданской войны.
Гибельными являются также попытки и идеи построения русского национального моноэтнического государства. Миссия русского народа как государствообразующего в России, которая возникла и веками развивалась как многонациональное государство, состоит в том, чтобы скреплять его в единое целое при сохранении русской культурной доминанты и принципа «единства в многообразии». Настало время ещё раз напомнить об основных идеях этого документа. И с этой задачей Собор успешно справился. Во всяком случае, никто из оппонентов «Декларации русской идентичности» не ставит этот факт ни под малейшее сомнение.
Н. Б. Жукова, Член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук
Для русских Россия — Родина
Для русских Россия — Родина