С известным и талантливым дизайнерским дуэтом — Анной и Алексеем Бородулиными, работающими в области высокой моды и опирающимися на высокую русскую культуру, беседует арт-критик Капитолина Кокшенева.
— Бренд «Borodulin`s» привлек меня как арт-критика прежде всего тем, что все ваши коллекции имеют историко-культурные смыслы. «Дионисий», «Ольга», «Царские дочки», «Мона Лиза», «Солярис», «Город ангелов», «Цветы Парижа». Особенно я бы выделила первые три. Как возникла идея строить моду, опираясь на большие смыслы времени, как, например, в коллекции «Ольга»? Кто из вас первый сказал: «эврика!» и начал русскую старину, ее дух, ее стиль, ее характер воплощать в современных моделях?
Алексей Бородулин: Если говорить о коллекциях, концептуально и глубоко связанных с русской темой, то желание работать в этом ключе пришло от сердца, очень естественным образом. Кроме того, мы понимали, что это определенный риск, ведь это сложная многогранная тема, которая незаслуженно была забыта, а если и вспоминалась в моде, то зачастую с сарказмом и стебом. Мы сделали ее по-своему и не планируем завершать работу над русской темой в моде, но возможно будем экспериментировать с формой подачи и концептуального наполнения этого интереснейшего для нас материала.
Анна Бородулина: Да, создание коллекций процесс творческий и не только у зрителей, но и у нас самих, через некоторое время неоднозначное отношение к собственным же коллекциям. Есть более любимые, а есть менее, хотя в процессе создания, мы каждый раз отдавались работе полностью.
— Мне представляется, что особенное лицо вашего дизайнерского дуэта определяет смелое обращение к русской традиции, понимаемой не как реставрация старины и не как «русское на вынос» из матрешки да кокошника, а русское как стиль, в котором могут уживаться самые различные культурные элементы традиции: от кроя до символов. Как вы создавали коллекцию «Царские дочки»?
Алексей Бородулин: Действительно, мы относимся к русской теме иначе, чем примеры, которые Вы сейчас озвучили, хотя есть и более приятные из тех, что нам удалось увидеть.
Анна Бородулина: Мы несколько лет думали об этой коллекции... но не сразу поняли, как и в каком именно стиле и смысле ее подать. Мы не видим смысла в том, чтобы копировать и тиражировать музейные образцы из архивов. Для того, чтобы идеи получили новый смысл и развитие, мы должны были привнести новый взгляд и контекст в современном ключе, но не поверхностно. Визуальный ряд коллекции, окончательно четко возник у нас в головах, после посещения летней резиденции царских семей, в том числе семьи Николая Второго в Крыму, в Ливадии. В этой особенной атмосфере, среди прекрасной природы, архивов, интерьеров, дневников, рисунков, подлинных предметов и фотографий, мы многое поняли и дополнительно осознали для себя, что очень пригодилось нам для создания новой коллекции.
— Коллекция «Царские дочки» держит стиль русско-имперской величавости и человеческой кротости, простоты. Бело-черные цвета одежды, а особенно бело-красные — как контрасты их трагических судеб. Я понимаю, что вы не добивались трагедийного восприятия, но, в коллекции есть эмоциональная серьезность. Праздничность или памятность вам предпочтительнее?
Алексей Бородулин: Для нас было важно все. С одной стороны показать скромность и духовную высоту Царской семьи и высокое достоинство Империи, с другой стороны мы понимали, что совсем обойти тему Великой страны и Веры, которую мы надолго потеряли, тоже невозможно. Мы не ставили себе задачу создать безжизненный памятник, мы показали эту тему в живом развитии, в балансе и без лживого пафоса. Мы очень хотели напомнить людям незаслуженно забытые страницы нашей истории и сделать это иначе и правдивее, чем та «правда», которую в свое время доносили до новых поколений большевики, вытравливая из памяти всю настоящую правду предыдущей истории России.
Анна Бородулина: В этой истории были свои прекрасные и свои трагичные страницы, которые мы хотели преподнести осторожно и в балансе исторической правды, но по-своему, через собственные ощущения всего нами понятого и осознанного.
— Делится ли ваша творческая деятельность на «женскую» и «мужскую» часть в выборе, например, цвета или темы коллекции? Возникали ли интересные решения и находки, связанные с тем, что вы работаете в паре?
Алексей Бородулин: Мы уже давно занимаемся созданием коллекций и не делим сою работу... ведь многое взаимосвязано. Мода, давно перестала для нас быть набором навязанных со стороны трендов и просто одеждой. Поэтому, создавая каждую новую коллекцию мы размышляем изучаем и работаем над множеством взаимосвязанных вопросов. Это важно, поскольку коллекция должна быть цельной и наполненной смыслом.
Анна Бородулина: Да, важно все — от самой коллекции, ее названия и концепции, до релизов и музыкального сопровождения. Мы всегда ищем подходы и итоговый результат, не вступающий в противоречие с нами и нашими взглядами, вместе с тем новый и несущий в окружающий нас мир определенный, зашифрованный в одежде, и в то же время ясно считываемый и понятный смысл. Создавать, то, к чему мы стремимся в одиночку почти невозможно. Мы счастливы, что есть такая возможность — работать вдвоем, еще, конечно, с нашей командой.
— Каков образ женщины — такова и культура. Этот тезис не трудно сочетать с конкретными примерами. Увы, современная культура женщину раздела, и использует ее все чаще как приманку для рекламных обольщений. Вы одеваете женщину. В ваших коллекциях доминирует платье в пол, женственный силуэт, образ дополняют платки на голове. Ваш образ женщины — целомудрен и не агрессивен. Как родилась такая ваша позиция?
Алексей Бородулин: Данный стилевой и смысловой концепт интуитивен, но осмысленен. Мы много путешествовали и всегда с интересом наблюдали, как одеваются и ведут себя паломники. Разумеется, в этом случае одежда не главное, тем не менее, мы считаем, что и во внешнем образе верующих людей тоже должны произойти позитивные изменения и не видим в этом никаких противоречий.
Анна Бородулина: Да, мировая мода, долгое время, навязывала бесстыдство и распущенность, называя это «свободой». После мировых экономических кризисов и мода, и люди и потребление, становится более осмысленным и выходит на новый духовный уровень. Это касается не всех, но так и должно быть.
— Я понимаю, глядя на ваши фотосессии, что вы, создавая новую коллекцию, делаете это с погружением: в историю, культуру времени. Едете в старинные города, идете в храмы. Мне показалось очень важным, что женщина, одетая в платье коллекции «Ольга» очень органично смотрится у стен храма, или под узорчатым сводом гульбища. Как создается образ? Важна деталь? Тип одежды? Цвет? Историческое чувство? И, наконец, что вы хотите сказать современникам?
Алексей Бородулин: Конечно, труд дизайнера бессмыслен, если нет человека готового носить его одежду. Естественно, когда мы создавали коллекцию, то думали и о ее практическом назначении. Поэтому, фотосессия является неотъемлемой частью испытаний коллекции в атмосфере и духовных, и реальных условиях, для которых она создавалась.
Анна Бородулина: Да, дизайнеров часто справедливо упрекают в том, что на подиуме показывают глупое, эгоистическое самовыражение, абсолютно неприменимое в реальной жизни. А недели моды, часто не менее справедливо называют пустой ярмаркой тщеславия, что, в общем и целом, также верно. Но ситуация постепенно меняется и мы тоже вносим свой посильный вклад в это глобальное позитивное изменение.
— Анна, вы сами на показах выходите в платьях своей коллекции. Мне показалось, что это не специальный пиар ход, или модное проектирование, но как раз указание на то, что ваша коллекция имеет очень личный, сопереживательный отпечаток. Вы не отстраняетесь от своих творений. Я бы сказала, в этом есть что-то очень теплое, доверительное. Я не ошибаюсь?
Анна Бородулина: Вы очень точно все сказали.. Конечно, когда сам дизайнер не носит собственные творения, которые создает для людей — это странно и вызывает много вполне уместных вопросов. Конечно в нашем творческом процессе и коллекциях много личного и очень искреннего из того, что мы предлагаем для людей.
— Алексей, должен ли дизайнер создавать идеал, идеальный образ? Или все же правильнее жестко ориентироваться на современные реалии?
Алексей Бородулин: Здесь каждому индивидуально для себя важно понять и определить, что такое современные реалии и что такое идеал. В этих понятиях у людей никогда не было единодушного четкого мнения, как в прошлом, так и в настоящем, я даже не говорю про материковые и национальные различия. Поэтому со временем, определившись для себя со сложными и одновременно простыми понятиями, они становятся понятными и доступными не только для нас и меняют окружающее пространство.
— Носят ли вашу одежду? Хотите ли вы, чтобы мода на русский стиль, представленный в коллекции «Ольга», была достаточно массовой?
Алексей Бородулин: Да, у нас есть свой круг клиентов, которые постоянно заказывают нашу одежду. Думаем, что любой дизайнер хочет этого. Мы работаем для людей и, конечно, хотим, чтобы нашу одежду носили, а дополнительный смысл наших коллекций дошел до сердца людей. Мы не отвергаем то, что предлагают другие бренды, мы лишь предлагаем дополнить их нашим продуктом и концепцией. Конечно, то, что мы делаем не для всех, но очень надеемся, что наша аудитория будет постоянно расширяться. Еще мы хотели бы ответить на часто задаваемый нам вопрос: почему мы не сделаем мужскую линию для нашего бренда основной? При том, что мы любим творческую составляющую в работе над своими коллекциями, мы вынуждены думать и о коммерции. В своих коллекциях мы давно могли бы представлять больше моделей для мужчин, но покупательская активность женщин и интерес к моде гораздо выше у женщин, мужчины же более консервативны. Конечно, нельзя говорить про всех, тем не менее, в общем и целом картина такова. Поэтому в наших коллекциях всегда будет больше женских моделей, и мы считаем это для себя на данный момент целесообразным и правильным.
Дизайнеры Анна и Алексей Бородулины — о русской теме в моде
Дизайнеры Анна и Алексей Бородулины — о русской теме в моде