В истории человечества есть такие тихие и внешне незаметные события, как будто бы даже специально потаенные, сокровенные от случайных глаз, которые на самом деле составляют основные вехи подлинной, Священной Истории. Достаточно напомнить, что такими Событиями были Рождество и Воскресение Христово: немногие современники тогда знали о том, что именно произошло в Вифлееме, а потом на Голгофе, и в школьных учебниках истории также ничего не сказано об этих Событиях, но зато очень много говорится об их глобальных последствиях. Точно также нескоро наступит тот день, когда в наших школах будут рассказывать о том таинственном событии, которое случилось 2 марта 1917 года в селе Коломенском после отречения последнего русского императора Николая II: о чудесном обретении Державной иконы Божией Матери в подвале храма Вознесения Христова, наглядно свидетельствующей о том, что после падения православной монархии сама Богородица взяла на себя небесную защиту исторической России, в предуготовлении ее полноценного грядущего возрождения.
Стоит заметить, что подобные чудесные истории всегда интересны очень многим ищущим людям и при должном православном просвещении сегодня об этом важнейшем, смыслообразующем историческом событии знали бы все граждане нашей страны. Но хотя со времен падения самой атеистической власти прошло уже почти 30 лет, об обретении Державной иконы и самом факте ее существования до сих пор знают только люди церковные, да и то далеко не все. До сих пор многочисленные посетители загадочного Коломенского в любую погоду готовы искать там любые оккультные артефакты неоязыческой мифологии, типа “священных” камней и “волшебных” источников, проходя мимо храма Казанской иконы Божией Матери, где уже много лет находится чудотворный образ Богородицы Державной - центральной русской иконы ХХ века.
Поэтому заслуживают большой благодарности все авторы нового документального фильма «Державная», вышедшего 15 марта 2009 года на телеканале «Спас». Конечно, не только на православных, но даже и на “светских” телеканалах об историческом и духовном значении Державной иконы рассказывают далеко не впервые. В основном, об этой иконе дежурно вспоминают в ее календарный праздник 15 марта, а православные патриоты и монархисты периодически говорят об этй иконе в связи с катастрофой 1917 года. Но большой подробный рассказ об этом событии Священной Истории, длиною почти в час на нашем телевидении, выходит фактически впервые, и дело не только и не столько в его формате, сколько в новом качестве, поскольку главная целевая аудитория фильма – это современная молодежь, зачастую готовая прислушаться к какой-то информации только в том случае, если она произнесена всеми узнаваемыми “звездами” или хотя бы столь же молодыми людьми. Весь текст фильма озвучивают знаменитые отечественные артисты Дмитрий Певцов, Мария Миронова, Андрей Мерзликин, Ольга Дроздова и юные выпускники Школы-Студи МХАТ Варвара Феофанова и Артем Дубра. Своими мыслями и знаниями о трагической истории начала ХХ века делятся известные священники и проповедники, среди которых такие имена, как протоиерей Владислав Цыпин и иеромонах Косьма (Афанасьев), а также наместник Донского монастыря, епископ Парамон (Голубка) и настоятель храма Казанской Божией Матери в Коломенском, епископ Гурий (Шалимов).
Устами Дмитрия Певцова в этом фильме высказывается очень точное историософское наблюдение: само обретение Державной иконы продолжает традицию чудесных явлений богородичных образов, призванных охранять Россию как исторический оплот православного христианства. Здесь можно вспомнить и явление Владимирского образа Богоматери Тамерлану, и появление Тихвинской иконы после падения Константинополя, и знамение Донской иконы полчищам крымских татар, и обретение Казанской иконы Богоматери во время Смуты, и Смоленской Одигитрии во времена Наполеоновского нашествия, и вот, наконец, самой иконы Державной Богоматери в день падения Российской империи.
Не случайно в предвестии восстановления Храма Христа Спасителя рядом с этим местом на Пречистенской набережной в 1995 году был построен первый в Москве деревянный храм Державной иконы и уже впоследствии этот образ появился во многих других храмах и монастырях, и теперь уже без него невозможно представить жизнь Русской Церкви в XXI веке. Явление Державной иконы было главным чудом ХХ века, поскольку оно знаменовало собой сохранение исторической России вопреки всем разрушительным последствиям коммунистической революции.
После того, как миллионы русских людей всех земель и сословий отреклись от самой веры в Бога и на территории России образовалось государство, открыто проповедующее безбожие, никаких шансов на дальнейшее выживание русского народа уже не было – не говоря уже о восстановлении самой Российской державы. Но по Промыслу Божию Россия все-таки должна была сохраниться и возродиться, ведь далеко не все русские люди приняли революционные идеи, и большевизм в России установился только через кровь и массовое сопротивление верного Богу и исторической России меньшинства – также всех русских земель и всех сословий. И поэтому сама Богородица приняла на себя символы царской власти и хранит Россию от полного уничтожения. О бессмысленности любых утопий, насаждаемых насильственным путем, говорит в этом фильме сам Патриарх Кирилл: “Мы сегодня прославляем явление Державной иконы Божией Матери, случившееся здесь, в Коломенском, ровно сто лет назад. В этот день произошло отречение вынужденное, принужденное, государя императора Николая Александровича от Российского престола. Не входя в обстоятельства этого трагического события, мы можем сказать только, что никакие усилия людей, направленные на построение счастливой, справедливой и обеспеченной жизни, не могут осуществиться, если они проходят через преступления и страдания многих”.
Кроме самого обретения Державной иконы в фильме рассказывается и о последующих катастрофических событиях революционной эпохи, жертвы которых демонстрировали беспримерный подвиг исповедничества и мученичества. Прежде всего, это последние дни и чудовищное убийство самой Царской семьи: в фильме очень точно замечено, что это не только убийство конкретных родственников последнего русского царя, но и убийство самой идеи русской Семьи как Малой Церкви, на которой зиждется традиционный русский миропорядок.
Также речь здесь идет о подвижничестве Патриарха Тихона, избранного на Всероссийском Поместном Соборе в 1917 году, которому патриаршая власть досталась как исповеднический венец в то время, когда в России победили безбожные силы. Но если в те годы любому маловерному человеку могло показаться, что православная Россия умирает на глазах и никаких надежд на ее спасение больше нет, то почитающие Державную икону точно знали, что Богородица не оставит нашу страну и уже в текущем столетии можно будет наблюдать крушение самой коммунистической идеологии и неизбежное возрождение Русской Православной Церкви в масштабах всей страны. Обо всех этих событиях и именах современные церковные люди знают уже очень давно, но когда случайный зритель – особенно юный – столь же случайно включает телеканал «Спас» и слышит обо всем этом из уст известных молодых артистов, то это хотя бы отложится в его памяти и он в иной раз захочет узнать нечто большее.
Фильм «Державная» создан кинокомпанией «АМАЛЬГАМА СТУДИО» при поддержке Министерства культуры РФ. Идею фильма предложил руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Рудаков и продюсер Андрей Феофанов, а ее реализаций занимался режиссер Дмитрий Алейников. Автор сценария – Анастасия Горюнова-Борисова. Это тот самый случай, когда нельзя не порадоваться тому, что мы живем в эпоху интернета и такие фильмы в скором времени могут быть выложены в публичное пространство и любой человек, набирая в поисковых системах слова “Державная икона” или “Богородица Державная”, или даже просто – “революция 1917 года”, сможет открыть для себя этот фильм, а вслед за ним и всю историю России и Церкви.
Аркадий Малер, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви