Тема русской идентичности остаётся по-прежнему актуальной, в том числе и по той причине, что русофобия целенаправленно насаждается не только в США, Европе или на Украине, но и либералами-космополитами в самой России.
Выступление Заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора протоиерея Всеволода Чаплина 2 апреля с. г. в Институте Наследия имени Д. С. Лихачёва, предложившего триединую формулу российской государственности (державность, справедливость, солидарность), не случайно вызвало резонансный отклик в экспертной среде.
Живой интерес общественности к этой проблеме вновь показал востребованность чётких идеологических ориентиров в современной России, в которой по Конституции существует идеологическое многообразие и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13). В рамках такого многообразия разворачивались до недавнего времени жаркие общетеоретические дискуссии, например, об особенностях тех или иных цивилизаций, в том числе русской, со ссылками на известные отечественные и иностранные авторитеты. Но при этом негласной официальной позицией по данной проблеме всё же долго оставался ложный тезис академика РАН В. А. Тишкова, что русских в России якобы нет, а существуют только российские граждане. То есть российское государство выглядело как бы бесхозным общим домом неких россиян без государствообразующей нации.
Процесс создания национальных государств на территории России, запущенный в начале 90-х годов, поставил нашу страну на грань гражданской войны. Не будет преувеличением утверждать, что проблема русской идентичности приобретает сейчас важнейшее гуманитарно-стратегическое значение, поскольку угрозы и риски нашему государству в культурной, гуманитарной и политической сферах исходят не только от зарубежных центров и фондов, но и напрямую зависят от уровня общественного самосознания русских. Мы не должны забывать трагических уроков нашей истории, которые убедительно свидетельствуют, что Россия может быть крепким государством только через своё внутреннее единство. Не случайно возобновляет сейчас работу Федеральное агентство по делам национальностей.
Тема русской идентичности остаётся по-прежнему актуальной, в том числе и по той причине, что русофобия целенаправленно насаждается не только в США, Европе или на Украине, но и либералами-космополитами в самой России. В январе 2012 года В. В. Путин подверг критическому анализу западные проекты «мультикультурализма» и «плавильного котла». В статье «Россия: национальный вопрос» (23.01.2012 г.) он заявил, что считает русский народ и русскую культуру стержнем уникальной цивилизации, который «надо укреплять, а не разрушать, если мы хотим сохранить Россию как государство». По его словам, историческая Россия — не этническое государство, как в Европе, и не американский «плавильный котёл», где все, так или иначе, — мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное, а не сугубо этническое русское национальное моноэтническое государство.
Нигде в мире разные нации в одном государстве не имеют права создавать суверенные государственные объединения. Суверенизация наций в России — это последствия политики большевиков-интернационалистов по вовлечению малых этносов в борьбу с великодержавным русским шовинизмом. И. А. Ильин называл социалистический федерализм антинациональным и противогосударственным, «единством без Родины». Миссия русского народа как государствообразующего в России состоит в том, чтобы скреплять его в единое целое при сохранении русской культурной доминанты и принципа единства в многообразии.
Проблеме русской идентичности, которой была посвящена обстоятельная дискуссия экспертов в Институте Наследия, ВРНС всегда уделял должное внимание. В ноябре 2014 года его XVIII Собор принял, в частности, «Декларацию русской идентичности», а недавно создал и специальный исследовательский центр по изучению русофобии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во вступительном Слове на Соборе особо подчеркнул, что православная вера — духовный первоисточник базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры — «важнейший залог сохранения единства нашей страны и нашего народа». Он заострил тогда внимание также на опасности «крайне низкой оценки религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, и исторического пути, пройденного православной Русью».
Однако в публичных дискуссиях о русской идентичности критики «Декларации», как справа, так и слева, продолжают заявлять об отсутствии взаимосвязи этого понятия с православием. Но им не удаётся оспорить тот факт, что Россию сформировало православие, как Италию — католичество, Иран — ислам, Соединенные Штаты — протестантизм. Не удалось и в советское время искоренить сформированную веками и основанную на православии метафизическую суть духовности русской культуры.
Борьба с православием стала сегодня одной из важнейших стратегических целей русофобии, поскольку в современном мире национальная безопасность любого государства зависит не только от экономических и политических факторов, но и от духовно-нравственного состояния общества и его общественного сознания, помутнение которого чревато социальными и политическими катаклизмами.
Россия усвоила этот урок на собственном горьком опыте, который однозначно свидетельствует, что государство, как интегрированное целое, может состояться, только если власть учитывает реальные запросы общественного сознания на том или ином этапе государственного обустройства. При этом необходимо придерживаться золотого правила, которое оставил нам в назидание старец Паисий Святогорец: «Самое важное — держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остаётся предательство».
Н. Б. Жукова, Член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук
Держаться того, что проверено опытом
Держаться того, что проверено опытом