С 1 по 5 ноября в Москве пройдёт VII Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», в преддверии которого состоялась беседа с его организаторами, членами Российского фольклорного союза Порвиным Валерием Викторовичем, заместителем председателя правления РФС, участником ансамбля «Казачий кругъ», и Ключниковой Ольгой Александровной, художественным руководителем форума, участницей ансамбля «Народный праздник».
— Валерий Викторович, чем занимается Российский фольклорный союз?
Валерий Порвин: Мы занимаемся воссозданием народной культуры и донесением ее ценностей до общества и государства. Поднимая флаг традиционной народной культуры, мы понимаем, с чем имеем дело. Традиционная культура — это основа всей культуры. Многие это понимают, говорят с трибун о важности изучения народной культуры, но отношение к ней почему-то продолжает оставаться брезгливым.
Люди помимо того, что не знают своей культуры, ещё и не желают её знать. Высшему обществу такая «брезгливость» прививалась со времён Петра I, а в советское и в наше время так называемая «демократизация культуры» привела, на самом деле, к массовой глобалистской культуре. Считается бесперспективным, неправильным и не престижным опираться на собственные культурные ценности. Это называют архаикой, ретроградством. Такая тенденция, увы, определяет культурную политику страны и сегодня.
Ольга Ключникова: Деятельность Фольклорного союза не прекращается вот уже скоро четверть века. Если где-то возникает фольклорный коллектив и работает около пяти лет, мы о нём всё равно — рано или поздно — узнаём. Процесс в целом радует, но необходима поддержка государства, хотя бы организационная, да и моральная важна. Мы много ездим в фольклорные экспедиции по регионам, изучаем культуру той или иной области, записываем. В наиболее полном виде народные традиции хранит юг России и Сибирь.
— С чего начиналась работа Фольклорного союза?
Ольга Ключникова: Многие наши начинания связаны с давней работой выдающегося русского этномузыколога, заслуженного деятеля искусств России Анатолия Михайловича Мехнецова. Он ещё в советское время собирал студентов, интересующихся фольклорным творчеством, возил в экспедиции. Например, студентов Вологодского педагогического института. Тогда уже стало понятно, что фольклорных групп много. «Казачий круг» и многие другие коллективы были созданы еще в конце
В апреле 1989 года Мехнецов в Санкт-Петербурге собрал конференцию «Народная песня. Приемники традиции», куда съехались разные фольклорные коллективы. Тогда и решено было создать общественную организацию, которая бы объединила людей, изучающих народное творчество. Были и в советское время коллективы в Домах культуры, но у них была строго расписанная программа в основном сценической деятельности, а поиском и изучением уходящей культуры разных областей нашей страны в этой сфере никто не занимался.
— На каком материале возник ваш ансамбль «Народный праздник»?
Ольга Ключникова: Мы также ездили в экспедиции — в село Линово Сумской области. Это бывшая окраина Курской губернии, ныне Украина. Село Линово, где жила этническая группа — горюны, известно с XI века. Они до конца XX века сохраняли особые народные костюмы, свой диалект. Нас привезла к ним фольклорист Екатерина Дорохова. В Линово участницы нашего коллектива ездили учиться не только песни петь, но ткать, постигали крестьянскую мудрость отношения к жизни. Богатый материал принесло знакомство с жительницей Линово Марфой Арефьевной Толстошеевой.
Она и в советское время часто носила народный костюм, никогда не вступала в колхоз, вела своё хозяйство. У нее был сильный характер, который позволил ей остаться собой, сохранить культуру своей этнической группы. Песни села Линово были записаны на пластинку в конце 70-х. Теперь и наш ансамбль исполняет то, что пела Марфа Арефьевна: «Ой, поля — полями ехали бояре», «Давно я у батюшки была», «Горошек мой, горошек, люблю тебя сеять» и многие другие.
— Сейчас там сохраняется диалект и этнические костюмы?
Ольга Ключникова: Нет. Молодое поколение не имеет уже диалекта. Он везде подвергается разрушению, в основном благодаря телевидению. И традиции, к сожалению, тоже разрушаются.
— Современная молодёжь требует другой, новой музыки, новой культуры, новой динамики жизни. Как её можно привлечь к народной культуре: к песне, этномоде?
Валерий Порвин: Это — задача культурной политики государства. В каждой семье говорят, что любят народную культуру. Но мы её часто не знаем. В разговоре о народной культуре, всплывает, как ни странно, образ Надежды Бабкиной, вспоминается хор Пятницкого, но никак не наши бабушки и дедушки.
Сегодня много говорят о том, что надо изучать, осваивать свою культуру. Но пока отсутствует понятие престижности освоения традиции в нашей стране, — ничем молодёжь не привлечь. Количество энтузиастов зависит от того, сколько государство будет нас ещё поддерживать. Мы ездим, изучаем, собираем фонды в надежде, что когда-нибудь это будет востребовано, может через год, через пятьдесят или через триста лет.
Нас с настороженностью спрашивают: «Вы что, хотите вернуть страну к лаптям, одеть народ в косоворотки»? Сегодня традиционные культурные ценности априори считаются пережитком прошлого. Но так можно отодвинуть в прошлое и Христа, и всё, что было до Него и после Него.
— Есть ли отклик на ваши усилия возродить народные традиции? Повысился ли в обществе интерес к изучению народной культуры?
Валерий Порвин: За годы существования Союза мы видим, что интерес повышается. Интерес к народной культуре как к системе непреходящих ценностей в последние десятилетия перенёсся в большие города, где есть среда, которая хочет осваивать народные традиции. Это даёт позитивную перспективу.
Но мы достигли предела работы на энтузиазме, нужна поддержка не только материальная, но и моральная, когда государство сказало бы, что это хорошо и этим надо заниматься. Только в 2012 г. в законодательство России вроде бы будет включён раздел о сохранении нематериального культурного наследия. А понятия «народной традиционной культуры» нет у нас в законодательстве.
Душой люди тянутся к своей культуре. У всех были бабушки, прабабушки, которые являлись носителями традиций, у многих ещё остаётся связь с деревней или станицей, с местом, где вызревала народная культура.
— Ольга Александровна, расскажите подробнее об участвующих в нынешнем фестивале коллективах.
Ольга Ключникова: Участвует несколько коллективов: молодой казачий коллектив из Самары «Вольница», «Синий лён» из Нижнего Новгорода, «Живая старина» из Красноярска, группа «Буза» Центра русских боевых искусств из Твери и другие. Все они исполняют плясовые, хороводные, обрядовые песни своего края. Также в рамках Форума пройдут Общественные слушания «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства».
— Расскажите о московских коллективах.
Ольга Ключникова: В Форуме примет участие ансамбль студентов Музыкального колледжа им. Гнесиных. Будет представлен дипломный проект 2012 года, подготовленный на материале народной культуры Белгородской области. Выступят ансамбли «Казачий кругъ», который отметил в этом году своё 25-летие и «Народный праздник», которому исполняется 30 лет. «Народный праздник» представит проект «На грани». Это концерт, в котором будет показаны фото и видеоматериалы прошлых лет.
Уникальным коллективом, участвующим в Форуме, является Православный образовательный центр «Русские начала». Его участники воссоздают традиционный русский костюм разных губерний России. Они изучают технологии изготовления, типы ручной вышивки, создавая шедевры теперь уже нашего времени.
— В студенческие годы мы изучали фольклор как музейную ценность и только. Можно ли сегодня получить профессиональное образование в области народной традиционной культуры?
Ольга Ключникова: Санкт-Петербургская консерватория выпускает специалистов высокого класса, которые до тонкостей знают особенности разных традиций. В этом заслуга недавно почившего А. М. Мехнецова, который очень много сделал для того, чтобы традиционная русская культура привлекла внимание молодёжи и стала для многих серьёзным занятием. Благодаря ему был утверждён стандарт специальности этномузыкологии в Министерстве культуры, и по этому стандарту обучаются сейчас студенты Петербургской и Казанской консерваторий, Воронежской академии культуры и искусств.
— Есть ли будущее у традиционной народной культуры?
Ольга Ключникова: Есть. Желание приобщаться к народным традициям происходит от желания понимать, что мы — русские. Недостаточно носить майку с надписью «Я русский!». Необходимо знать и понимать, как жили наши предки, буквально, как они ели, пили, одевались. У них во всем был смысл. Современная бытовая культура далеко не всегда дает человеку ту глубину проживания жизни, что давала культура традиционная...
Надо понимать, что за внешними художественными формами стоит система ценностей: отношение к людям, отношение детей к родителям, отношение к Богу. Традиции складывались веками, и в них было много разумного, чего не достает современному человеку. Лучше знать свои традиции, чем снова изобретать велосипед. На это уйдет много времени и сил. А те традиции, которые мы имеем, веками помогают нам выстоять в любых катаклизмах, быть устойчивыми в любых жизненных ситуациях.
Если бы в вечернее время по телевидению хотя бы раз в неделю давали один час концерта фольклорного коллектива или беседу с этнографом о различных культурных традициях разных областей России, каждый из нас непременно задумался бы о своих корнях, заработала бы генная память. Тогда действительно мы увидим, что это «живая традиция». И можно будет говорить о дальнейших действиях по сохранению народной культуры и в целом нашего генофонда.
Беседу вела Ирина Ушакова
Чтобы не прерывалась живая традиция
Чтобы не прерывалась живая традиция