Взгляды господина Бёрнса на Россию он откровенно изложил в своих мемуарах: «Нарциссизм Трампа, захватывающее дух пренебрежение историей и одностороннее дипломатическое разоружение - удручающий тройной эффект в тот момент, когда Россия представляет угрозы, которые невозможно было вообразить четверть века назад. (...) «Ладить» с такими соперниками, как Путин, не является целью дипломатии, которая направлена на продвижение реальных интересов». По мнению Бёрнса, «налаживание отношений с Россией - это долгая игра, проводимая в относительно узком диапазоне возможностей»; эта игра требует «маневрирования в серой зоне между миром и войной».
В общем, Бёрнс относится к числу тех в американской элите, кто совсем не склонен к какому-либо «романтизму» в отношении России и кто готов жёстко отстаивать ценности и интересы США. Несомненно, что соответствующий подход найдёт отражение и в церковной сфере, тем более что господин Бёрнс хорошо знаком с Русской Православной Церковью.
В бытность послом Бёрнс встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, а также с тогдашним митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом – нынешним предстоятелем Русской Православной Церкви. На встрече с Бёрнсом 4 марта 2008 г. Святейший Алексий поблагодарил дипломата за активное участие в жизни прихода храма великомученицы Екатерины на Всполье — Представительства Православной Церкви в Америке в Москве. Бёрнс посещал этот храм, когда там проводились панихиды по жертвам теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Также Бёрнс посещал панихиду по Полу Хлебникову в Храме Христа Спасителя.
Что интересно, Бёрнс способствовал возврату в Россию «Гарвардских колоколов»: это колокола исторической звонницы Данилова монастыря, которые в 1930-х годах были вывезены в США. В 2007 году Бёрнс присутствовална освящении первого возвращённого колокола, которое провёл Патриарх Алексий в Даниловом монастыре.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл знаком с Бёрнсом. В 2007 году нынешний предстоятель Русской Православной Церкви не только встречался с Бёрнсом по долгу службы в ОВЦС, но и написал ему письмо, в котором подверг критике доклад Комиссии США по международной религиозной свободе, поскольку в докладе тенденциозно и необъективно описывалась ситуация с состоянием свободы вероисповедания в России.
В общем, Бёрнс хорошо ориентируется не только в политической, но и в религиозной проблематике, в том числе православной. При этом довольно конструктивный опыт его взаимодействия с Русской Православной Церковью при Патриархе Алексии не должен вызывать лишних надежд. Ведь геополитическая ситуация и характер политики США в отношении России и Русской Православной Церкви с 2008 года существенно изменились в худшую сторону, о чём нет нужды распространяться подробно.
Не стоит забывать и про подчинённый Бёрнсу «Московский Центр Карнеги» (МЦК), который среди прочего активно работает над религиозной повесткой и готовит материалы по ситуации в Русской Православной Церкви и в межправославных отношениях. Среди экспертов МЦК – известные антицерковные публицисты и пособники раскола Сергей Чапнин и Ксения Лученко, занимающиеся систематической дискредитацией Русской Православной Церкви.
Весьма вероятно, что с учётом опыта и компетенции Уильяма Бёрнса его назначение директором ЦРУ будет способствовать возрастанию напряжённости в межправославных отношениях, усилению и без того серьёзного давления международных сил на Русскую Православную Церковь.
Фото: встреча Уильяма Бернса с Главой ВРНС Святейшим Патриархом Кириллом (на тот момент митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл) 4 марта 2008 года.
Автор – Иванов Евгений Олегович, научный руководитель Православного исследовательского центра «Хризма», кандидат политических наук.