Владимир Путин подписал указ, вносящий изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»: перечень памятных дат дополняется еще одной — 1 августа будет отмечаться как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
Как сообщает официальный сайт Президента России, памятная дата 1 августа устанавливается в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Есть все основания полагать, что в новом году теме Первой мировой будет уделено существенное внимание. «Новогодний» указ Президента выступает продолжением его же слов, прозвучавших в ежегодном послании Федеральному Собранию. Тогда Владимир Путин задал вопрос о справедливости положения, когда в государстве не существует ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой. Вопросы должного чествования героев глава государства связывал с традициями армии, целостностью исторического процесса. Кроме того, в следующем, 2014 году, будет ровно сто лет с начала Первой мировой войны. И обойти вниманием первую в истории мировую войну, которая весьма существенным образом затронула и судьбу России, было бы несправедливо.
Идея должного чествования героев Первой мировой без сомнения является не только актуальной ко времени, но и полезной. Исходя из соображений, которые привёл Владимир Путин в середине декабря. Однако, её реализация вполне может столкнуться с рядом особенностей, в которых повинен тот самый исторический процесс и который в условиях нашей державы практически всегда выглядит живописно, не умещаясь в упрощённые чёрно-белые оценки.
В странах Европы Первая мировая популярна даже больше, чем Вторая. Во многих западных источниках Первая мировая обозначается просто — «Великая война». Ей уделяется огромное внимание, существует безбрежное море исторических исследований и едва ли уступающее им количество художественной литературы. Достаточно вспомнить творчество Эриха Марии Ремарка, который сформировал свой писательский образ именно на этой основе. В Великобритании каждое второе воскресенье ноября является национальным днём поминовения, в 11 часов первые лица государства — королева, члены кабинета министров, воинские чины и духовенство — возлагают к памятнику Неизвестному солдату венки из маков, а вся страна замирает на две минуты молчания. Во Франции День примирения отмечается 11 ноября, и этот день является днём памяти всех павших как в Первой, так и во Второй мировой.
В наших условиях, всё обстоит далеко не так однозначно. Чуть не сто лет, Первая мировая находилась на периферии исторического сознания. И это несмотря на то, что, по иронии судьбы, связанные с Первой мировой памятники начали возникать в России фактически до начала самой войны. Ещё в 1913 году в Царском Селе было начато строительство комплекса Ратной палаты, которая должна была стать музеем истории русских войск. Однако, сразу после начала войны, Ратная палата приобрёла более узкий профиль, превратившись в музей Первой мировой, фонды которого пополнялись в режиме реального времени. Ядро экспозиции составили трофеи, попадавшие в музей прямо с фронта, и галерея портретов Георгиевских кавалеров. В 1919 году музей был упразднён, а его экспонаты переведены в различные фонды и выставки. Сильно пострадавшее в годы Великой Отечественной здание было восстановлено только в 2008 году, и теперь готово выполнить функцию, для которой и было предназначено согласно замыслу творцов.
Известно, что для России Первая мировая незаметно трансформировалась в две революции и Гражданскую войну. Сложно отыскать историческую или художественную книгу, которая бы рассматривала именно Первую мировую без её перехода в войну внутреннюю. Печально, что наша Гражданская по количеству жертв и разрушений, существенно превзошла потери, причинённые войной мировой. Оценки потерь существенно разнятся, но в историографии наиболее часто используются следующие цифры потерь Российской империи в Первой мировой: 1670 тысяч убитых солдат и офицеров, 1070 тысяч жертв среди мирного населения. В Гражданскую войну погибло десять с половиной миллионов человек.
Не удивительно, что настолько несоразмерные жертвы привели к закономерному вытеснению Первой мировой с первых позиций. Гражданская коснулась почти каждого, Первая мировая по большей части проходила «где-то далеко». В своих воспоминаниях министр иностранных дел Временного правительства Милюков констатировал, что в отличие от Германии, в которой «представление о войне принимало мистический оттенок, а война считалась каким-то сверхчеловеческим явлением, возвышающим дух и крепящим силу народа», отношение к Первой мировой в России было далеко от однозначности даже в её начале. И чем больше военные действия вступали в реакцию с внутренними кризисными явлениями, тем сложнее становилось восприятие этой войны.
Первая мировая была, пожалуй, самой политизированной войной в истории России. Потому-то выстроить цельную, всеохватную её концепцию, не ущемляющую ничьих чувств, будет крайне нелегко. Буквально по всем сколько-нибудь значимым историческим персонажам существует несколько различных точек зрения, в которых трудно найти «золотую середину». Придётся как то оценивать коррупцию, далеко не всегда патриотичное поведение военных и гражданских чиновников, частных заводчиков, работавших на войну. Разбираться и давать характеристики военачальникам — например, генералу Ренненкампфу, по мнению ряда исследователей, якобы главного виновника ужасающего поражения армии генерала Самсонова в Мазурских болотах. Однако бесспорный военный специалист генерал Деникин Ренненкампфа оценивал весьма высоко, а вот к талантам Самсонова относился скептически... Прославленный Брусилов весьма нелестно оценивал способности генерала Корнилова, хотя побеждённые и взятые Корниловым в плен генералы (например, Рафт), придерживались прямо противоположных мнений. Найти правду будет очень тяжело, если вообще возможно, ведь любое событие придётся «очищать» от политического «налёта». Так, главным аргументом против генерала Ренненкампфа стала его немецкая фамилия, а в государственной измене, повлиявшей на ход войны, обвиняли даже супругу Николая II Алису Гессенскую, по причине её немецкого происхождения.
Пожалуй, в обозримой перспективе действительно придётся ограничиться увековечиванием памяти простых русских солдат. Прежде всего, потому что это единственный бесспорный и свободный от двойных трактовок аспект Первой мировой — обычный, будничный героизм и перенесённые лишения простого солдата Русской армии. Чествовать солдат Первой мировой необходимо. Не только из соображений морали, но и с надеждой на то, что начало XX века со временем всё же перестанет быть «чёрной дырой», куда лучше лишний раз не соваться, дабы не спровоцировать общественный конфликт.
Андрей Полевой
Чествование павших с отсрочкой в сто лет
Чествование павших с отсрочкой в сто лет