Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Человек и природа: парадигма небрежения и псевдозаботы

        Человек и природа: парадигма небрежения и псевдозаботы

        Человек и природа: парадигма небрежения и псевдозаботы

        Одна из тех мировых тем, ради которых сегодня ломаются копья и царит смятение — это тема взаимоотношений человека и природы. Русское православие, не уступившее многих позиций, сданных другими авраамическими религиями, может предъявить по этому вопросу собственные доводы, проясняющие многое в путях добра и зла.

        Жители древней Руси, подобно многим цивилизациям — в частности, грекам и римлянам, — поклонялись множеству божеств, олицетворявших природные силы. К этому располагал сам ландшафт, выживание в котором зависело от капризов природы. Однако Россия стала цивилизацией, только приняв веру, в которой человек считается не рядовым участником хаотического природного процесса, а образом и подобием Божиим — воплощением небесного замысла, организующим и преобразующим природный процесс: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек душу живую, так и было имя ей» (Быт. II, 19).

        На протяжении XIX-XX веков в философии, в литературе, в публичных дискуссиях сталкивались два полярных взгляда на сосуществование человека с природной средой. Один из них рассматривал природу как фон для человеческой деятельности и как источник прибыли. Это касалось как производства жизненно необходимых продуктов, так и в удовлетворении вторичных, сугубо эстетических потребностей узкого круга. Другой подход, с 1970-х годов завоевывающий все большую популярность, напротив, осуждает любое вмешательство человека в природу и поощряет создание изолятов, где человек полностью исключает себя из природной среды. Вторая позиция также распространена и в широкой массе населения, опасающейся издержек изобретенных человеком технологий, и в том кругу мировой элиты, который внушает землянам страх перед климатической катастрофой.

        Первый подход противоречит сам себе, поскольку промышленность, использующая редкие природные материалы, в конечном итоге сталкивается с их истощением. В то же время истребление биологических видов для коммерческих нужд создает дисбаланс в природных популяциях, который вредит самому человеку (например, уничтожение хищников ведет к размножению грызунов, уничтожающих посевы, истребление воробьев — к размножению плодожорок и листоверток).

        Второй подход также противоречит сам себе, поскольку отказ от использования природного сырья для производства энергии не отменяет вмешательства в природу. Ради производства ветряной энергии строятся мельницы, губящие птиц, а в производстве солнечных батарей используются редкие металлы, запасы которых в мире ограничены. Использование огромных пространств для ветряных мельниц противоречит императиву сохранения первозданной природы.

        Первый подход утилитарен и сугубо материалистичен. Практика разработки полезных ископаемых в СССР с применением вахтового метода оставляла огромные территории длительно загрязненными, и эта практика не только нарушала биологические балансы (уничтожая, например, популяции рыб), но и влияла на человеческую психологию, создавая стереотип «временного жителя», который заселял неотличимые друг от друга новые поселения, оторванные от родовой памяти и лишенные развивающей эстетики. Этот феномен, совпавший по времени с антирелигиозной кампанией, тонко описан в рассказе Владимира Маканина «Человек убегающий». Восточноевропейские социологи отмечали, что «квадратные города» на ударных стройках социализма в Венгрии и ГДР становятся центрами преступности, а также своеобразных неоязыческих культов (вокруг доменных печей заводились огнепоклонники нового типа).

        Второй подход по своему происхождению является религиозным, но не христианским. Впрочем, некоторые авторы, в частности Л. Н. Гумилев, относили философские источники этого подхода не к религиям, а к атеизмам. Речь идет об исходно периферийных восточных учениях, признающих реинкарнацию (переселение души человека в зверя, насекомое, дерево) и мотивирующих личность к внутреннему совершенствованию через аскетизм, но не к участию в делах окружающего человеческого мира.

        Помимо этого, восточные учения, трансформированные на Западе, были синтетически соединены с оккультными мифами и преданиями первобытных племен Америки. В основу идеологии New Age, на которой выросла «революция 1968 года», был положен не буддизм в чистом виде, а продукт трансформации, содержащий инородные элементы (включая результаты психоделических опытов).

        Современная экологическая философия (environmentalism), в русле которой действует Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы (WWF), не приравнивает человека к животному, а рисует человека заведомо порочным существом по сравнению с животным. Углекислоту выбрасывает как неорганическая материя (вулканы), так и вся фауна и часть флоры, однако виновником избыточного выделения этого газа считается исключительно человек. WWF заботится о популяции горилл в Руанде, в то время как рядом гибнут люди. В этом году в рамках Недели биоразнообразия лорд Роберт Мэй, глава совета попечителей Британского музея природной истории, торжественно сообщил, что в последние годы в Африке не вымерло ни одно насекомое. Англо-американский экофилософский истэблишмент, включающий часть британских монархических кругов, к охраняемым видам причисляет и переносчиков опасных инфекций.

        Экофилософия на уровне глобальных структур намеренно внедряется в различные религии. Это сопутствует уравниванию статуса авраамических религий с новыми синтетическими религиями, выросшими из персональных культов, и даже с культами ведьм (викканскими верованиями). Бросается в глаза, что проповедники этой философии соседствуют в наднациональных структурах с поборниками легализации наркотиков.

        При этом основные догматы описанного мировоззрения не проистекают ни из язычества, ни из буддизма. Они состоят в том, что: а) запасы природных ресурсов в течение 100 лет будут исчерпаны; б) выброс углекислоты в атмосферу разрежает озоновый слой, что ведет к глобальному потеплению. Обе гипотезы не подтверждены наукой. Догмат о греховности человеческого дыхания означает греховность человеческой жизни вообще. Действительно, на уровне ООН именно экологические «озабоченности» служат основанием для проповеди сокращения народонаселения (конференция в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в том числе посредством абортов, контрацептивов и культивирования однополых связей. Эта повестка дня не только соответствует парадигмальному отказу от «девелопментализма», но и дополняет его экономический инструментарий биологическим.

        Подмена понятий видна уже в том, что элиту проповедников этого учения доставляют на климатические саммиты не на велосипедах, а на мощных лайнерах. Подмена понятий иллюстрируется совмещением в одном лице экс-вице-президента США Альберта Гора — проповедника «пределов роста» и одновременно — развития интернета, хотя для производства компьютеров необходима добыча и обработка металлов.

        Экофилософия осуждает строительство крупных ГЭС (то есть использование возобновляемого источника) на том основании, что водохранилища нарушают естественные биоценозы. В то же время монтаж ветряных электростанций, как и использование технических культур для биогаза, сокращает посевы злаковых и овощных культур, что подхлестывает продовольственную инфляцию. Таким образом, глобальные институты, на словах борющиеся с голодом, на деле способствуют голоду. Этот факт лишний раз выявляет как мальтузианское целеполагание элитарной «заботы о природе», так и двуличие исполнителей глобальной «борьбы с голодом».

        Православному взгляду чужд материалистический, вульгарно потребительский подход к «освоению природы ради усвоения». Разоренная грубым вмешательством территория становится бесплодной землей с непригодными почвами и водоисточниками, с высоким риском уродующих патологий человека и скота. Прибыль от торговли ресурсами, добытыми варварским способом, не оправдывают ущерба человеческой культуре в пораженной местности.

        Мальтузианские концепты, возвышающие дикую природу над человеком, столь же далеки от православной этики. Теория климатической катастрофы вводится в массовое сознание как суррогат Страшного Суда — суррогат, подразумевающий расплату за грехи не по отношению к другим людям, а по отношению к дикой природе. Такая подмена смыслов воздаяния более предосудительна, чем манипуляция политическими стереотипами, тем более что она эксплуатирует чистые альтруистические мотивы, свойственные человеку — мотивы заботы о братьях меньших.

        Миллионы молодых людей на планете на добровольной основе участвуют в общественных инициативах и протестных кампаниях, отстаивая дикую природу от хищнического уничтожения промышленными корпорациями. Им представляется, что они противостоят центрам власти. Фактически именно высшие круги международного истэблишмента, в том числе богатейшие семьи, нажившие состояния именно на добыче природных ресурсов, ныне дирижируют кампанией по противодействию любому освоению природы. И те же самые элитные группы навязывают цивилизациям легализацию меньшинств, практикующих извращенное и бесплодное сексуальное поведение, и поощряют искусственное прерывание беременности различными способами под флагом «планирования семьи». И те же самые элитные группы целенаправленно поддерживают феминистское движение в обществах, где общественная мораль следует постулатам авраамических религий. При этом экофилософия сливается в одно целое с течениями, оспаривающими семейные ценности (экофеминизм), используя в качестве мировоззренческой базы либо трансформированные восточные философии, либо наследие анархизма.

        Таким образом, искренние альтруистические помыслы молодых активистов используются — как это было и в начале ХХ века — в целях наднационального властвования узких элитных групп над всеми мировыми процессами. Дополнительными рычагами служит внедрение экофилософской пропаганды в университетские программы как в США, так и в европейских странах; привлечение идолов музыкальной и артистической массовой культуры к выше охарактеризованным протестным кампаниям; разработка специальных пропагандистских продуктов для народов «третьего мира», в которых устрашение климатической катастрофой связывается с предсказаниями нового переселения народов.

        В экофилософской пропаганде, построенной на произвольной псевдонаучной догматике, эксплуатируется весь диапазон эмоций — от квазирелигиозного экстаза до мистического ужаса. Результатом же становится противопоставление обществ (особенно младшего поколения) государственной власти и традиционному духовенству, шантаж и изоляция инвесторов в отрасли, создающие новую стоимость, бегство капитала, замораживание проектов развития, безработица, дезорганизация общества, ведущая к деидентификации цивилизаций, к их обескровливанию и распаду в суррогатных войнах. Из масштабных манипуляций абстракциями извлекают вполне осязаемую финансовую выгоду паразитические отрасли легальной и нелегальной экономики по принципу «кому война, кому мать родна».

        Идеологическая экспансия, разрушающая системы ценностей и цивилизационные смыслы, требует достойного ответа. Русское православие, остающееся сегодня самым цельным, самым незамутненным хранителем христианской традиции, может инициировать не только диалог богословов, философов и ученых, отвергающих утилитарный и мальтузианский подходы к отношениям человека и природы, но и создание институциональной альтернативы антиэтике, маскирующейся под «биоэтику».

        Константин Черемных

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"