24 мая торжественно отмечается 1150-летие славянской письменности, созданной святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, память о которых чтут не только в православных странах, но и в преимущественно католических Чехии, Словакии и Словении.
Оно и понятно: родоначальники славянской азбуки побывали с миссией на землях предков чехов, словаков и словенцев. Все три государства дорожат своей славянской духовностью и культурой, и это объединяет их с Россией и русскими.
Что связывает Россию с Сербией, Черногорией, Болгарией, Македонией, лишний раз объяснять не надо. Это православная вера и славянская письменность, которой обязаны Кириллу и Мефодию и восточные, и большинство южных славян. Несмотря на то, что сегодня почти все эти государства (частично за исключением Сербии) следуют в фарватере политики Запада, их отношения с Россией в духовной и культурной области поддерживаются на достаточно высоком уровне. И немалую роль здесь играют отношения Русской Православной Церкви с Болгарской и Сербской.
Однако славянский мир ими не исчерпывается. Есть ещё Польша, Чехия и Словакия, Хорватия и Словения, славяне-мусульмане Боснии и Герцеговины и Санджака. Есть ещё живущие в Германии лужицкие сербы, многие тысячи людей славянского происхождения в Австрии. По различным причинам исторического и политического характера установление тесных связей с Польшей, Хорватией или боснийскими мусульманами затруднено — хотя и здесь дело поправимо. Судьба лужичан или австрийских славян — вопрос не чисто славянский, но в силу своей общности с ними Россия несёт за них некоторую долю ответственности.
А вот отношения России и русских культурно-просветительских и духовных организаций с Чехией, Словакией и Словенией — дело сугубо славянское. Почему их стоит объединить в одну группу? Естественно, Словения отличается от правопреемниц бывшей Чехословакии. Но по менталитету, культуре и традициям они словенцы ближе к чехам, нежели к другим народам бывшей Югославии. По уровню жизни Чехия и Словения тоже стоят рядом, а Словакия хоть и отстаёт от них, но не сильно.
Три вышеозначенные страны никогда не были православными. Однако их католицизм (в отличие от Польши и Хорватии) не носил антиправославной окраски. На уровне своих государств данные народы никогда не воевали с Россией. Ещё в XIX веке (а в случае с чехами — и раньше) деятели местного национального возрождения обращали свои взоры на Россию, дружили с деятелями русской культуры. И многие элементы национального «я» чехов, словаков и словенцев сходны с русскими. Например, почитание Кирилла и Мефодия.
Пережив многие столетия пребывания в составе чужих государств (Австрии, Венгрии, Священной Римской империи, Третьем рейхе, Италии), чехи, словаки и словенцы бережно чтут свою культуру, свою духовность и своё славянство. Они прекрасно помнят народные песни, в домах у многих всё ещё хранятся национальные костюмы, которые люди надевают несколько раз в год по соответствующим поводам.
Словения дорожит корнями
Словенцы утратили свою государственность (княжество Карантанию) в VIII веке. Будучи частью государства франков, Священной Римской империи и империи Габсбургов, они едва ли могли стать православными. Однако святые равноапостольные князья Кирилл и Мефодий в 860-е гг. бывали на земле будущей Словении, их культ на словенской земле существовал столетиями. Следствием их пребывания на землях словенцев стала славянская католическая литургия, сохранявшаяся у них тысячу лет. Сегодня в центре Любляны стоит костёл, носящий имя родоначальников славянской письменности.
Будучи географически наиболее удалённым от России славянским народом, словенцы связаны с нами не так тесно, как другие славяне. Тем не менее, связь была. Так, в районе современной Краньской Горы в 1915 году австрийцы создали лагерь, где содержали русских православных солдат. Там до сих пор стоит деревянная часовня. В период между мировыми войнами в Любляне осело некоторое количество русских эмигрантов.
В современной Словении живут несколько тысяч русских, но русской церкви нет. Основную часть православного населения страны (порядка двух процентов) составляют сербы, и православные храмы страны принадлежат Сербской православной церкви. Она вряд ли представляет собой препятствие для пастырской и иной культурной деятельности России и русских. Учитывая особое отношение сербов к нам, увеличение нашего присутствия в Словении они будут приветствовать.
Словения на официальном уровне подчёркивает своё славянство. Так, в 2004 году при участии руководства страны в Любляне прошёл первый Форум славянских культур. Если же взять негосударственный уровень, то практически в любом словенском городе есть Певческое поле, где проходят фестивали и народной, и профессиональной песни. Сам гимн Словении — это некогда популярная застольная песня, написанная местным «Пушкиным» — Франце Прешерном.
Главное событие местной культурной жизни — летний музыкальный фестиваль в Любляне. В дни его закрытия весь центр города превращается в ярмарку народных ремёсел и промыслов, продуктов и напитков. Достаточно крупным культурным центром Европы является город Блед. Здесь также проходят выставки работ местных мастеров, концерты. Он славен фестивалем фонарей, которые выпускают в одноимённое озеро в яичной скорлупе. Во втором по величине городе Словении Мариборе также ежегодно проходит фестиваль местной музыки.
Кирилло-мефодиевские и православные традиции Чехии и Словакии
В Чехии и Словакии кирилло-мефодиевские традиции существенно глубже, нежели в Словении. Достаточно вспомнить, что Кирилл и Мефодий проповедовали на территории Великой Моравии. Именно на её территории они в 863 году и создали первую славянскую азбуку, и потому их стали называть «моравскими братьями». детский коврик-пазл В 874 году Мефодий крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу.
Несмотря на принадлежность к католической церкви, в центральной Чехии долгие века стоял Сазавский монастырь, где сохраняли славянскую богослужебную книжность. А в состав Словакии сегодня входит бывшая Пряшевская Русь (ныне — район города Прешова), где православные в некотором количестве жили всегда.
В XIX веке чешские и словацкие политики, деятели культуры и науки постоянно бывали в России, дружили с русскими коллегами. На нашу страну они возлагали особые надежды в помощи или с обретением независимости, или хотя бы широкой автономии в составе Австро-Венгрии. А уже после 1918 года Прага стала одним из главных центров русской эмиграции. Там открылся русский приход на Ольшанском кладбище. Там же, например, обрели вечный покой Аркадий Аверченко и брат великого подвижника театра, журналист и публицист Василий Немирович-Данченко.
В 1951 году была учреждена автокефальная Православная церковь Чешских земель и Словакии, объединяющая русские, русинские, греческие и другие православные приходы бывшей Чехословакии. К ней сегодня принадлежат примерно по 50 тысяч жителей — как в Чехии, так и в Словакии. Словацкие православные — это русины и их потомки, жители восточных регионов страны. Чешские — преимущественно переселившиеся туда за последние 20 лет русские и украинцы, в меньшей степени — русины и потомки русских эмигрантов первой волны.
Хотя к православию в обеих странах принадлежит не более одного процента населения, память о Кирилле и Мефодии в Чехии и Словакии чтут на официальном уровне. Соответствующий день отмечается 5 июля. Богослужения в их честь проводятся не только в православных, но и в католических храмах. Оно и понятно: ведь память о моравских братьях — часть исторической и духовной памяти самих чехов и словаков, вне зависимости от того, православные они или нет.
Словацкая культурная жизнь и цитадель славянства
Отношения к Кириллу и Мефодию у словаков особое. В отличие от Чехии, где посвящённый им день считается памятной датой, в Словакии он является государственным праздником. Ещё около 10 лет назад жители Комарно хотели установить огромный памятник славянским святым на берегу Дуная, но этому воспротивилась местная венгерская община. А уже в 2012 году в Словакии отчеканили монеты с их профилем достоинством в два евро. Правда, Еврокомиссия попросила удалить подобные изображения из опасения, что венгры опять возмутятся.
О существовании в стране православных русин и украинцев словаки также помнят. На северо-востоке страны ежегодно проходит Международный фольклорный фестиваль русинов и украинцев Словакии, куда приезжают официальные делегации и коллективы из России, с Украины, из Чехии и других стран. Почётным гостем фестиваля однажды был второй словацкий президент Рудольф Шустер.
С точки зрения количества культурных событий Словакия не может соперничать с Чехией, не говоря уже о более крупных странах. Тем не менее, ей есть, чем похвалиться. Так, в Выходне и Терхове ежегодно проходят фольклорные фестивали, в городе Тренчанске Теплице — музыкальные. Словаки дорожат своей народной музыкой, своими промыслами, охотно пропагандируют их и приглашают поучаствовать в своих праздниках иностранцев. Русских — в особенности.
Чехия — центр европейской культуры и почтения к традициям
Чехия — одна из самых нерелигиозных стран мира. Тем не менее, религиозных праздников в ней существенно больше, чем в России. Выходным днём в ней является и Крещение, и понедельник после Пасхи. Государственным праздником остаётся 28 сентября — день покровителя страны святого князя Вацлава. Многие чехи знают тексты колядок, разного рода гуситских рождественских и пасхальных песен. Такой подход лишний раз доказывает, что чехи уважают и помнят свою историю, свои традиции, даже отойдя от религии.
Современная Прага — один из крупнейших культурных центров Европы. Музыкальный фестиваль «Пражская весна», фестиваль Моцарта, Международная книжная ярмарка — вот только самые крупные события международного масштаба. А ведь есть ещё более «мелкие» — фольклорные фестивали, концерты духовной музыки. И в костёлах города запросто можно услышать произведения русских композиторов.
Перечислять разного рода фольклорные и культурно-исторические фестивали в Чехии можно очень долго. Так, в Кутной Горе ежегодно проходит действо под названием «Королевское посеребрение», в рамках которого зрители наблюдают за костюмированным представлением на историческую тематику и церковными службами. Множество ремесленных выставок и исторических реконструкций проходит в городе Чески Крумлов, который считается городом-памятником и целиком внесён в список ЮНЕСКО.
Почтение к своей истории и героям наглядно иллюстрирует исторический фестиваль «Таборитские встречи» в городе Табор. Он посвящён легендарному полководцу XV века Яну Жижке, неоднократно приводившего гуситов к победам над более многочисленным войском крестоносцев. Кроме реконструкций сражений, в Таборе звучат народные песни, проходят театральные представления. Гостей кормят средневековыми блюдами.
Два крупных этнографических праздника проводятся на крайнем востоке и крайнем западе Чехии. Так, в городе Угерске-Градиште близ границы со Словакией проходит крупное шествие в национальных костюмах. А на западе, на знаменитом курорте Марианске Лазне, проводится фестиваль под названием «Марианская осень». Этнографическая выставка, конкурс народной песни и танца, ярмарка ремёсел — вот только часть того, что предстанет перед гостями праздника.
Чехия, Словакия и Словения — самые зажиточные славянские страны, бережно хранящие свои традиции и не собирающиеся отказываться от своего славянского «я». К тому же там проживают многие тысячи русских и православных. В области сохранения своей национальной культуры три славянские страны могут быть для России и русских прекрасным примером. Укрепление связей с ними в культурной и духовной областях будет полезно и для нас, и для них. А следом за культурой и духовностью подтянутся и политика с экономикой. Здесь и у нас, и у западных и «юго-западных» славян тоже есть общие интересы.
Вадим Трухачёв
Чехия, Словакия и Словения хранят наследие Кирилла и Мефодия
Чехия, Словакия и Словения хранят наследие Кирилла и Мефодия