В Вологде больше десяти лет работает уникальная организация — областной детско-юношеский духовно-просветительский центр «Северная Фиваида», возглавляемый подвижницей Надеждой Михайловной Тихомировой.
Я недавно спросил архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана: «Вы, Владыка, много ездите, есть ли в других краях такие организации?». Он ответил, что Северная Фиваида у нас одна, значит, и центр такой единственный. Поясню, что название Северная Фиваида закрепилось за вологодскими землями еще в XIX веке по аналогии с египетской пустыней, где селились первые христианские анахореты-монахи. Только в отличие от них вологодские насельники кроме трудов духовных славились и трудами рукотворными. Они осваивали огромные просторы, преображали пустоши и починки, да и сами были плоть от плоти местным крестьянским народом, как преподобные Дионисий Глушицкий и Мартиниан Белозерский. Стараниями монахов в Северной Фиваиде были возведены десятки монастырей, ставших духовными светочами культуры и искусства.
Детский городской центр, понятно, не монашеская обитель, но наследует традиции почитания и развития национальной культуры. Он создан при областном департаменте образования, что в финансовом плане подкрепляет работу, а духовно его окормляет Вологодская епархия. И результат такой деятельности получается прекрасный — в чутком и бережном воспитании подрастающего поколения. Не все же нам строить ночные клубы для молодежи и дискотеки.
Через порог этого уютного деревянного дома в Вологде переступают те ребята, которые увлечены не мишурой «молодежной культуры», а ценностными идеалами. Я их называю «тихомировцами», потому что руководитель центра Надежда Михайловна Тихомирова вкладывает в детское воспитание и просвещение всю свою душу и энергию. В патриотическом центре работают кружки, студии, проводятся вечера, фестивали, концерты, в которых участвуют школьники из всех 28 районов и городов Вологодской области. Вот только некоторые из интересов этого центра в разные годы: клуб военно-исторической реконструкции «Ратник», клуб авторской песни «Звучащее слово», фольклорный ансамбль «Беловодье», конкурсы работ школьников «Моя семья» и «Святые земли Вологодской», семейный клуб «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство», вахта памяти «Мне часто снятся те ребята...», конкурс «Рождество Христово — вечной жизни свет!», областная Рождественская елка и еще многое-многое другое. Общими усилиями светских и церковных людей активно развивается этот необычный духовный центр.
Об одном из последних мероприятий мне бы и хотелось рассказать. В конце апреле в «Северной Фиваиде» состоялся IX областной фестиваль духовной авторской песни и поэзии «Свет души». Он традиционно проводится в предпасхальные дни. Десятки школьников из близких и дальних райцентров и деревень показывали свои таланты. Надо было видеть их лица, вдохновенные и, действительно, светящиеся от радости! Вместе с молодыми учителями, которые и сами были не прочь спеть песни и прочитать стихи, ребята весь день выступали, знакомились друг с другом, фотографировались на память. В фойе была развернута прекрасная выставка живописи вологодских художников, посвященная весне. Она так же, как солнце на улице, поднимала настроение и радовала красотами родной земли.
Мне доверили вместе с поэтессой Ингой Чурбановой возглавить жюри конкурса юных поэтов. Большинство школьников, как оказалось, занимаются в районных и городских литературных студиях. Сейчас вроде бы не время поэзии, в жизни немало меркантильного и отнюдь не романтического. Но в провинции — свои нравы и свои часы. Любит Русь-матушка звучное слово, меткую рифму и яркий образ. Конечно, не все сочинения ребят вытягивали до профессионального уровня, но они брали другим — искренностью, наивностью и детским максимализмом.
В номинации «Поэт» победили, конечно, лучшие, и среди них запомнилась скромная девушка из города Грязовца Юлия Завгородняя, плохо видящая, но любящая литературу и поэзию. Меня еще поразил юный детдомовец из Череповца Максим Семенов, прочитавший свое стихотворение «Бросай курить!», не очень складное, а, скорее, назидательное, но в котором нет ни слова неправды: «Зачем ты куришь — не пойму, ведь, ты еще ребенок?.. И взрослым не советую: а то умрете скоро». И всё в таком духе. Такие стихи распечатать бы на плакатах и вывесить у ларьков, может быть, поэффективнее была бы такая социальная пропаганда, чем лицемерные угрозы на сигаретных пачках.
С детьми лучше избегать формализма и начетничества, они всего этого не понимают и не принимают. Так их — свободно и одновременно ответственно — воспитывают в центре «Северная Фиваида». Вот и на фестивале «Свет души» родилась идея определять новые символы Вологодской земли в дополнении к известным, всем знакомым, таким, как масло, кружево и, конечно, Дед Мороз. Идея ребятам понравилась, и они увлеченно начали обсуждать эти, как их называют сегодня, бренды. Решили ограничиться пятью номинациями: вологодская птица, дерево, рыба, цветок и ягода. Предложений было много, каждый защищал своё, но в результате голосования победили такие символы, как: цветок — телекия прекрасная, произрастающая в одном только месте области, в Никольском парке Усть-Кубенского района; рыба — нельмушка, из породы сиговых, уникальная и для всей России, водящаяся только в вологодском Кубенском озере; ягода — морошка, северный виноград, воспетая Николаем Рубцовым; дерево — черемуха, чей цветущий аромат в мае развевается по садам и лесам Вологодчины; птица — журавль, перелетная, утонченно грациозная и красивая, своим курлыканьем в весеннем и осеннем небе тревожащая и радующая людей.
Может быть, этот конкурс и игра, но разве он не прививает детям любовь к природе, и не лучше ли он разного рода пустых интернетовских опросов или заимствованных флэш-мобов, собирающих молодежь ради инфантильной тусовки? Устами детей здесь глаголет истина, и кто будет против таких разнообразных и интересных символов родного края? Их выбирали еще и юные поэты, которые видят окружающую природу влюбленными и светлыми глазами.
Словом, очередное мероприятие (простите еще раз за скучное слово!) в центре «Северная Фиваида» удалось. Школьники разъезжались по домам с грамотами и цветами, с подарками и пасхальными яйцами. Как хорошо, что здесь их ценят как маленьких личностей, вполне серьезно к ним относятся.
Почему бы другим областям и республикам России не взять для осуществления вологодский образец? Всего-то и нужно: забота местных органов исполнительной власти и поддержка епархий. И назвать это доброе и яркое детское движение «тихомировцами», как в ХХ веке школьники страны, помогающие старикам, сажающие сады, ухаживающие за младшими ребятишками, собирающие металлолом и макулатуру, гордо назывались «тимуровцами». Наш президент советует нам брать от прошлого всё лучшее: и нормы ГТО, и школьную форму, и исторические названия воинских соединений... А мы вот возьмем и придумаем (а в Вологде оно реально существует!) движение «тихомировцев» — юных патриотов своей большой и малой родины, наследников своих дедов, которые занимались в домах пионеров и в многочисленных кружках по интересам.
Надежда Михайловна Тихомирова, скромная женщина из северного города, может быть, и покачает головой. Но разве она многолетней подвижнической работой со своими питомцами не заслужила такой чести, разве вологодские «тихомировцы» не стали еще одним символом-брендом области? Кто «за»? Все, конечно. А кто «против»? Таковых, думаю, не будет. Дело — не за словами, а за делом.
Вадим Дементьев
Были «тимуровцы». Почему не быть «тихомировцам»?
Были «тимуровцы». Почему не быть «тихомировцам»?