Выступление Замглавы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в программе «Комментарий недели» телеканала «Союз» 28 февраля 2015 года.
Завершается первая седмица великого поста. Многие люди приходят в храмы. Многие — в первый раз. Зачастую сталкиваешься с тем, что, выходя на чтение великого канона или на литургию Преждеосвященных Даров, ты видишь в храме лица, которые раньше никогда не видел. Да, иногда это люди, которые посещают храмы в центре в рабочие дни, не имея именно в эти дни возможности посещать храмы на окраине города или в пригородах, где эти люди живут. Но многие действительно приходят в первый раз, и это чувствуется по вопросам, по поведению.
Одновременно замечаешь, что люди, уже имеющие опыт церковной жизни — иногда совсем небольшой, а порой даже те, кто приходит в храм во второй или в третий раз, задают очень осмысленные вопросы. На исповеди, во время общения со священником, в разговорах друг с другом они интересуются не только внешней стороной поста. Все в большей степени их волнует то, как духовно измениться в эти дни, как стать настоящим христианином, прикоснуться к настоящему православному образу жизни, который описывается церковным Преданием и укоренен в Писании, в Евангелии Христовом, в той необычайной нравственной и духовной высоте, которая задана нам в Нагорной проповеди Господа Иисуса.
Люди спрашивают и о том, что еще недавно считалось уделом исключительно священнослужителей или узкого круга церковной интеллигенции. Приходящих в храмы на первой седмице великого поста интересует, как Церковь выстраивает свои отношения с другими христианскими исповеданиями, что ожидать от Всеправославного собора, как воспринимать меняющиеся события общественной жизни...
В пост люди приходят не просто отметиться, поставить свечку, не просто поинтересоваться тем, что можно есть, а чего есть нельзя — они идут серьезно помолиться и спросить священника о чем-то, что требует достаточно основательного уровня знания церковной жизни, интереса к этой жизни, участия в ней.
Очень многие приходят в храм с книжками, где изложен покаянный канон святого Андрея Критского, внимательно читают канон по этим книжкам, вслушиваются в слова канона, когда их произносит священник. Более того — ожидают и даже говорят о том, что слова канона должны читаться очень четко, чтобы можно было понимать каждое слово. Так сегодня делается в большинстве храмов Русской Православной Церкви. Люди исповедуются и причащаются, понимая, что пост — это прежде всего духовная перемена. По крайней мере, возможность для нее.
И в то же время о посте все чаще говорят светские средства массовой информации — иногда поверхностно, иногда только в связи с вопросом о том, какая пища наиболее приличествует посту, и о том, насколько это полезно для здоровья. Но даже такой интерес не бессмыслен. Вспомним, что еще 15-20 лет назад постились считанные проценты членов общества, а лет 25 назад просто единицы — статистически ничтожная величина людей, особенно если говорить о молодых, жизненно активных людях.
Сейчас все это изменилось. Как минимум четверть населения России (и может быть еще больше людей на Украине, в Белоруссии) в той или иной степени соблюдает пост — кто-то в пище и питии, кто-то в молитве, в посещении храма, в отказе от тех или иных развлечений.
Есть определенные попытки коммерциализировать пост, превратить его в ничего не значащую в духовном смысле диету. Да, некоторые издания, сайты, теле- и радиоканалы говорят только о гастрономической стороне поста. Но и это уже немало. Более того: священники и активные миряне, которые включаются в дискуссии о посте, сейчас с особой ясностью настаивают на том, что телесный пост, то есть пост в пище и питии, недостаточен. Он важен, но при этом не менее важно пойти в храм, исповедоваться, причаститься. Очень важно усилить молитву, покаяться пред Господом в совершенных грехах — и получить от Него прощение в таинстве покаяния. Об этом сегодня говорят священники и миряне, отвечая на вопросы журналистов о посте.
В то же время есть и другая проблема, которая периодически проскакивает в некоторых выступлениях священников и мирян: иногда о посте в пище и питии говорят как бы с пренебрежением, чуть ли не соглашаясь с людьми, проводящими примерно следующую мысль: «Ну какая разница, что есть, соблюдать ли пост в супружеских отношениях, в развлечениях? Главное — быть духовно продвинутым человеком (причем эта продвинутость зачастую не подразумевает покаяния). И, конечно же, нужно совершать добрые дела. А вот все остальное — то есть молитва, телесная чистота и вера — это как бы для немощных, для отсталых, для людей, которые уходят в историческое прошлое».
Очень внимательно следует относиться к такой попытке побудить Церковь к пренебрежению постом и молитвой, к тому, чтобы с недоброй иронией и невниманием относиться к очень важному для нас телесному подвигу.
Дух и тело в жизни христианина не разделены и не противопоставлены друг другу. Господь создал нас состоящими из тела и души. Очень сложно, если вообще возможно, любить Бога душой, обращаться к Нему в молитве, каяться в своих грехах — и при этом не обращать внимания на телесную составляющую нашей природы. На то, что мы должны в храме стоять, а не сидеть и не лежать. На то, что пища и питие в значительной степени определяют то, что мы думаем, то, как мы ощущаем себя. На то, что нужно хранить целомудрие во время поста. Все взаимосвязано в человеке. И значит, нам нужно телом и душой посвящать постному воздержанию особое время — духовную десятину, временную десятину — ради достижения того высочайшего нравственного идеала, который перед нами Богом поставлен.
Очень важно избежать двух крайностей, одна из которых уже стала редкостью — это фарисейское требование от людей соблюдения каждой йоты, каждой буквы уставов, писанных для монастырей. С этим иногда соединяется некоторая озлобленность постящегося человека перед непостящимся, горделивое самопревозношение, пренебрежение к окружающим, к их скорбям. Этой крайности все чаще мы избегаем.
Но точно так же дарует нам Господь избежать небрежения о том, что Он сам заповедал. Нужно избежать искушения, которому поддались многие современные люди, именующие себя христианами, — искушения тотального отрицания какого бы то ни было подвига, совершаемого человеческим телом. За этим отрицанием часто идет и оставление молитвы, и практически полное оставление церковных таинств, особенно таинства покаяния, и отрицание того, что человек должен видеть свои грехи и свое недостоинство, и что для этого ему дан пост, а потом и отрицание поста как такового, и разговоры о том, что все это — для духовно непросвещенных людей. В таком контексте некоторые, естественно, объявили пост чем-то малосущественным.
Но не случайно Господь нам говорит, что именно молитвой и постом побеждается злой дух. Не случайно древняя Церковь такое внимание уделяла посту и молитве. Нам нужно видеть, что через этот подвиг Господь преображает нашу жизнь — так, как мы ее никогда не сможем преобразить, если будем заниматься только самосовершенствованием, которое, как мы знаем, никогда не бывает полноценным, потому что без действия Божия никакое самосовершенствование не возведет человека из ада.
Не будем фарисеями, которые возлагают на людей бремена неудобоносимые. Но одновременно не будем уподобляться и тем людям, которые многажды в истории творили дело Господне с небрежением, считая, что они умнее Писания и Предания Церкви, а значит, могут придумать для себя особую возможность без подвига, без собранности духовной, без молитвы, без поста стать совершенными в духовном, моральном и в интеллектуальном отношении.
Будем прислушиваться к Божию действию в эти особые дни поста, и Господь обязательно ответит на наше внимание и устремленность к Нему. Ответит изменением нашей жизни. Ответит плодами покаяния, молитвы, участия в таинствах, добрых дел, самоограничения в пище и в питии, иных подвигов — плодами, которые дает нам это постное время, если мы сами хотим их получить.
Будем поститься постом, приятным Богу.
Будем поститься постом, приятным Богу
Будем поститься постом, приятным Богу